Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проректор з науково-педагогічної

Тексты

Для самостоятельной работы

Шоню П. Цивилизация классической Европы. Часть третья. Духовные искания. Гл. XII-XV. Екатеринбург, 2005.

Хайдеггер М. Время картины мира// Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Ахутин А. Понятие "природа" в Античности и в Новое время. М., 1988, с. 3-109.

Соколов В. Разум и культура у рационалистов и теоретиков естест­венного права Нового времени (XVII в.) // Разум и культура. М., 1983.

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1960.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М., 1994.

Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994.

Бахмутский В. Культура XVII века. Культура XVIII века. – В кн. Бахмутский В. Пороги культуры. М., 2005.

Пондопуло Г. Историческая динамика европейской культуры (традиция, рефлексия, свобода). Материалы к лекционному курсу. Рукопись. Кабинет гуманитарных наук ВГИК.

Пондопуло Г. Культура Нового времени. Материалы к лекционному курсу. Рукопись. Кабинет гуманитарных наук ВГИК.

Вико Д. Основание новой науки об общей природе наций (1725). Мо­сква-Киев, 1994. (Кн. 1, 4 - Три типа времен).

Декарт Р. Правила для руководства ума. Рассуждения о методе// Декарт Р. Сочинения в 2-х тт. T. I. M., 1989, с. 256-273.

Паскаль Б. Мысли // Антология мировой философии. Т. 2, с. 302-307.

Гоббс Т. Левиафан. 4. 1. О человеке. Человеческая природа. Основы философии. 4.1 // Антология мировой философии. Т. 2, с. 309-348.

Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума// Антология мировой философии. Т. 2, с. 685-692.

Вольтер М.

Опыт о всеобщей истории и о нравах и духе народа// Антология мировой философии. Т. 2, с. 545-558.

Метафизический трактат. Философский словарь// Вольтер. Философские сочинения. М., 1996, с. 95-130, 132-186, 240, 247, 451-527.

Руссо Ж. Рассуждения о науках и искусствах. Рассуждение о проис­хождении и основах нравственности между людьми. Об общественном договоре и принципах политическо­го права// Антология мировой философии. Т. 2, с. 558-574.

Перро Ш. Параллель между древними и новыми// Спор о древних и новых. Под ред. В. Бахмутского. М., 1985.

Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977, с. 10-137, 228-287, 428-451.

Гете И. Природа// Антология мировой философии. Т. З, с. 65-67.

Кант И.

Критика способности суждения// Кант И. Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 5, с. 462-467, 377-379.

Идея всемирной истории во всемирно-гражданском пла­не // Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 4, с. 11-13.

Антропология с прагматической точки зрения// Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 6, с. 479-480.

Ответ на вопрос о том, что такое просвещение// Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 6, с. 27-35.

Шеллинг Ф. Введение в философию мифологии. – В кн. Шеллинг Ф. Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1989, с.160, 342-343, 354, 374-397.


[1] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Том I, с.118-120

[2] Соловьев Э. От обязанностей к призванию. От призвания к пра­ву//Одиссей. М., 1990.

 

[3] Аристотель «Метафизика». Книга XIV Глава десятая.1087 а.

«Никомахова этика».I.1094b27

[4] Аристотель. Политика(III,1282

[5] там же.1334б.22.25

[6] Эрл Цвинг. Италия до эпохи римлян.// «National geographic».Россия феврвль2005

[7] Колонизация Италии этрусками начинается в IX-VIII в.до н. э.j

[8] Этруски: Италийское жизнелюбие. Пер. с англ. М.ТЕРА. 1998

[9] (Об особенностях римской мифологии и ее отличии от восточной и греческой см.: Зелинский Ф. Ф. Рим и его религия в кн.: «Соперники христианства» М., 1996.)

 

[10] Сергеенко М.Е Жизнь в древнем Риме. Спб.2000,с.157

[11] Сильное влияние на развитие римской риторики, как в ранний, так и классический период (Цицерон), оказали идеи афинского оратора, риторика и публициста.

Исократа (436-338 г. до н. э.). Он учился у софистов Продика и Горгия. В 390 г открыл собственную школу риторики. Обучение в ней было продолжалось 3-4 года. Школа Исократа пользовалась в античном мире огромной популярностью и авторитетом. Он считался И. считал, что именно риторика, а не философия является источником общего («универсального») образования. В обучении использовались «речи», которые использовал в качестве «образцов» риторического искусства. Сохранилась 21 такая речь. Они имеют строгую форму и стиль, но недостаточно глубоки по содержанию, заключенной в них мысли. Идеалом образованности И. считал владение «искусством слова», так как оно в равной степени необходимо, как в обыденной жизни, так и в интеллектуальной и общественной деятельности.

