Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Психоаналитическая теория сновидений

Введение.

Сновидения долгое время оставались территорией исключительно эзотерической практики. Попытки объяснения феномена их происхождения и назначения предпринимались и до З.Фрейда, однако лишь ему первому из серьезных ученых и клиницистов удалось создать стройную и логичную теорию сновидений.

При лечении больных катарсическим методом, разработанным совместно Й.Брейером и З.Фрейдом, последним было замечено, что симптомы заболевания, исчезая из бодрственной жизни, начинали воспроизводиться в сновидениях. Поскольку симптом всегда имеет психологический смысл, являясь компромиссным способом реализации запретного инфантильного, недостаточно вытесненного в бессознательное, желания, то возникло предположение, что сновидения также имеют смысл исполнения такого желания, а не являются случайными выдумками. До Фрейда в научных кругах царило презрительное отношение к сновидениям, возможно вызванное большой важностью этого феномена для оккультистов. Для врача имелся известный риск обращения к этой теме, связанный с утратой реноме серьезного врача и ученого. Однако это не остановило родоначальника психоанализа и, начиная с 1896 года, он регулярно исследует собственные сновидения. Это исследование позволило ему выявить инфантильные истоки собственных симптомов и развить аналитический метод в целом. Первая работа З.Фрейда в этом направлении – «Толкование сновидений» была опубликована в самом конце 1899 г. в количестве 600 экземпляров и распродавалась в течение восьми лет. Книга была построена на анализе в основном собственных сновидений автора. Сам Фрейд считал ее наиболее значимым своим детищем и черпал уверенность в правильности своих идей, обращаясь к представленным в ней результатам, в трудные для себя времена.

 

Явное содержание сновидения и его скрытые мысли, функция сновидения

То, что обычно называют сновидением (его текст) в психоанализе именуется явным или манифестным его содержанием. Идея Фрейда в отношении сновидений заключалась в том, что они вызваны вытесненными, скрытыми от самого сновидца мыслями, желаниями и фантазиями. Это вытеснение произошло из-за запретного характера таких желаний. Дневные события тем или иным образом активизируют эти бессознательные содержания и во время сна, когда линия вытеснения слабеет, они достигают границы восприятия. В состоянии сна моторное отреагирование желаний заблокировано и возбуждение, вызванное этими желаниями, направляется в сторону органов восприятия – в основном зрительного и слухового. Достигнув органов восприятия, возбуждение вызывает галлюцинаторное исполнение этих подавленных желаний, но в искаженной, приемлемой для цензуры форме.

Таким образом, помимо явного сновидения, имеются еще и мысли, которые его вызывают или скрытые мысли сновидения, образующие его латентное содержание.

Возникшее таким образом сновидение удовлетворяет ЭГО, поскольку охраняет состояние сна (нет реального моторного отреагирования, а есть галлюцинаторное, не требующее пробуждения). С другой стороны, оно позволяет вытесненному желанию исполниться и тем самым, снизить либидное напряжение. Таким образом, функция сновидения состоит в том, что оно призвано примирить две противоположные силы – желание спать и возбуждение, идущее от психической или соматической сферы. Весь процесс образования сновидения проходит под воздействием так называемой цензуры, порождаемой остатком сохраняющегося вытеснения. При попытке истолкования сновидения именно цензура порождает сопротивление этому процессу в виде забывания части сна, отсутствия свободных ассоциаций к нему или иным образом.

Приводимый ниже рисунок иллюстрирует процесс образования сновидения (рис 1).

 

Рис. 2 Механизм возникновения сновидений

 

Как видно из рисунка, во время сна вытесненное влечение, опираясь на случайные раздражители и накладываясь на нейтральные, то есть не получившие какой-либо эмоциональной оценки остатки дневных впечатлений (например, случайно встреченный и по какой-то причине запомнившийся не знакомый человек), находит свое выражение в виде сновидения. Этот процесс называется работой сновидения. Нейтральность остатков дневных впечатлений важна, поскольку, получившие какую-либо эмоциональную оценку впечатления не могут быть использованы как свободный «строительный материал» для сновидения из-за связанности с определенными аффектами.

