Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиция




ОТ ПАЙДЕЙИ до HUMANITAS

Греки создали не только свою собственную

культуру- конкретную, исторически

неповторимую, со своими специфическими

характеристиками и локальными

ограничениями; одновременно в двуедином

творческом процессе они создали парадигму

культуры вообще. Парадигма эта, отрешась от

греческой «почвы» еще в эпоху эллинизма, а от

обязательной связи с греческим языком- в Рим,

оставалась значимой и для Средневековья и

для Ренессанса, и далее вплоть до эпохи

индустриальной революции

С.Аверинцев

Традиция, которой было суждено сыграть в судьбах Европейской культуры доминирующую роль на всех этапах ее развития имела своим истоком культурологический миф о Прометее. Г -.Г Гадамер пишет в своем эссе «Прометей и трагедия культуры».: «в этом мифе с ранних времен западное человечество несомненно истолковывало самого себя в своем культурном самосознании. Он как бы миф европейской судьбы. Рассказать историю его- истолкования- значит поэтому рассказать саму историю европейского человечества.» (Г -. Г. Гадамер «Актуальность прекрасного». М. 1991, с 243),пишет исследователь. Уже в период греческой классики обозначились те смысловые значения мифа о Прометее, которые затем в период поздней Античности и культурной истории Европы станут предметом размышления и рефлексии. На смену древнему архаическому его истолкованию его у Гесиода., приходит новое в трагедии Эсхила в «Прометей прикованный, которое «обнаруживает черты нового, решительно мыслящего духа». В эпоху греческого Просвещения -«век софистики возникает новый, просвещенный тип духовности.который мы называется «образованием»»(Bildung).В знаменитом диалоге Платона «Протагор» знание(образование»),дополняется новым»могущественным знанием» Справедливости и Правды, которое Афина по воле Зевса дарует людям, делающих их способными «к государственному существованию»(там же с.252). В позднеантичный (эллинистический и римский) период. Прометей и Минерва(воплощенный Разум) выступают как союзники «родоначальники и защитники человеческого бытия»…С новоевропейским преображением прометеевского символа его история начинается заново»(с. 253.). Христианская рефлексия традиции, имеющей своим истоком культурологический миф о Прометее, завершается только в «эпоху Гете»,обозначающей водораздел между классической и современной Европой. Символически звучат, в стихотворения Гете«Прометей» (упоминаемого Гадамером) слова титана, обращенные к Зевсу,в них явственно ощутима новая- антропологическая: направленность истолкования «мифа европейской судьбы»:

 

Быть может,ты хотел чтоб я возненавидел жизнь,

Бежал в пустыню оттого лишь,что воплотил не все

свои мечты? Вот я - гляди! Я создаю людей,леплю

их по своему подобью Чтобы они, как я, умели

страдать, и плакать, и радоваться, наслаждаясь жизнью

и презирать ничтожество свое, подобно мне!

Х VIII-VI ХI- -VIIIвек до н. э. VI- IV Архаика Формирование олимпийской мифологии Протополисы Гомеровы времена Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» -первый опыт культурной рефлексии античной мифологии Поэмы Гесиода: « Теогония»Оформление олимпийской мифологии«Труды и дни».   Первая форма эллинской культуры «земледельческая пайдейя» Первая Олимпиада «Аристократическая пайдейя». АГОН Становление и расцвет греческих полисов Формирование античного идеала(калокагатии)
  Алкей и Сапфос Лесбоса основатели античной лирической поэзии  
626-546 Фалесиз Милета – основатель натурфилософии
580-500 Пифагориз Самоса – философ, математик и геометр. Создавший математически обоснованную модель мирового космоса и разработавший на ее основе систему достижения человеком высшей стадии совершенства человека, благодаря которому он уподобляется космосу(божеству). Первое практическое использование ее было осуществлено в созданной им общине-школе.В историю античной культуры П. вошел под именем «первого воспитателя греков». Опыт его культурно-воспитательной деятельности после закрытия пифагорейской школы в IVв.до н э нашел отражение в знаменитых «Пифагореских золотых стихах» и описан в э.работахДиогена Лаэртского,Порфирия и Ямвлиха и стал вI в до н.э. образцом для основателя эллинистического христианского мистицизма греческого философа-пифагорейца Апполония Тианского
556-468 Симонид Кеосский, эпический поэт, автор дорических хоров, застольных песен, эпиграмм прославлявших победителей спортивных состязаний и героев греко-персидских войн
540-480 Гераклитиз Эфеса - натурфилософ. основатель диалектики
  Начало аттической краснофигурной живописи
525-456 Эсхил –великий драматург
518-442 Пинда р - эпический поэт
  Афины:конец монархии
570-478 Анакреонт - лирический поэт
594-593 Реформы Солона
550-460 Эпихарм создательдревней аттической комедии –пародий на древнегреческий героический эпос
  Демократические реформы Клисфена в Афинах
500-432 Фидий – великий скульптор
496-406 Софокл- великий драматург
  Мирон-скульптор (“Дискобол”, ”Афина и Марсий”
  Фриних,афинский трагик, один из зачинателей классической греческой трагедии, первым использовавший в своей трагедии “Финикиянки” современную тему
485-406 Эврипид–великий драматург
   
