Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы культуры Древнего Рима

Царский период Древнего Рима

Этрусские цари Рима (Тарквиний древний, Сервий

Тулий, Тарквиний Гордый)

576 г. до н. э. - Расцвет культуры этрусков

VI в. до н.э. Начало распада этрусской конфедерации

– конец. Изгнание Тарквиния Гордого (последнего этрусского)

царя )

Республиканский период истории Др. Рима

 

  Дата основания римской республики и учреждения консульской власти
V век до н. э.
  Начало римской экспансии в Италии
  Победа римлян над латинами
  Первая сецессия плебеев. Учреждение народного трибуна.
  «Законы XII таблиц»
  Конец этрусского владычества в Компании
  Учреждение военного трибуната с консульской властью
IV век до н.э.
390-387 Поход на Рим галлов. Поражение римлян. Захват Рима галлами и пожар Рима.
360-287 Закон о правах плебса в управлении республикой
Водопроводы Рима
  первый «Akga Appia»
  второй- «Anio Vetus»
  третий («Марциев водопровод») Водопровод шел по массивным аркадам, часть которых сохранилась до наших дней четвертый – «aqva Tepula»(«тепловатый»)
  пятый -“akqa Iulia”(“водопровод Юлия”) шестой - ‘akqa Virgo”(“водопровод Девы”) Строительство водопроводов продолжалось при Августе, Клавдии Трояне, Севере, всего было построено 11 водопроводов.
  Сооружение стен Рима
  Второе вторжение галлов
  Третье вторжение галлов
  Первые римские колонии в Южной Италии
  Обустройство «Большого цирка» между Аветинским и Палатинским холмами в Риме Его основание приписывалось этрусским царям Тарквинию Древнему и ли Тарквинию Гордому. Главным событием цирковых игр были состязания колесниц, главными действующими лицами – возничие.
  Начало строительства Аппиевой дороги
  Акведук Аппия – 305 г. до н. э.
III век до н. э.
  Этруски окончательно подчинены Римом
  Первые гладиаторские игры. Первоначально устраивались в качестве тризны.

1. До 80-х годов до н. э. латинский язык считается «архаическим», соответственно этому не является «языком культуры».

2. С 80 по 30 годы до н. э. «классический период» римской культуры.

3. Век Августа – «Золотой век» римской культуры – I в. до н. э. – I в. н. э.

4. «Серебряный век» римской культуры – 14 – 117 гг. н. э.

 

Римское образование (процесс становления )

В старину обучение осуществлялось в семьях. В качестве учителя и воспитателя выступал отец обучавший сына считать и писать. Когда сын подрастал, отец знакомил его с правилами рационального ведения сельского хозяйства.Долгое время считалось, что такая система начального образования, позволяла сохранить верность старинным нравам, которые римляне и более позднего времени (например Цицерон) считали «предсказанием божества). Выдающийся полководец и создатель «кружка римских интеллектуалов – любителей греческой мудрости Сципион Африканский, по словам Цицерона, заявлял «что домашнему быту и домашним наставлениям он обязан больше чем книжному учению». Тем не менее всостоятельных семьях, для обучения детей часто приглашались греческие философы и художники.

Возникновение в Риме начальной школы. В V в. до н.э., по свидетельству римского историка Ливия, на римском форуме была начальная школа, а ко II в. до н. э, «Италия, по-видимому, была усеяна школами; открыть школу мог любой: официального разрешения не требовалось. Государство в дело обучения не вмешивалось; родители сами должны были смотреть, какому учителю они доверяют своих детей…учитель грамоты был обычно человек темного происхождения и не широких знаний…Уважением в обществе он не пользовался и не имел тех привилегий, которые имели учителя средней и высшей школы.»[10] В низшей обучались дети с 7-летнего возраста в течение 5 лет. Обучались чтению, письму, устному счету. Книги в обучении не использовались, из-за их редкости и дороговизны. Нужные тексты заучивались наизусть или писались под диктовку учителя. Обучение арифметике сводилось к обучению устному счету с помощью счетной доски-«абаки» Окончив эту школу дети бедных родителей занимались работой, состоятельные продолжали обучение у «грамматиков»-учителей средней школы. Многие продолжали обучение дома. В этом случае в качестве учителей выступали родители или приглашенные учителя. Долгое время образование в Риме было частным, государство не уделяло не уделяло ему никакого внимания. Состав учителей в грамматических школах существенно отличался от начальных школ. Как правило это были ученые обладавшие достаточно широкой эрудицией и знаниями, писатели, литературные критики. занимавшиеся историей, лингвистикой, литературой. Они пользовались уважением и авторитетом у многих выдающихся людей Рима, многие из которых были и их учениками При этом жизнь их отличалась крайней бедностью. Грамматические школы получили распространение в период республики. В конце этого периода в Риме было больше двадцати таких школ и число их непрерывно росло.