При формировании сновидения имеет место работа нескольких механизмов:

1. Сгущение. Все элементы мыслей сновидения, имеющие общие черты (например, лица сразу нескольких человек, имеющих голубые глаза), совмещаются в одном элементе. Получается, что за одним элементом сновидения стоит целая группа схожих частей в скрытых мыслях. Но и один и тот же элемент скрытых мыслей может иметь несколько образов в сновидении. Сгущение происходит через: а) опускание некоторых элементов образа; б) использования части от целого; в) слияния в один нескольких похожих элементов.

2. Смещение. Разные элементы скрытых мыслей несут различную аффективную нагрузку. Во время сна эти два слоя (мыслей и аффектов) приобретают подвижность относительно друг друга и могут скользить. В бодрствовании это – безусловно патология, во сне – норма. Аффекты делают те или иные компоненты важными или нет, то есть обеспечивают оценочную функцию. В сновидениях аффекты могут: смещаться на другие элементы сновидения, менять интенсивность, знак, исчезать, сохраняться в исходном виде. Часто это перемещение аффектов происходит со значимых элементов на индифферентные, так что в центре сновидения оказывается нечто малозначительное, а главное остается в тени, неясным, размытым. Смещение может быть двух видов: а) элемент скрытых мыслей замещается не собственной частью, а чем-то отдаленным – намеком; б) аффект смещается с какого-то важного элемента на не важный. Именно смещение придает сновидению странный характер.

3. Символизация. Работа этого механизма заключается в замене некоторых индивидуально значимых, конкретных представлений на: общезначимые (универсальные символы, известные из мифов, ритуалов, легенд, например: огонь как символ страсти, король и королева – родители); значимые в данной культуре (условные, например, слово «конь» обозначает в русском языке конкретное животное, а в английском этим словом будет «horse); другие индивидуально значимые, сформированные в онтогенезе (индивидуальные, например, аффект тоски и чувства потерянности связан с воспоминаниями о чужом дворе, в котором сновидец потерялся в детстве, образ этого двора может стать индивидуальным символом тоски и потерянности). Символизм это четвертый вид отношений между явным и скрытым материалом сновидений после части от целого, намека и образного представления.

4. Вторичная обработка. Сновидение, сформированное на основе фрагментов воспоминаний детства и остатков впечатлений дня накануне, в результате работы механизмов сгущения, смещения и символизации представляет собой набор отдельных, не связанных между собой частей. Для того, что бы сновидение стало приемлемым для сознания оно должно представлять собой слитное повествование. Механизм вторичной обработки выполняет необходимую рационализирующую работу по заполнению пробелов, установлению связей между частями сновидения, то есть делает сновидение пригодным для восприятия. Однако этот механизм работает не всегда и мы всегда можем вспомнить явно бессмысленные и фрагментарные сновидения. Кроме того, работу этого механизма можно связать как с формированием сновидения, так и с его восприятием или даже воспроизведением после пробуждения, что делает его причастность именно к формированию сновидения неочевидной.

 

Типические сновидения

Известно, что, не смотря на огромное разнообразие сновидений, совершенно разные, принадлежащие к разным культурам люди могут видеть сновидения с одним и тем же сюжетом. В 1961 г. Ward выделил 17 видов типических сновидений. К ним были отнесены сновидения об объекте, подвергающемся опасности; падении с высоты; преследовании или погоне; плавании в воде; еде; нахождении денег; потерянности; огне и пожарах; наготе или непорядке в одежде; неполадках с зубами; полетах; экзаменах; о смерти; отставании от поезда; ситуациях риска; пребывании в пещере; прохождении через узкий проход. Многие их этих сюжетов были выделены и истолкованы еще З.Фрейдом, который пришел к выводу, что большинство таких сновидений не только имеют схожий сюжет, но и могут иметь стандартное толкование. Причина такого универсализма заключается в том, что сновидения порождаются детскими, запретными, агрессивно-сексуальными желаниями, набор которых ограничен.

З.Фрейд относил к типическим сновидениям такие, как сновидения о наготе или непорядке в одежде. В таких сновидениях, спящий обычно видит себя разгуливающим нагим или с недостатком в одежде при скоплении народа, при этом, окружающие не обращают на него внимания. Последнее обстоятельство дает основание отнести такие сновидения к происходящим из детских воспоминаний о получении удовольствия от собственной наготы, которая тогда взрослых ничуть не смущала.