 

[12] Сергеенко М.Е Жизнь в древнем Риме,с.181-182

[13] подробнее о преподавании в римских грамматических и риторских школах, там же с.316-324

[14] Периоды в истории Стои: «древняя античная Стоя IV- III до н. э. (Зенон, Клеанф,

Хрисипп), «средняя Стоя-эклектическая» II-I (Панэций, Посидоний, Цицерон),

«новая или римская Стоя» I-II н.э. (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Платонизм

повлиял на римских стоиков.В их сочинениях содержатся так же параллели с

Евангельскими текстами(например: идея о родстве всех человеческих душ в Боге, универсального братства, снисхождения и любви к ближнему и даже врагам-тем кто творит зло)

[15] Исповедывавшие иудаизм ессеи порвали с официальной церковью Иерусалима, как исказившее, по их мнению, божественное учение и стали называть себя «Новым союзом» или «Новым заветом».Они исповедывали мессианские идеи и жили в ожидании прихода мессии, который изменит мир и избавит людей от социального зла и бед. Они требовали от членов общины строгого соблюдения организационных норм и принципов своего вероучения. Влияние этой секты поучило во 2-м веке до н. э. широкое распространение благодаря тому, что в

идеях ессеев искали утешения многочисленные массы людей живших в

условиях нарастающего кризиса античной цивилизации.Между ессеями и христианами вместе с тем было существенное различие. Оно состояло в том, что,ессеи не стремились к широкой проповеди своих идей а в христианских общинах отсутствовала замкнутость свойственная кумранской общине

(И С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории.М.1986,с. 49-56)

[16] И. Д. Амусин. Кумранская община. В кн.: «История древнего мира.

Расцвет древних обществ.М.19783.с.225

 

[17] До 80-го года латынь существовала в своей архаической форме-форме

народного языка. За период с 80г. до н.э. по 30-е годы н.э, который принято считать «классическим периодом» римской литературы из народного языка выделяется «высокая латынь», которая станет языком римской,.а затем и средневековой культуры Европы

[18] Об этом сохранилось свидетельство: Авл Геллий «Афинские ночи» XI,11

[19] Цицерон. Тускуланские беседы. Кн.I, XXII(66). Это высказывание Цицерон

приводит ссылаясь на свое, более раннее(не сохранившееся до нас) сочинение «Увещевание к философии».

[20] Г.С.Кнабе Цицерон. Культура и слово. В кн. «Марк Тулий Цицерон. Избранные произведения.1975,с.24.

[21] Д. Антисери и Д.Реале,Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье.2001, с. 281.

[22] О ранней христианской общине Иерусалима известно из Послания апостола Луки, где она названа экклесия (ecclesia). Ее члены следовали Закону Моиссея, жили вместе и вели общее хозяйство, имели общую собственность. Особенностью членов общины было ожидание второго пришествия массии (парусия). Фарисеи относились к ним враждебно и называли их иудеями. Между иудо-христианами, которые были изгнаны и греко христианами существовало напряжение т.к. первые упрекали вторых в безразличии к храму и закону (М.Элиаде. С.290-291.)

[23] Имперский культ складывается после Августа. Сам он получил титул «сына

бога только в провинциях. Первым,объявившим себя богом был

император Калигула(37-41гг). Во 2-м веке были обожествлены все

императоры. В 3-м веке этого не произошло из за быстрой смены императоров

[24] «Золотой век» римской литературы-27 г до н.э.-14 г..н. э.Ее «серебряный век -14 - 117 г. г н.