Основу обучения в них составляло изучение литературы и филологическое образование. В нем, первоначально преимущественно использовались греческие авторы Гомер, баснописец Эзоп, комедии Менандра, а так же «Одиссея» Гомера в переводе на латинский язык. В конце I века до н. э. в преподавании, наряду с греческими авторами начинают использоваться произведения латинских поэтов и прежде всего Вергилия. В это время устанавливается и канонический список римских писателей, предназначенных для изучения в грамматической школе. Изучение названных литературных произведений требовало определенных знаний в области музыки, философии, географии, стилистики. Вместе с тем все эти знания воспринимались как служебные – главным делом при этом оставалось изучение литературных текстов. Старые преподаватели грамматических школ преподавали и риторику и даже создали пособия, как по грамматике, так и риторике. Однако они не разграничивали при этом достаточно четко эти дисциплины. Обучение в «средней школе» главным образом формировало культуру слова, однако, нередко чрезмерное внимание, к чисто филологическим аспектам и деталям мешало глубокому проникновению в смысл текстов, выхолащивало представление о них, как о едином идейном и художественном целом.

Ф ункции «высшего образования» в Риме выполняли риторские школы. Первыми преподавателями риторики были греки, так как в латинской риторики, как «техне» (науки, искусства) не существовало. Греческие риторы, среди которых были известнейшие ораторы и писатели Карнеад, Диоген, Критолай появляются в Риме в 155 г. до н. э. и открывают свои школы, в которых преподавание риторики, основывалось на глубоком знании философии и мастерском владении диалектикой. Такой метод преподавания, вызвал большой интерес среди образованной части римского общества и одновременно резкое противодействие со стороны ревнителей традиций, что привело к закрытию риторских школ в которых преподавание велось на греческом языке. Преподавание риторики возобновилось только в I веке до н. э., когда Плотий Галл, открыл школу в которой преподавание риторики велось на латинском языке. Создателем латинской риторики был Цицерон, изложивший в своих сочинениях «Оратор» и «Брут» теорию греческого красноречия на латинском языке. Риторские школы, конкретной целью преподавания имели подготовку профессионального оратора, способного выполнять функции защитника или обвинителя, как на форуме так и в суде.[11] Из риторских школ вышли многие выдающиеся политические деятели и адвокаты. писатели и поэты, что свидетельствует о том, что эта форма образования достаточно успешно выполняла функции культурного института. Вместе с тем она способствовала формированию такого типа человека, который обладал чертами, существенно отличными от тех, которые ценились в человеке в период классической Греции. Его не волновала, как это было у эллина классической поры гармония и красота окружающего мира, главное чем он был занят это «формами глагола» и «яркой прелестью речи»,что вело к тому, что СЛОВО для него заслоняло саму действительность,в вслед за этим и изменялась вся смысловая структура лежащая в основе античного космоса в,которой этой действительности (в ее предметном и телесном качестве) отводилась главенствующая роль «…меньше всего заинтересован ученик ритора в том, чтобы установить как же это было на самом деле. У него нет уважения к правде, он вовсе не хочет «дойти до самой сути»; он ищет то, что слепит и оглушает, ему нужен эффект, он равнодушен к простому, обычному повседневному.