484-425 Геродот-“отец истории”. первый греческий историк
481-410 Протагориз Абдер–философ наиболее значительный представитель школы софистов. С его именем связано начало эпохи т.н. «Греческого Просвещения». Автор знаменитого тезиса: «Человек есть мера всех вещей; существующих в том, что они существуют, и несуществующих в том, что они не существуют». Признанный «отец риторики»-искусства слова.,второго по значимости, института античной культуры
480-380 Горгий-философ софист. Один из основателей, наряду с Протагором риторики-«искусства слова»
5 век (середина) Полигнотживописец, скульптор
  Храм Зевса в Олимпии
  Приход в Афинах к власти Перикла
  Фидий “Афина Промахос (Афины)
460-400 Фукидид-историк
460- 360 Демокрит - философ, основатель атомизма
460-370 Гиппократиз Коса-врач, основатель научной медицины; философ-создатель т.н. «медицинской пайдейи»,одной из систем воспитания «калокаготийного человека»
  Филолайиз Кротона «Пфагорейская космология»
469 - 399 Сократ-выдающийся философ, учитель Платонасоздатель учения о т. н. «политической пайдейи»,сыгравшей важную роль в формировании т.н. «великой пайдейи»- античной системы воспитания совершенного человека и образцового гражданина.
  Фидий “Зевс Олимпийский Мирон-р «Афина и Марсий
448-388 Аристофан –комедиограф
447- 438 Иктин,Поликрат,Фидий Парфенон в Афинах
  Поликлет-скульртор. “Дорифор
  Фидий “Афина Парфенос
436-338 Исократ, афинский оратор,создатель первой греческой риторической школы в Афинах
  Храм Аполлона в Дельфах
  Начало Пелопонесской войны
  Фидий “Раненая амазонка”
430-355 Ксенофонт, историк, философ, автор “Воспоминаний о Сократе” и знаменитого трактата «Домострой»
  Смерть Перикла
427 –347 П латон –величайший философ Греции. Практически во всех диалогах Платона центральное место занимают проблемы культуры.. Особо значимы в этом отношении диалоги Платона «Протагор», Менон», «Кратил»,.В них в контексте культуры рассматриваются миф, закон, знание, добродетель Опираясь на учение Сократа о «политической пайдейе» Платон в диалогах «Законы» и «Государство» разрабатывает универсальную систему воспитания совершенного(«калокаготийного») человека и образцового гражданина т.н «Великую пайдейю». в которой, греческая парадигма культуры нашла свое наиболее законченное,классическое воплощение Идеи Платона, сыграли огромную роль в формировании европейской культурной традиции. К ним обращались создатели христианской культуры, идеологи итальянского Ренессанса.Некоторые из них даже видели в Платоне «христианина до христианства» опираясь на его рассуждение во второй главе диалога “Государство” в,котором содержится образ праведника, который несмотря на бичевание, пытки и саму смерть на колу остается верен справедливости и истине: Только способность на такой поступок отличают «простого и благородного человека» от человека несправедливого, даже тогда. когда он стремится на словах казаться таким. Свое рассуждение Платон завершается словами цитатой из трагедии Эсхила «Семеро против Фив»: “Свой ум взрастил он бороздой глубокою, произрастают где решения мудрые (361е-362а).,подкрепляя тем самым свою мысль, что истинная мудрость состоит в единстве правильных слов и благородных поступков в готовности жертвовать всем во имя истины и справедливости. В этом образе платоновского «праведника христианские мыслители видели предвидение пришествия Христа. его жертвы во имя наставления человека на путь справедливости, мудрости и обновления
  Поликлет“Диадумен”
420-335 Скопас греческий скульптор и архитектор
  Тирания “тридцати” в Афинах
  Платон основывает Академию