[25] Герметизм- тексты этого религиозно философского течения объединены в два раздела «Нижнийгерметизм» и «Высокий герметизм». Трактаты входящие в первый раздел имеют отношения к астрологии и объедены в т.н. «Изумрудную скрижаль». Древнейшая редакция этих текстов относится к 130-60 гг до н. э.. Высокий герметизм имеет отношение в основном к философии и составляет содержание 1. «Поймандр» и 2. «Вселенская речь» книг герметического свода и датируются соответственно 1-3 и 4 вв. н.э. В «Изумрудной скрижали» развивается учение о «соответствиях», всеобщих таинственных связях всех элементов вселенной. Оно составило теоретическую основу окультизма и в этом качестве использовалось затем и в мистических учения Европы. По преданию «Изумрудная скрижаль» была найдена Апполонием Тианским на могиле Гермеса вместе с книгой «Тайна сотворения и знание о причинах вещей. Из текстов высокого герметизма наибольшей популярностью пользовался «Поймандр» в.котором содержатся многочисленные параллели с тестами ранних Евангелий, прежде всего с Евангелием от Иоанна.В этом трактате представлен образ мессии- пророка, несущего людям «Слово и волю Божию».. Его Ум- знающий истину есть Бог –отец». Христианский писатель- апологет Лактанций писал: «не знаю,как это произошло, только Гермес предугадал всю истину».В комплекс «герметических наук»,сложившийся в 3 в до н. э.-3 в н.э вошли так же трактаты по астрологии, магии, медицине.Более подробно см.: «Гермес Трисмегист и геометрическая традиция Востока и Запада».1998.

[26] «Первые свидетельства(память) о жизни Христа т.н. «синоптические евангелия» 70-90-х годов, вобрали устные предания первых христиан. Память «памятование»- это основной элемент христианства (М. Элиаде История веры и религиозных идей. Т. II. М.2002,.385)

[27] Патристика – длительный период (I-VI века) становления христианской теологии и средневековой философии справедливо определяемый, как «философствование в вере». Начинается с деятельности Филона Александрийского, попытавшегося синтезировать античное учение о Логосе с христианской доктриной, а завершается Псевдо Дионисием Ареопагитом, использовавшего неоплатоническую идею синтеза учения о символе с социальной проблематикой для подстраивания «церковной «иерархии»,непосредственно к доктрине «небесной иерархии»..Наиболее значительными деятелями «золотого века патристики» (IV в. – первая половина V в.) были т.н. «каподакийские отцы» - церковные деятели во главе с Василием Кессарийским Великим, которые соединяли веру в истинность священного писания с преклонением перед умозрительными построениями платонизма. Они стремились также к иносказательному истолкованию библейских текстов, которое подготовило формирование средневекового аллегоризма. Самой яркой и завершающей период Патристики фигурой был Августин, который выступил не только основателем одного из трех главных течений христианской мысли- теизма, но и крупнейшим деятелем культуры раннего Средневековья, оказавшим огромное воздействие на становление Европейской культуры в целом.

[28] Цит. По: История средневековой философии. Хрестоматия в двух частях. Часть 1. Патристика. Минск, 2002, с. 15-16.

[29] Там же, с. 16-17. Приведенное рассуждение свидетельствует о стремлении к синтезу платонической и библейской идей, при очевидном приоритете второй. По мере развития патристики этот принцип приобретает все более отчетливый и доминирующий характер

[30] См.: Владимиров А. Кумран и Христос. М., 2002 и Владимиров А. Апостолы. Гностико-эллинистические истоки христианства. 2003. С. 252-255. В этом исследовании утверждается, что «Рождение Христа далеко предшествовало нашей эре», а традиционные даты его смерти и времени проповеднической деятельности первых апостолов христианства так же не соответствуют реальности. Подобные дискуссии связаны с отсутствием каких бы то ни было документальных свидетельств как о жизни и смерти самого Христа, так и деяниях первых последователей его учения. Румынскими астрономами из обсерватории в Клуже, использовавшими компьютерную программу, сопоставившую библейские предания с историческими данными древних астрономов и произведших дополнительные расчеты, была установлена точная дата и даже время смерти Христа, она произошла 3 апреля 33 года н. э. в 15.00 (Публикация в журнале «GEO Focus», №4, 2004).

[31] Свенцицкая И.С. Цит. соч. С. 74.

[32] Ряд исследователей считает, что деятельность апостолов(Петра, Иакова, Иоанна, Павла) осуществлялась спустя 150-180 лет после смерти Христа. См. А. Владимиров. Апостолы.

[33] По языку Евангелие от Иоанна близко к богословию есеев и их эсхатологическому мифу (подробнее о сходстве идей монахов из Кумрана и первохристиан см.: Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. II. М., 2002, с. 297-307.)

[34] «Бог начал свою работу с сотворения материи, а закончил сотворением человека – телесного, наделенного полом, свободного образом подобного творцу. «История» есть отрезок времени, в течение которого человек учится быть свободным и очиститься от грехов, т. е. проходит у ченичество (выделено мной - Г.П.) в «профессии бога»… творение завершается появлением праведного человечества… человека нельзя сделать богом против его собственной воли… христианство (в отличие от гностицизма и неоплатонизма - Г.П.) – не доктрина возврата… но доктрина творения» (Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. II, М., 2002. С.333-334.)

