Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка детей к школьному обучению

Нервно-психическое развитие

Физическое развитие

С 2 до 12 лет долженствующую длину тела можно вычислить по формуле: возраст (годы) * 6 + 77 см. К 4 годам длина тела новорожденного удваивается; к 12 годам утраивается. В динамике роста в длину можно выделить несколько фаз. В первые два года жизни ребенок растет особенно быстро. Затем первое ускорение роста наблюдается от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет – у девочек. В последующем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет и у девочек – в 8,5 лет.

Масса тела ребенка в возрасте 2-11 лет равна: 10,5 кг + 2n, где n – возраст ребенка до 11 лет, а 10,5 кг – средняя масса годовалого ребенка (с прошлой лекции).

Формула для вычисления обхвата грудной клетки до 10 лет: 63 см – 1,5 см (10 –n), где n – число лет ребенка моложе 10 лет, 63 см – средний обхват грудной клетки в возрасте 10 лет (с прошлой лекции)

Окружность головы для детей 2 – 15 лет определяется следующим образом: окружность головы 5-летнего ребенка = 50 см; на каждый недостающий год до 5 лет из 50 нужно вычесть по 1 см; на каждый последующий год после 5 лет – прибавить 0,6 см (с прошлой лекции).

В период дошкольного возраста преобладает игровая деятельность. Она имеет очень большое значение в развитии интеллекта и двигательных навыков. Усложняется речь, появляются ассоциативные связи, собственные суждения. В этот период психика ребенка очень восприимчива: он быстро запоминает слова, учится чтению и письму, рисованию, музыке. Задает массу вопросов: «Почему?», «Как?», «Зачем?». Происходит стабилизация и дальнейшее развитие аналитической деятельности коры больших полушарий, при этом нарастает роль процесса внутреннего торможения. К 6-7 годам дети готовы к обучению в школе, хотя адаптация к коллективу нередко затруднена.

Перед поступлением в школу важно своевременно выявить и провести коррекцию отклонений в состоянии здоровья детей, определить степень их готовности к обучению. Недостаточная зрелость детей неблагоприятно отражается на работоспособности, успеваемости и состоянии здоровья. Определение готовности к обучению в школе проводится врачом детской поликлиники по медицинским и психофизиологическим критериям.

К медицинским критериям относят уровень биологического развития, состояние здоровья в момент осмотра, острую заболеваемость за предшествующий год. Зрелость ребенка оценивается психофизиологическими критериями: по результатам выполнения теста Керна-Йерасика, мотометрического теста, качеству звукопроизношения.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасика

Для выполнения заданий ребенку дается лист машинописной нелинованной бумаги и карандаш. На обороте листа в верхней левой части помещен образец письменных букв 2-го задания, в нижней левой части — образец группы точек.

Задание 1.
Нарисуй какого-нибудь мужчину. Так, как сможешь. (Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается. Если ребенок нарисовал женщину, то его просят нарисовать и мужчину.
Если ребенок категорически отказывается рисовать мужчину, это может быть связано с неблагополучием в семье ребенка.) Оценка рисунка:

1 балл (наилучший результат) выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности, причем голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно они закрыты кепкой, шляпой) и уши, на лице — глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована синтетическим способом, т. е. вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.
2 балла — выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 балла — фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
4 балла — примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы только одной линией каждая.
5 баллов (наихудший результат) — отсутствует четкое изображение туловища («головоножка») или обеих пар конечностей. Каракули.

Данное задание оценивает общий интеллектуальный уровень ребенка.

Задание 2. Копирование слов, написанных письменными буквами: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты попробуй написать точно также».
Предлагается скопировать фразу «ОН ЕЛ СУП», написанную письменными, а не печатными буквами. Если ребенок умеет читать и пишет фразу печатными буквами, то надо ему предложить скопировать образец иностранных слов, также написанных письменными буквами

Оценка результатов:

1 Балл — хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко написаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.
2 балла — разборчиво скопирован образец, но размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
3 балла — явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.
4 балла — с образцом совпадают хотя бы 2 буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
5 баллов — каракули.

Диагностируется сенсомоторная координация, произвольность внимания, координация зрения и движений тонкой моторики руки.

Задание 3.

Срисовывание группы точек: «Посмотри, здесь нарисованы точки.

...
...
...
.

Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же». При этом нужно показать, где ребенок должен нарисовать. Во время выполнения ребенком задания надо следить за его действиями и делать пометки. Обратить внимание, какой рукой рисует ребенок, перекладывает ли карандаш из одной руки в другую, вертится слишком много, роняет ли карандаш и т. п.