Для него естественно выхватить из окружающего мира какую-то одну подробность какую-то одну черту, увеличить ее до гиперболических размеров и закрыть ею то, что есть в действительности. Действительность искажена – ну так что ж? …Читая любого писателя I в. до н. э., будь то Ювенал или Марциал Тацит или Сенека, Колумелла или Плиний Старший …всегда надо быть настороже, всегда надо помнить, что имеешь дело с питомцами риторской школы, которые ради красного слова упустят главное. Зато какая картина, какие краски, какое потрясающее впечатление!»[12].

Приобщение государства к делу образованияначинается при Цезаре, который даровал всем учителям права римского гражданства. Веспассиан впервые назначил риторам заработную плату по 100 тыс. сестерций ежегодно, первым ее получил Квинтилиан двадцать лет преподававший риторику. С этого момента учителя становятся гос. служащими. Города выбирают себе преподавателей и осуществляют надзор за их деятельностью[13].

264-242 Первая Пуническая война
234-149 Катон (Старший) римский политический деятель, писатель, оратор, автор «Начал» - первой истории Рима на латинском языке и «Земледелие». Бескомпромиссный ревнитель древнеримских обычаев.
  Постановка первой трагедии Гнея Невия
218-201 Вторая Пуническая война
  мощение улиц в Риме комедии Теренция
  Первые греческие (риторские) школы в Риме. Были открыты после приезда в Рим в 155 году знаменитых греческих писателей и историков (Корнеада, Диогена, Критолая). Преподавание в них велось на греческом языке.
236-183 Публий Корнелий Сципион Африканский Старший – римский Государственный деятель и полководец
249-146 Третья Пуническая война
  «Септуагинта» – первый перевод Библии на греческий язык (осуществлен в г. Александрии учеными иудо-христианами)
  Введение в Риме, следуя предписаниям «Сивилиных книг» культа Кибелы Великой матери – божества азиатского происхождения (он поддерживался римской аристократией) и других восточных культов, произошедшее позднее, обеспечивалось поддержкой римских низов и множеством иноземцев населявших Рим его провинции.
II век до н. э. В Риме начинаются изготовление книг и книготорговля
185-129 Публий Корнелий Сципион Африканский Младший – римский полководец, победитель Ганнибала, разрушивший Карфаген. Поклонник эллинской культуры и защитник традиционных римских нравов. Основал аристократический эллинофильский кружок (в него входили: Полибий – историк, Панеций – философ, Теренций - комедиограф), способствовавший приобщению интеллектуальной элиты римского общества к культурным ценностям классической Греции и их интеграции в сферу традиционной римской культуры (civitas). Позднее представители римского стоицизма Сенека и Цицерон, ученики и последователи деятелей сципионовского кружка стали основателями т.н. «культуры humanitas»,положившей начало развитию в европейской культуре гуманистической традиции
Религиозная жизнь Рима в период поздней республики Язычество
  Разгул вакханалий, инспирированных культами Диониса,божества малоазийского происхождения и оргий связанных с культом Кибелы. Связанные с этими культами магия и астрология сохранили свое влияние не только в низах общества, но и некоторых философов (так, например, стоики, принадлежавшие к одной из влиятельных философских школ эпохи эллинизма, признавали астрологию). Одновременно постепенно утрачивают свое прежнее значение традиционные государственные культу Рима. Рост пессимистических настроений в обществе «старая навязчивая идея конца Рима на сей раз как будто бы подтверждалась событиями современной истории». Широкое распространение получают апокалипсисы – восточного происхождения повествующие о конце мира, дошедшие до нас под названием т.н. «Сивиллиных книг».
129-99 Панэций – глава средней Стои [14] переносит стоицизм с Родоса в Рим
  Разрушение Сципионом Эмилианом Карфагена. Учреждение провинции «Африка». Первое покорения Греции Римом (при этом многим греческим городам было дано самоуправление)