З84-322 Аристотель-великий греческий философи основатель европейской науки.Автор трактатов: по философии: трактатов.по«Метафизика»,«Физика,«О небе», О возникновении, сохранении и уничтожении»); логике ««Органон»; психологии:«О душе »; этике «Этика Никомаха»; , «Большая об искусств («Поэтика»), риторике « Риторика»; о истории: «Афинская полития»,: естественно-научных работ, «Метеорологика», «О частях «О частях животных», «История животных»,.«О происхождении животных») Являясь учеником и продолжателем дела Платона, Аристотель вносит существенные коррективы,как в его философскую концепцию так и в классический сократовский - платоновский вариант созданной им пайдейи, выступая при этом, предшественником новой эллинистической культурной эпохи античного мира Наи Наиболее существенными нововведениями Аристотеля были: 1. Прот 1.Противопоставление платоновской установке,в философии,на обобщение, синтез,конструирование при использовании,по преимуществу, эстетической методологии,иную,опиравшуюся главным образом на анализ, детализацию и описание при приоритетном использовании конкретного знания 2 Стре 2. Стремление придать пайдейе характер научно-обоснованной системы - сочетание традиционных форм воспитания и образования, основанного на изучении не только дисциплин философского цикла (грамматики, диалектики, риторики),но и наук о природе(физика),обществе(политика) и человеке(этика).. Особую роль в организации этой системы знания Аристотель отводил логике, понимаемой как культура разума. 3. Пр 3. Противопоставление платоновскому пониманию космоса, как «эйдоса эйдосов», представление о нем как о предметном объекте. представляющем в своей гармонии и пластической скульптурности, разумно-организованную и прекрасную картину мира, созданную мировым Умом(Нусом) Вт 4. В трактате «Политика»,в отличие от Платона,в центре внимания А.не моделирование идеального государства,, а описание сообщества людей существующего «по природе» человека. Человека он . Чело характеризует,при этом, как политическое животное ((«soon рolitikon»).. 5 5.Отлично от Платона. у А. и представление о добродетельном (совершенном) человеке.Человек не по своей природе, а по своей воле бывает добродетельным или порочным и по этому несет личную ответственность за все свои действия и их результаты. «Добродетель это наилучшее состояние». Основных добродетелей три: мыслительная, она достигается преимущественно обучением и нуждается в долгом упражнении и способствует развитию ума. Нравственная добродетель есть способность поступать наилучшим образом..Высшая добродетель- середины- она находится между бессилием страстей и их избытком и поэтому является не чем иным, как «наилучшим состоянием». 6. В Все аспекты пайдейи Аристотель рассматривает в контексте своего учения о мировом Уме,что придает его теории воспитания рационалистический характер. ВВсе аспекты культуры рассматриваются в контексте его учения о Мировом уме,что придает его концепции рационалистический оттенок В трактовке проблем воспитания точка зрения Аристотеля отлична, как от Платона, в которой доминирующая роль придавалась философии и диалектике, так и от Исократа, отводившего в воспитании главную роль риторике.. Аристотель утверждал.хотя знание «теории чисел Платона и риторики необходимы не мене важно и знание «свободных искусств»(наук), опирающихся на данные чувств и разума» таких как физика этика и логика,но только при условии,что они «осуществляются бескорыстно»,. «.. в некотором отношении есть общее знание, а в некотором- нет».пишет Аристотель.[3] Соответственно этому разделению знания Аристотель различает людей «частично образованных и «универсально образованных». Человек «просто образованный» сведущь лишь в определенной области, «универсально образованный» человек, способен самостоятельно судить о любых вещах, пишет философ в своем тракате «О частях животных». Общей же чертой «образованности» является способность судить надлежащим образом о том, что хорошо и что плохо в изложении. Для этого человек должен знать определенное число понятий и владеть методом доказательств(т.е логикой. Аристотель, тем самым, «разводит» понятия «знание»(«эпистеме»)и «общее образование»(«энциклопедическая пайдейя»), а затем подразделяет «частное образование»(основанное на знании в определенной области) и общее образование(«универсальное»).[4] Но и «всесторонняя мудрость» не одинакова. Она может проявляется на разных уровнях в зависимости от глубины знания и способности ей обучаться.«Мудрость-знание неких причин и закономерностей»,,утверждает Аристотель в своем в своем осн основном философском труде «Метафизика».