Сновидения о смерти близких родственников можно разделить на две группы: с аффектом скорби и без него. Последние должны обозначать что-то отличное от своего содержания. Сновидение с аффектом скорби значит то, что изображает, то есть, представляет собой пожелание смерти родственникам. Здесь нужно заметить, что сновидения продукт бессознательного и отражают нечто такое, что в бодрственном состоянии выглядит совершенно неприемлемым и потому активно вытесняется.

Сновидения об экзаменах обычно снятся накануне какого-либо испытания, часто сексуального, но не обязательно. Аффект страха в них связан с детскими воспоминаниями о наказании за невыполнение порученного дела. В этих сновидениях, если они случаются накануне реальных экзаменов, никогда не снятся предстоящие экзамены, а лишь те, которые были успешно сданы когда-то. Таким образом, эти сновидения, не смотря на тревожный характер, успокаивают сновидца: «Ты сдашь». К этой группе сновидений–утешений относятся и сновидения об опоздании на поезд. Здесь отъезд это символ умирания, опоздание – утешение: «Те не умрешь, твой час еще не пришел». Обычно такие сновидения провоцируются возбужденным накануне страхом смерти. С другой стороны, близкие по сюжету сновидения о том, как сновидец провожает на поезд кого-либо из родственников, например, сновидица, провожающая свою мать и раздраженная тем, что мать мешкает и ни как не может сесть в поезд, должны иметь иное толкование, а именно – пожелание смерти близким.

Сновидения о непорядке с зубами, потере зуба, зубной боли восходят к мастурбационным наклонностям периода зрелости. Для женщин потеря зуба, например, залезание в рот руками и вырывание зуба, означает запретное проникновение пальцами между «губами». Здесь имеет место такая частая во сне перемена верха и низа: волосы на голове и волосы на гениталиях, губы (рот) и губы (вагина), нос и пенис. Важным моментом в таких сновидениях выступает чувство вины, поскольку утрата зубов выступает как наказание за очень «страшное» преступление. Учитывая архаический характер сновидения, можно заметить, что утрата зубов для наших пращуров была равносильна смерти, поэтому эти сновидения обычно сопровождаются аффектом страха или ужаса. Поводом к такому сновидению служит нечто, произошедшее накануне и возбудившее чувство вины, например, супружеская измена.

Еще один вид типических сновидений – полеты во сне. Они происходят из детских ощущений от подкидывания вверх, качания на ноге или качелях. Смысл таких сновидений может быть весьма различным, так это может быть и желание быть выше ростом, чем другие, возвысится над всеми, например, по уму. В то же время, сновидение может обозначать и оргастическое переживание. Часто такие сновидения связаны с невозможностью достичь желаемого в реальности.

Сновидения о падении часто связаны с аффектом страха. Для женщин они, как правило, значат «падать» как поддаваться сексуальному искушению. То же может быть и с мужчинами. Здесь возможен любой контекст падения.

Сновидения о плавании, наводнениях и пожарах представляют собой воспоминания о детском энурезе, связанные с привитием навыков чистоплотности.

 

Основные символические соотношения.

При анализе собственных сновидений З.Фрейд столкнулся с тем, что в манифестном сновидении имеются фрагменты или образы, которые, не смотря на все усилия, не могут быть истолкованы на основе только онтогенетического материала. С другой стороны, многие из таких фрагментов схожи с известными фольклорными символическими образами. Так в сказках, самые известные персонажи – король и королева являются символическими заместителями родителей; лес – «страна мертвых» (В.Я.Пропп), путешествие в которую представляется необходимым элементом испытаний главного героя и прочее. Поскольку сновидения явления регрессивные, то появление в них символов достаточно распространено, однако сложность здесь заключается в том, что нет никакого надежного способа заранее знать, чем является данный образ: символом или фрагментом онтогенетического опыта сновидца. Более того, знание символических отношений делает смысл многих сновидений очевидным и возникает соблазн токования их, не дожидаясь материла пациента. З.Фрейд предостерегал от такой поспешности, поскольку кажущееся символическим вполне может оказаться проявлением личного опыта сновидца. Таким образом, при анализе сновидений приоритет должен отдаваться свободным ассоциациям сновидца и лишь в случае их отсутствия и одновременно логичности символической замены можно делать символические интерпретации.