Оценка результатов:

1 балл — совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.
2 балла — число и расположение точек должно соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину зазора между строкой и колонкой.
3 балла — рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 или меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов
4 балла — контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы, например линии, не допускаются.
5 баллов — каракули.

Итоги: находится суммарное число баллов по трем заданиям. Если сумма баллов равна 3—6 баллов — готовность к школе выше средней, если сумма 7-11 баллов - средняя зрелость, если 12-15 - готовность ниже нормы, таких детей необходимо углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.
Результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (возможны случаи, когда способные дети схематично рисуют человека и поэтому получают плохие результаты).

Тест Керна-Йерасика можно применять как в группе так и индивидуально.

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

(наличия или отсутствия дефектов звукопроизношения) Для определения чистоты речи ребёнку предлагается по картин­кам перечислить последовательно вслух предметы, в названии ко­торых встречаются звуки, относящиеся к группе: 1.Сонорных - "Р" твёрдое и мягкое, "Л" твердое и мягкое: 2.Свистящих - "Т" твёрдое и мягкое, "3" твердое и мягкое; З.Шипящих - "Ц, Ж, Ш,Ч, Щ".

Картинки или рисунки подбираются таким образом, чтобы каж­дый из перечисленных звуков встречался в начале, середине и конце слова, например: рак -.ведро - топор; река - гриб - фонарь; лопата - белка - стул; лейка - олень - соль; самолёт - бусы - стул; сито - гуси -лось; заяц - коза; зима - газета - витязь; цапля - яйцо - огурец; жук - лыжи - нож; шишка - кошка - мышь; чашка - бабочка - ключ; щётка - ящерица - плащ. Это примерный подбор слов. Можно лю­бое из них заменить на другое, в котором встречается нужная буква, однако принцип подбора слов должен быть сохранён. Для удобства картинки или рисунки можно наклеить в тетрадь для рисования.

При проведении исследования фиксируются все дефекты в про­изношении звуков, имеющихся у данного ребёнка. Наличие дефек­тов в произношении хотя бы одного из исследуемых звуков указы­вает на невыполнение задания (обозначается знаком “-”).

МОТОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ “ВЫРЕЗАНИЕ КРУГА”,

Испытуемый получает карточку из тонкого картона или плотного ватмана, на которой изображена фигура. Ребёнку дают острые, не ту­гие ножницы и объясняют, что ему нужно вырезать круг по средней утолщённой линии. Работа выполняется правой рукой. После того, как испытуемый дорезал карточку до толстой линии, фиксируется вре­мя начала работы (с помощью секундомера или часов с секундной стрелкой). Работу следует выполнять за 1 минуту, в течение которой должно быть вырезано не менее 8/9 круга. Отклонение от утолщенной линии разрешается максимум 2 раза (если ребёнок в процессе работы перерезает одну из тонких линий) или 1 раз (если он перерезает две тонкие линии). Разрешается две попытки. Тест считается невыпол­ненным (обозначается знаком “-”) при превышении времени, отведён­ного на его выполнение (1 минута), при большом количестве ошибок.

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

На основании результатов психофизиологического обследова­ния ребёнок считается готовым к школьному обучению, если он по­лучает в сумме 3-9 баллов за тест Керна-Иерасека и имеет положи­тельный (+) результат за выполнение хотя бы одной из двух других проб. Большая абсолютная величина показателя соответствует мень­шей степени “школьной зрелости”.

Исследование проводит медицинская сестра или воспитатель ДДОУ, а также медицинская сестра или врач поликлиники неорга­низованным детям.

Первое обследование осуществляется осенью за год до поступления детей в школу. Ребенку проводится психофизиологическое исследование, его осматривают узкие специалисты: оториноларинголог, офтальмолог, психоневролог, хирург-ортопед, стоматолог, педиатр. Результаты обследования заносятся в медицинскую карту развития ребенка. Детям с отклонениями в состоянии здоровья назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Детям, признанным не готовыми к школе при первом обследовании, в мае-апреле проводится повторный медицинский осмотр теми же специалистами с психофизиологическим обследованием. Ребенку проводят ОАК, ОАМ, исследование кала на яица глистов и все необходимые профилактические прививки. Участковый педиатр принимает окончательное решение о готовности ребенка к школе, определяет группу для занятий физическим воспитанием. Результаты осмотров и анализов, рекомендации для фельдшера школы заносят в индивидуальную карту школьника (ф. 026/у-80), которую выдают на руки родителям для предъявления в школу, составляют списки детей с указанием готовности обучения в школе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анатомо-физиологические особенности дошкольного периода | Анатомо-физиологические особенности. Период младшего школьного возраста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.