Только философ,обладающий мудростью, в состоянии знать, что бы то ни было,т. к. он обладает знанием высших принципов т.е причинно-следственных связей Г.П.). Тот же кто не изучил этой «первой философии» навсегда останется только «образованным»,а не «знающим» человеком в полном смысле этого слова. В этом замечательном по своей прозорливости суждении Аристотеля содержится та программа формирования образования, которое определит общую направленность развитие европейской культуры вплоть до начала современной эпохи, как «культуры разума». 7. Проблемам культуры посвящены многие страницы и целые разделы важнейших сочинений Аристотеля- трактатов «Метафизика», «Политика», «Риторика», «Никомахова этика», «Большая этика» Если у Платона в основ его представления о культурном образце лежит, принцип космического моделирования, то у Аристотеля он заменен рационалистическим принципом., который является общим для организации как макро так и микро космоса.Мир природы и, считает Аристотель является продуктом творческой деятельности Ума, создающего мир, как прекрасное произведение искусства в которой все сущее объединено в единое целое причинно-следственной связью, которую Аристотель характеризует с помощью категорий покоя и движения, пространства и времени.. Воплощением мирового Ума в государстве является закон и право. Аристотеля интересует,в отличие от Платона, не идеальное, а реальное государство, которое возникает и организуется «по природе человека, являющегося существом политическим» «soon politikon»(«Политика» 125 а,9,5) В нем властвуют закон и право, которые необходимы каждому человеку…т. к. во всех людей природа вселила стремление к государственному общению». Дела государственные- политика, экономика, право этика, образование рассматриваются Аристотелем,как области культурной деятельности и характеризуются им,как важнейшие элементы его политической. пайдейи. Вместе с тем,Аристотель вслед за Платоном, подчеркивает, что при всем том, что забота о теле должна предшествовать заботе о душе приоритетную роль имеет совершенствование духовных качеств. Не отрицая сохранения. древней традиции «арете»,Аристотель считает:: «…после тела, нужно позаботиться о воспитании наклонностей, чтобы воспитание их послужило воспитанию ума, а воспитание тела- воспитанию уши.»[5] С Аристетелем не только завершается классический период Греческого мира,но обозначается и новый завершающий этап развития эллинской культуры. Важнейшим достижением,которого было создание «культуры HUMANITAS»
  Ксенофонт “Домострой” (Следуя традиции Гесиода дает в этом сочинении развернутую харак- Теристит теристику т.н. «земледельческой пайдейи”)
  Демосфен – выдающийся греческий оратор («1 Филиппика»)
365-347 Аристотель в Академии
  Смерть Платона
338-314 Ксенофонт во главе Академии
  Аристотель основывает Ликей
  Театр Дионисия в Афинах
335-325 Лисипп - скульптор (акме)
  Аппелеса – живописец (акме)
  Смерть Аристотеля
  Эпикур (341-271) – философ Основывает в Афинах философскую школу «Сад»
  Эвгемер - историк. В книге «Священная запись» отождествляет историю и мифологию утверждая, что боги это лучшие люди первобытного времени, обожествленные последующими поколениями.
  Зенон (336-262)-философ, основатель стоицизма. В Стое (портик в Афинах) излагаетучение стоицизма, утверждавшее идею:«Все люди – граждане мира. Мир един для всех»
   
  Акме Эвклида. Трактаты «Оптика»(закон отражения). «Начала» в 15 кн. (систематическое изложение основных разделов доэвклидовой математики)
  Мусейон и Библиотека в Александрии
287-212 Архимед –гр. физик и математик
287-372 Теофраст из Эфеса греческий философ и ученый, ученик Аристотеля, крупнейший представитель перепатетической школы, глава Ликея, считался самым разносторонним ученым античности. Автор работ по философии, религии, риторике, поэтике, музыке, искусствоведению.
  Первый перевод Библии (греч.) Септуагинта
359-336 Филипп II – царь Македонии
343-336 Аристотель воспитатель Александра Великого
336-323 Царствование Александра Македонского
336-324 Начало эпохи эллинизма
  Первое римское завоевание Греции



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.