  Еврейская секта есеев в Кумране у Мертвого моря (поселение разрушено в 68 г.) имеющая непосредственное отношение к истокам христианства[15]. «Кумранское учение сыграло посредническую роль между иудаизмом и христианством». В кумранской идеологии впервые пробила себе место идея замены избранничества целого этноса, избранничеством индивидуальным»[16]
  Завершение покорения Испании
  Образование провинции «Азия»
135-51 Посидоний из Апамеи- философ, ученый энциклопедист, историк, географ, астроном- представитель средней Стои. Посидоний был учеником стоика Панэтия в Афинах. Позднее, основал философскую школу на о. Родос.. С 95 г. н. э. выступает в роли учителя благородных римлян среди, которых были Цицерон и Помпей. Значительное влияние оказали идеи Посидония на Сенеку, который ссылается на него в своих «Письмах к Луцилию». П. создал исторический труд в 57 книгах явившийся продолжением «Всемирной истории» Полибия, охватывавший период с 144 г. до н. э. по 86 г. н.э. В нем он восхищался Римом, а историю эллинистических государств характеризовал, как процесс распада великой цивилизации Рима В своих сочинениях П. пытался соединит идеи средней Стои, с учением Платона иАристотеля П. считал, что философия должна поддерживать связь человека с Логосом. В силу своей двойной (телесно-духовной) природы, человек следует логосу, находящемуся внутри природы, в которой он пребывает не в чистом виде. Поэтому тело препятствует полному контакту бессмертной души человека с Логосом и только философия способна помочь сохранить этот контакт с Богом – Разумной Мировой душой («псюхе»), которая пронизывает и объединяет весь мир, выступая как формообразующая и управляющая сил а и как Идея-форма, находящаяся в соответствии с числами, составляющими гармонию. В теории познания придерживался принципа «подобное познается подобным». Численно выраженная идея это сферическая граница, которая содержит в себе субстанцию Бога, т.е. «тело мира» - природу. Сама же «идея-форма» также телесна. Таким образом, П. Различает Бога и природу. В своем учении о человеке П. различает в человеческой душе «разумную» (божественную) и неразумную (вожделеющую страстную, волевую). Способность. Причиной всех бед в человеческой жизни является следование не божеству в себе» (т.е. разумному началу), а неразумной, «животной» части души, в результате чего разрушает гармоническое отношение между макро и микрокосмом. Действительное же назначение человека состоит, как в созерцании разумно организованного мира, так и обустройстве его. Благами для человека являются достаток (богатство) и здоровье, но высшим благом является добродетель. Деятельность П. в Риме была кратковременной, но содержащиеся в нем платонические элементы получили широкое распространение и углубление. Посидоний явился непосредственным предшественникомнеоплатонизма – философского направления, оказавшего глубокое воздействие как на эллинистическую римскую, так и на зарождавшуюся христианскую культуру Средневековья.
116-27 Марк Теренций Варрон – крупнейший ученый энциклопедист, государственный деятель. Друг Цицерона. Автор боле 600 сочинений, посвященных истории, культур, религии, юриспруденции, литературе и искусству, сельскому хозяйству Греции и Рима. «Древности божеские и человеческие», «О латинском языке», «О сельском хозяйстве» Его несохранившееся сочинение «Свободные дисциплины» считается рядом исследователей первой попыткой систематизировать античное знание, положившей начало формированию системы т.н. «семи свободных искусств». Наиболее известные произведения «Образы» (литературные портреты 700 выдающихся греков и римлян) и «О сельском хозяйстве». Уже при жизни суждения Варрона пользовались непререкаемым авторитетом в области античной науки и истории.
  Филон из Лвариссы - возглавляет Академию
  Гладиаторские игру вводятся в качестве публичныхзрелищ обих устройстве должны и заботится специальные чиновники – магистры
  Квинт Сцевола юрист, первое системное сочинение о римском праве
100-170 Аппиан - греческий историк. Автор «Истории Рима», дающей описание гражданских войн Рима
