Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая безопасность

Исторический опыт убедительно свидетельствует, что каждое государство на любом этапе своего развития должно уделять особое внимание проблемам обеспечения безопасности как общества в целом, так и отдельных граждан. В условиях современной России, определяемых глубоким экономическим кризисом 90-х гг., обострением существующих внутренних и внешних угроз и появлением новых, особое значение приобретает проблема экономической безопасности.

Стратегия обеспечения экономической безопасности России строится на основе официально принятых в стране нормативных актов, основными из которых являются: Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации от 05.03.92 г., с изменениями и дополнениями от 25.12.92 г. «О безопасности»; «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», введенная Указом Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24 и «Государственная стратегия экономической безопасности РФ (основные положения)», одобренная Указом Президента РФ от 29.04. 96 г. № 608 и др.

Исходя из перечисленных документов государственная стратегия обеспечения экономической безопасности включает:

1) перечень и общую характеристику всей совокупности как внутренних, так и внешних угроз экономической безопасности страны;

2) национальные интересы в области экономики, а также критерии и показатели состояния народного хозяйства, отвечающие требованиям экономической безопасности;

3) меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.

Экономическая безопасность это материальная основа национальной безопасности. Она выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости.

Экономическая безопасность — это состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути, формы своего экономического развития.

Для достижения экономической безопасности в систему экономической безопасности, по нашему мнению, должны войти объект безопасности, субъекты безопасности, механизм обеспечения безопасности и практические действия по обеспечению безопасности.

Объект — это то, на что направлены действия субъекта по обеспечению его безопасности. Это жизненно важные экономические интересы личности, общества и государства (экономика страны в целом и ее регионов, конкретные рынки, отдельные юридические и физические лица).

Субъекты безопасности — государство, осуществляющие свои главные функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей: функциональные и отраслевые министерства и ведомства, налоговые и таможенные службы, соответствующие комитеты Государственной Думы и Федерального Собрания и тд во взаимодействии с другими институтами гражданского общества: банками, биржами, фондами, страховыми и пенсионными компаниями, обществом потребителей, предпринимателями и обществом в целом, хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики: продавцы и производители продукции, работ и услуг, домашние хозяйства и отдельные личности.

Очень важным составным элементом системы безопасности является механизм обеспечения экономической безопасности.

Формирование механизма обеспечения экономической безопасности — дело очень сложное. Важнейшим его составным элементом выступает необходимость определения потребностей в обеспечении экономической безопасности.

К экономическим потребностям относятся:

· потребности в материальных благах, к которым относятся блага производственного и потребительского назначения (станки, машины, оборудование, пища, жилище, одежда и т. д.);

· потребность в услугах;

· потребности в энергии, тепле, пространственном перемещении вещей и людей;

· потребности в научных разработках в интересах экономики;

· потребности в условиях, способствующих воспроизводству рабочей силы;

· потребность в продуктах труда, являющихся материальной основой произво­дительной и социальной инфраструктуры.

Экономические потребности — это своего рода спрос общества к экономической системе. Размеры и структура этих потребностей не однородны. С изменением структуры и возрастанием опасностей и угроз, с усилением международной напряженности, появлением форс-мажорных обстоятельств, развитием общественных потребностей и производства экономические потребности возрастают. Удовлетворение этих потребностей зависит от возможностей экономики, уровня развития производительных сил, степени зрелости производственных и прежде всего организационно-экономических отношений, эффективности производства и управления, наличия материальных и квалификации трудовых ресурсов и т. д.

Угрозы экономической безопасности можно классифицировать:

· по источнику угрозы (внутренние — источник на территории РФ, внешние — источник расположен за границей государства);

· природе возникновения угроз (вызванные политикой государства, инициированные иностранными государствами, исходящие от криминальных структур, исходящие от конкурентов, исходящие от контрагентов);

· вероятности реализации (реальные — могут осуществляться в любой момент времени, потенциальные — могут реализоваться в случае формирования оп­ределенных условий);

· отношению к человеческой деятельности (объективные — формируются независимо от целенаправленной деятельности, субъективные — создаются сознательно, например, разведывательной, подрывной и иной деятельностью, организованной преступностью, террористическими группами);

· объекту посягательства (информации, финансам, персоналу, деловому реноме);

· а возможности прогнозирования (прогнозируемые на уровне хозяйствующего субъекта и не поддающиеся прогнозу);

· последствиям (всеобщие — отражаются на всей территории Российской Федерации или большинстве ее субъектов, локальные — отражаются на отдельных объектах);

· величине нанесенного (ожидаемого) ущерба (катастрофические, значительные, вызывающие трудности).

Для того чтобы противостоять давлению извне и своевременно предотвратить реальные внешние опасности и угрозы, их необходимо четко выявить. Наиболее опасными из них в современных условиях, по нашему мнению, являются:

· значительный внешний долг и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение, а также усиление попыток использовать его в качестве давления при принятии важнейших экономических и политических решений;

· усиливающееся завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России и, как следствие, возрастание зависимости нашей страны от импорта многих, в том числе и стратегических, видов товаров;

· дискриминационные меры ряда международных организаций и зарубежных стран во внешнеэкономических отношениях с Россией, протекционистская политика по отношению к нашей стране, вытеснение российских предприятий, особенно производящих военную и машиностроительную продукцию, с традиционных внешних рынков;

· скупка иностранными фирмами наших предприятий с целью контроля над ними и создания условий для обеспечения собственного успеха в конкурентной борьбе как на внешнем, так и на внутреннем рынках;

· необустроенность таможенной границы и недостаточный экспортный и валютный контроль;

· неразвитость инфраструктуры экспортно-импортных операций и др.

 

В последние годы особую опасность для экономической безопасности государства, как по нашему мнению, так и по мнению ведущих ученых страны, представляют внутренние опасности и угрозы. К ним следует отнести:

· глубокий спад производства валового внутреннего продукта за годы реформ в 90-е гг.;

· резкий спад инвестиций в сферу производства, преобладание вложения капиталов в посредническую и финансовую деятельность;

· разрушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики, старение производственной базы;

· увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, рост безработицы, задержки с выплатой зарплаты и пенсий, социальная напряженность;

· структурная и отраслевая деформированность российской экономики, усиление топливно-сырьевой направленности экономики, свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности;

· отставание разведки запасов полезных ископаемых от масштабов их добычи;

· низкая конкурентная способность отечественной продукции;

· возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, нарушение производственно-технических связей между предприятиями, нарушение межотраслевого баланса народного хозяйства;

· высокий уровень монополизации экономики, особенно естественных монополий;

· кризис денежной и финансово-кредитной системы, сохранение инфляционных процессов;

· несовершенство механизмов формирования экономической политики, лоббизм при принятии экономических решений;

· негативная политика в среде приватизации, резкое занижение стоимости при­ватизируемых объектов;

· криминализация экономики, рост коррупции, сращивание некоторых чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению частью производства и их проникновение в различные властные структуры, ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли, сокрытие доходов, уклонение от уплаты налогов и т. д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды безопасности | Объекты воздействия, влияния, защиты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.