Сам Фрейд избегал создания какого-либо словаря символов, видимо, желая уберечь своих последователей от соблазна символического толкования. Однако такие соотношения им и его последователями (Р.Гринсон, К.Хорни) все же упоминаются. Выделенные З.Фрейдом символические соотношения по большей части связаны с телесностью и сексуальностью. Целесообразно разделить образы сновидений, которые могут нести символическую нагрузку на две группы: объекты и процессы.

Так объекты бодрственной жизни могут символически заменяться в сновидениях следующим образом.

Родители – представляются королями и королевами, императорами, авторитетными лицами (президенты, руководители и проч.).

Человек в целом – обычно символизируется домом.

Женщина – часто заменяется домом с балконами, выступами и различными вычурностями и украшениями.

Мужчины – представляются домами с гладкими стенами.

Маленькие дети, братья и сестры – символизируются маленькими животными, насекомыми, паразитами.

Мужские гениталии – предметы, торчащие вверх, проникающие во внутрь, дающие воду, вытягивающиеся в длину, инструменты, карандаши и ручки, ключи, рыбы, змеи, шляпы, пальто, гора, скала, число «3».

Женские гениталии – сад, ландшафт с горами, лесом и водой, шкатулки для украшений, башмак или туфель, предметы с полостью внутри, шахты, пещеры, бутылки, коробки, чемоданы, сумки, карманы, печь, дерево (как материал), улитка, рот, церковь.

Процессы, происходящие в бодрственной жизни могут символизироваться следующим образом.

Рождение – выход или вход в воду, спасение из воды или огня.

Смерть – отъезд, траурная рамка, черный цвет, четное число цветов и проч.

Отложенное либидо – уголь.

Самоудовлетворение – всякого рода игра (карты, фортепьяно), езда ин велосипеде, скольжение, соскальзывание, зашивание рвущейся материи.

Кастрация – выпадение или вырывание зуба, сломанная ветвь дерева.

Половой акт – лестницы, всякая ритмическая деятельность, езда верхом, раздавливание, угроза оружием.

Страсти, грубые желания – дикие звери.

 

Регрессия в сновидении.

 

Основные направления регрессии.

 

Одна из особенностей психической деятельности в состоянии сна заключается в том, что ряд ее аспектов начинают носить регрессивный или архаический характер. Эта особенность распространяется как на способ психической деятельности, так и на содержание самих сновидений. Рассмотрим различные виды регрессивных проявлений, присущих сновидческой активности.

1. Регрессия к архаичным формам мышления. Такое мышление характеризуется наглядностью и образностью; заменой абстрактных понятий конкретными вещами (например, замена частоты какого-либо действия – количеством); переводом, где возможно временных соотношений в пространственные, например, в удаленность или малые размеры; отсутствием предлогов, союзов (вместо союза «И», например, имеет место простое расположение предметов или событий рядом); отсутствием частицы «НЕ», как в древних языках.

2. Регрессия к ранним галлюцинаторным формам исполнения желаний, характерным для младенцев.

3. Регрессия в виде возврата к воспоминаниям. Сновидения представляют собой обрывки воспоминаний и фантазий, то есть, мы возвращаемся во сне к ранним формам личного опыта. Особенно ярко это проявляется в повторяющихся посттравматических сновидениях.

4. Регрессия в смысле обратного движения возбуждения (см. рис.1): в бодрствовании от воспринимающего конца (зрение, слух) к обрабатывающему (мышление) и к моторному отреагированию. Во сне наоборот, от мышления к воспринимающему концу.

5. Иногда сновидения демонстрируют регресс к филогенетическому опыту в виде схожести сюжета сновидения и какого-либо мифа, который не был известен сновидцу из бодрственной жизни.