100-44 Цезарь Гай Юлий –диктатор, оратор, писатель.Автор соч. «Записки о галльской войне» (48) «Записки о гражданской войне» (47)
I век до н. э. Высокая латынь выделяется из народного языка ) [17] и становится языком культуры
  Изгнание иудеев из Рима
Возникновение христианства Становление мистического эллинского христианства. Иудохристиане Кумрана и Александрии (терапевты)
  Распространение в римской армии культа персидского – индийского божества Митры. Он был тесно связан с инициацией посвящения в воины. Его мистерии имели сходство с христианскими обрядами.» Тайный культ Митры сумел соединить иранскоенаследие с греко-римским синкретизмом… Культ распространился от Шотландии до Месопотамии, от Северной Африки до Испании, Центр. Европы и Балкан (Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.II. М., 2002, с. 275-276.) Расцвет римской комедии (конец II – начало I вв. до н.э. Плотий Галл открывает риторскую школу в которой преподавание ведется на латинском языке.
99-55 Тит Лукреций Кар «О природе вещей» - дидактическая поэма, в поэтической форме излагающая философию греческого мыслителя Эпикура
  Цензоры Домиций Агенобарб иЛициний Красс издают эдикт «О запрещении латинских риторских школ» на том основании, «что эти новшества, установленные вопреки обычаям и нравам предков, нам неугодны и кажутся неправильными»[18]. В результате школа Плотия была закрыта. Преподавание риторики в Риме возобновилось только при Цезаре
90-21 Диодор Сицилийский –греческий историк. Автор знаменитого труда по всемирнойистории «Историческая библиотека» с древнейших времен до середины 1 в. до н. э. в нем рассматривается история Греции и Рима в синхронном соответствии с историей Египта, Индии и Ассирии.
  Сулла привозит в Рим из Греции труды Аристотеля
86-35 Гай Крисп Салюстий – римский историк Автор сочинений «Заговор Катилины» и «Югуртинская война». Противник Цицерона и обличитель внутреннего разложения, угрожающего Римской империи. Тацит считал его самым блистательным историком Рима. Оказал большое влияние на писателей Средневековья и Нового времени.
81-82 Первая речь Цицерона в защиту Квинция
70-19 Вергилий – крупнейший римский эпический поэт. Автор Буколик»-пастушеских стихов. «Георгик» («О сельском хозяйстве»), эпической поэмы «Энеида», соединившей в себе традицию идущую от «Илиады» Гомера с прославлением «века Августа. Классик римской литературы, творчество которого оказало огромное влияние на новоевропейскую литературу.
  Распространение в Риме культа Исиды и Гора.
106-43 Цицерон римский оратор, политический деятель и писатель, создатель классической римской художественной прозы, автор 110 речей и целого ряда трактатов и писем, посвященных философским, риторическим, этическим и политическим проблемам.В философских трудах «О природе добра и зла» «Ттускуланские беседы». «О природе богов». «Об обязанностях» Ц. Изложил на латыни основы греческой философии (прежде всего философии Аристотеля) в доступной для римлян форме. Явился основоположником римской риторической школы, наряду с Сенекой был виднейшим представителем римской «культуры humanitas. Сочинения Цицерона оказали огромное влияние на Европейскую культуру. В равной степени его произведения использовались, как создателями христианской культуры Средневековья т, гуманистами Возрождения, так ирационалистами Нового времениВ диалоге «Тускуланские беседы»,в известном смысле слова являющимся его философским завещанием попытался синтезировать греческую философию с идеями стоицизма, римской традицией civitas и духовным опытом римской повседневности в, котором явственно ощущались симптомы зарождения новой культурной эпохи, Конкретное выражение они находили в стремлении переосмыслить культурный опыт классической античности в соответствии со сменой культурных приоритетов, когда на смену интереса к к алокагатийному – идеальному человеку приходит интерес к конкретному человеку – индивиду. Важнейшим качеством такого человека Цицерон, вслед за Аристотелем, считает Ум (Разум), который имеет не природное, а божественное происхождение т. к. «…и сам бог не может быть понят нашим пониманием, иначе, чем некий отрешенный и свободный ум, отстраненный от всякой смертной плотности, все чувствующий, все движущий и сам находящийся в вечном движении». Ум исток и начало души, в которой нет ничего рожденного или «слепленного из земли, ничего влажного, воздушного или огненного. Ибо все эти стихии не содержать никаких задатков памяти, ума, размышления, ничего способного сохранять прошлое, предвидеть будущее, обымать настоящее, -а только это и можно назвать божественным, и прийти всему этому к людям неоткуда кроме как от бога»[19]. Цицерон считает, «вера в богов- естественный закон» и утверждает, при этом, что «те боги которые почитаются древнейшими окажутся взошедшими в небо от нас». Решительно защищая мысль о первичности Разума, по отношению ко всем природным стихиям, Цицерон отрицает учение Платона и Аристотеля и «смешанной форме» жизни, как основе Блага и Добродетели. Не середина между разумом и страстями, а подчинение страстей Разуму путь к Благой жизни и Добродетели
  Цицерон Речь против Гая Верреса Цицерон. 4 речи против Катилины
65-8 н.э. Гораций- римский лирический поэт. Автор сатир «Беседы». «Посланий». «Песен». В послании – «Искусство поэзии» - рассматривает сущность поэтического искусства. В Европе это стихотворения считалось образцом лирической поэзии.
58-51 Ю. Цезарь завоевывает всю Галлию и делает ее римской провинцией.
50-е годы Строительство Помпеем первогов Риме каменного театра
58-59 Цезарь завоевывает всю Галлию и она становится провинцией Рима
59-17 Тит Ливий - великий римский историк
  Akta durna – учрежденные Ю. Цезарем таблицы еженедельной хроники о важнейших событиях общественной жизни (просуществовали до 3 в. н.э.)
  Цицерона речь в защиту Валерия Флакка
  Цицерона речь в защиту Сестия
  Цицерона речь в защиту Ания
  Цицерона Трактат «Оратор».
  Цицерон «О государстве»
  Широкое распространение и переписка (рабами) книг. Тит Помпоний Аттик – первый из известных римских книготорговцев организует переписку и распространение сочинений Цицерона
  По декрету Ю. Цезаря вводится «Юлианский календарь», к нему восходят названия месяцев, принятые и в настоящее время
  Цицерон трактаты «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор» (эти трактаты Цицерона считалось классическими образцами и учебниками ораторского искусства в европейской культуре эпохи Средневековья, Ренессана и Нового времени)
6-44 Цицерон. Наиболее раннее философское сочинение «Увещевание философией» не сохранилось. Цицерон приводит в трактате «Тускуланские беседы» из него выдержку, касающуюся проблемы Разума (Ума): «…Все, что чувствует, мыслит, живет и крепнет – небесно и божественно и по этой причине бессмертно. Да и сам бог не может быть понят нашим пониманием иначе, чем некий отрешенный и свободный ум, отстранившийся от всякой смертной плотности, все чувствующий, все движущий и сам находящийся в вечном самодвижении» (I. XXVII. (66)
44-45 Цицерон Первый период занятия Цицероном философскими проблемами. В этот период им были написаны 5 сочинений: «Академические увещевания», «О границах добра и зла», трактат «О природе богов»». Основная цель, которую ставил перед собой в это время Цицерон «состояла в том, чтобы изложить на латинском языке содержание и выводы основных направлений греческой философии, а затем, как он выражался, «улучшить и усовершенствовать их в свете римского исторического опыта»[20] Завершает этот период создание в конце 44 года. главного философского произведения Цицерона диалога «Тускуланские беседы». Эти сочинения дают не только исчерпывающее представление о философских взглядах римского мыслителя, но помогают понять и те причины по, которым Цицерон стал одним из наиболее авторитетных и постоянно используемых авторов в европейской культуре на всем протяжении ее истории начиная с эпохи Средневековья и кончая периодом европейского Просвещения. Декларируя свою приверженность к традициям греческой классики в лице Пифагора, Платона и Аристотеля, он интерпретирует эту традицию в духе римского менталитета и тех новых представлений о природе человека, которые сложились в эпоху эллинизма под влиянием глобального кризиса классической античности.