 

 

Регрессия функций Эго, суперЭго и Ид во сне

 

Функции Эго. Тестирование реальности во сне регрессирует к младенческому состоянию, когда не было различий между реальностью объективной и психической так, что в состоянии сна мы верим в реальность происходящего. Часто для усиления этого впечатления мы видим так называемый «сон во сне», когда не происходит реального пробуждения, а мы «просыпаемся» во сне лишь для того, чтобы не просыпаться наяву.

Мышление и язык возвращаются к детскому стилю, игре словами, образности и нелогичности. Часто наблюдается смешения детского и взрослого стиля мышления, это так называемое «первичное мышление». Такое свойство мышления как способность к интеграции также изменяется и наблюдается регресс к несогласованным частям мыслей в виде частей сна. В тоже время, такая связанная с мышлением функция как память, во сне используется более активно, чем в бодрствовании.

Адаптивные механизмы также претерпевают изменение, которое сводится не к ослаблению их действия, а к возвращению к характерным адаптивным механизмам ребенка с преобладанием ранних механизмов, таких как расщепление и проекция.

Изменение чувственного восприятия и функций моторики в состоянии сна не носит регрессивного характера. Эти функции скорее приостанавливаются или снижаются.

СуперЭго во сне. Функции суперЭго также регрессируют во сне. Так, если фантазия об удовлетворении влечения в манифестном сновидении сопровождает неприятное чувство, то это чаще тревога, чем вина. То, что в бодрствовании вызывает чувство вины и угрызения совести, в состоянии сна превращается в страх или сцену наказания, так же как это происходило в детстве, когда суперЭго еще не сформировалось до конца. Во сне человек склонен чаще руководствоваться принципом «око за око», проецировать свое чувство вины на других, отождествляя себя с карающим судьей, реагировать скорее мазохистически, а дети в своих снах часто видят себя пострадавшими. Еще один аспект регрессии функций суперЭго заключается в том, что инстинктные желания находят себе более прямое выражение, чем в бодрствовании.

Ид во сне. Желания и фантазии Ид во сне играют большую роль, чем в бодрствовании. Во время сна человек находится в состоянии нарциссической самозамкнутости, он отключается от реальности. Это состоянии очень близко к нарциссическому детству и, соответственно, оно активизирует детские фантазии в большей мере, чем в бодрствовании.

 

ВЫВОДЫ:

  1. Исследование собственных сновидений и сновидений своих пациентов привело З.Фрейда к выводу о том, что сновидения, во-первых, не являются случайными выдумками, а наполнены определенным смыслом, во-вторых, могут быть истолкованы для целей лечения.
  2. Основная идея Фрейда о сновидениях заключается в том, что они представляют собой возвращение вытесненных (забытых) впечатлений, связанных с подавленными инфантильными желаниями.
  3. Сознание, защищаясь от возвращения вытесненного материала во сне, прибегает к целому ряду защитных маневров (цензура).
  4. Основная функция сновидений – сохранение состояния сна.
  5. Появление однотипных сновидений у различных людей объясняется общим характером вытесняемых желаний.
  6. Психоаналитический символизм представляется способом маскировки при возвращении вытесненного материала в состоянии сна.
  7. Целый ряд аспектов психической деятельности во сне носит архаический характер, напоминая психическую активность архаического человека.
  8. Функциональные особенности Эго и Супер-Эго во сне носят регрессивный, младенческий характер. Функциональность Ид во сне не отличается от бодрствования.

 

Вопросы для самопроверки:

  1. Что значит «явное» и «латентное» сновидение?
  2. Каким образом сновидение охраняет состояние сна?
  3. Какие механизмы использует цензура сновидения?
  4. Чем символизация отличается от смещения?
  5. Почему невозможно однозначно отнести механизм вторичной обработки к состоянию сна?
  6. Какие из сюжетов сновидений не являются типическими: об опоздании на поезд; о еде, о непорядке в одежде; о прохождении через узкий проход; о полетах; о наводнениях и пожарах?
  7. Почему психоаналитический символизм так часто маскирует телесность и сексуальность?
  8. Назовите основные аспекты регрессивного функционирования психики во сне.
  9. Какие именно функции Эго приобретают регрессивный характер во сне?

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Толкование сновидений, «забытые науки» | Тема 3. Использование сновидений в психоаналитическом процессе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.