По своим философским взглядам Цицерон был эклектиком. Однако его вклад в культуру был неоценим. «О Цицероне можно говорит скорее как о культурном явлении, чем о научном. Он был мостом, соединившим греческую культуру с римской, а затем с западной в целом. Его роль в популяризации греческой культуры необычайно велика. В этой оживляющей и распространяющей силе и заключался латинский гений – в триумфе греческой мысли по всему миру».[21]
44- 31 Гражданские войны
44-43 Цицерон Второй период философских занятий Цицерона. В это время имбыли написаныдиалоги «Катон Старший, илиО старости», «Лилий,или О дружбе» и последний философский труд, знаменитый тактат «Об обязанностях» (De officiis),в котором «он создал образ идеального (и вместес тем рядового) гражданина. Трактат представляет обой определенный свод правил и норм поведения, считанных не на как из то особых, выдающихся людей и мудрецов, но на обычных честных и «порядочных» граждан. то есть…речь идет об обязанностях приложимых ко всем людям, ко всем тем, кого имеется хоть какая-либо «склонность к доблести -
44-43 Овидий «Филиппики»
42- 39 Виргилий «Буколики »
  Марк Витрувий Полион – римский архитектор и инженер, создает знаменитый трактат «10 книг об архитектуре» - энциклопедию античных знаний о,архитектуре и строительной технике. Идеи Витрувия оказали огромное влияние на развитие европейской архитектуры
40-4(н.э) Правление Ирода Великого в Иудее
30-е годы Образование литературного кружка Мецената
  Открытие в Риме Полионом первой публичной библиотеки
  Варрон «Сельское хозяйство »
37- 29 Вергилий «Георгики», «Энеида»
  Римляне завоевывают Иерусалим и разрушают город и его храм.Христианская община Иерусалима уничтожена, а христиане изгоняются из города [22]
  Ирод 1 Великий – царь Иудеи восстанавливает в Иерусалиме город и храм, но, будучи не евреем, не пользуется поддержкой народа. Дионисий Галикарнасский –преподает риторику в Риме.
Завершение «классического периода» истории Рима    
  Гораций «Оды»
  Страбон – географ, путешественник. Автор «Исторических записок» в 43 книгах.
  Октавиан принимает титул «Август». Раздел провинций на имперские и сенатские [23].   Утченко С.Л. Трактат Цицерона «Об обязанностях». 1993. С. 6.
27 Начало «золотого века» римской культуры [24].
18 -нач. 1н.э. Николай Дамасский, греческий историк из Сирии. Автор «Истории» в 144 тт. и ряда других сочинений. Последователь Аристотеля. Согласно Н.Д.- «пайдейя» носит«разносторонний характер», т.е. объединяет всю совокупность знания. По его мнению, теологи передали потомкам, что муз (покровительниц искусств - Г.П.) много, так это потому, что занятия содержали предметы очень разнообразные,нужные во всех областях жизни…» Сердцем же «пайдейи» (она понимается Дамаскиным как «образование»), которая крайне разнообразна, является философия.
  Август - Великий понтифик, но обожествляется только за пределами Рима, в особенности на Востоке империи.
  Рождение Христа
4-40 Ирод Антипа – царь Галилеи.
Конец 1 в. до н. э. – нач. 1 в. н.э.
Герон Александрийский - выдающийся механик и инженер эпохи эллинизма. Автор трактата «Метрика», в котором были обобщены достижения античной математики. В сочинении «Искусство сооружать автоматы» занимался вопросами прикладной механики, геодезией (практическим земле измерением»). Сконструировал реактивную паровую турбину («геронов шар» или «эолипил», «огненную машину» для открывания дверей храма, поршневой насос водяные автоматы» и др. изобретения. Помпей Торг – римский ученый и историк. Автор «Филипповых историй» - первой «всемирной истории» на латинском языке.
     

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
VI в. до н.э | Формирование христианской традиции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.