[35] Сенека. Письма к Луцилию 88,89,90.

[36] «Гносис» (букв. «познание»). В учениях гностиков обозначал новый, опирающийся не на разум а на непосредственное озарение, способ постижения истины. Исходным тезисом гностицизма является утверждение, что мир творение не Бога, а «злонамеренного Демиурга, созданный им космос порочен.

[37] В процессе критики гностического учения о гносисе (знании), христианскими мыслителями, среди которых было немало сторонников гностицизма, оно очищалось от мифологических элементов и приводилось в соответствие с христианской доктриной. Критика гностицизма как еретической версии христианства диктовалась необходимостью утверждения христианства, в качестве единой господствующей религии. Вместе с тем в возникшей на основе христианской доктрины христианской мифологии явственно ощутимы заимствования из гностического мифа (см. «Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада» М., 1998. Приложение, а так же Афонсин Е.Ф. «Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб. 2002, с. 26-27.)

[38] Керинту приписывалось составление одного из вариантов Евангелия. Василид в 120-130 годах в Египте утверждал, что получил тайное, эзотерическое знание, восходящее непосредственно к апостолу Петру, и развивал его в комментариях к Евангелию. Макрион отрицал Ветхий завет, призывал к аскетической жизни и был изгнан из христианской общиной Рима за свои сектантские взгляды.

[39] Владимиров А. Апостолы.2003,с.16

[40] Вил Дюрант. Цезарь и Христос. М.,1995. С. 335.

[41] Там же. С. 332.

[42] Адо И., с.375.

[43] Крупнейшим представитель эллинистического гностицизма христианской ориентации был Валентин. Будучи активным деятелем христианской церкви, он претендовал даже на пост епископа Рима хотя и не получил его. Суть учения В. состояла в том, что «откровения Логоса и Евангелия принципиально не должны отличаться. Древние философы, утверждал Валентин, знали совершенную истину, но она была забыта. Подлинными наследниками древней традиции (Логоса) являются не иудеи и греки, а христиане, получившие новое откровение логоса. Несмотря на то, что влияние гностицизма на становление христианской теологии и мистицизма в середине 2 века было настолько значительно, что дало основание современным исследователям утверждать, что «гностические системы – это первые по времени опыты построения христианской теологии» (см. Афонсин. Античный гностицизм, с.67). Апологеты христианства Климент Александрийский, Ириней Лионский, Тертулиан подвергли гностицизм критике как еретическое учение, несовместимое с ортодоксальным христианством, за наличие в их учениях элементов языческого мистицизма и за то, что они приписывали Христу стремление обучать своих учеников особым мистериям, а также за их поклонение изображениям Христа, наряду с изображениями античных философов Пифагора, Платона и Аристотеля.

[44] Афонсин Е.В. Античный гностицизм. Спб, 2002, с. 140.

[45] Владимиров А. Апостолы. С. 60-61.

[46] Карпократ был первым, наряду с Керинтом, христианским автором гностической ориентации. Ему приписывалось составление варианта Евангелия, над которым он якобы работал одновременно с апостолом Иоанном (пресвитером). По свидетельству епископа Лионского Иринея, в своем трактате «Развенчание и опровержение того, что ложно зовется гносисом» Керинт учил, что «Христос вошел в Иисуса во время крещения в ответ на «призыв», адресованный к неведомому Отцу, и покинул его (Иисуса) накануне распятия».

[47] Климент Александрийский. Стоматы. Кн.1.5.(43)

[48] Цит. по: С. С. Аверинцев Поэтика ранневизантийской литературы,с.292

[49] Цит. по: Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М., 1989, с. 216.

[50] Антисери Д. и Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье. С. 396-397.

[51] Там же. С.398.

[52] Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.,1989, с.151.

[53] Неоплатонизм философское направление в эллинистической философии. Н. оказал влияние на христианскую теологию своим учением о гармоническом миропорядке, о бытии как высшем Благе и о зле как простом отсутствии добра.. Христианство, введя понятие «греха» и «духовного обновления», превратило неоплатоническую схему в глубинную основу личной эмоциональной жизни человека, акцентировало идею личной ответственности человека, как за изначальную греховность человеческого рода так и за духовное обновление, открывающее путь к блаженной жизни и истинной добродетели. Неоплатониками был завершен процесс рефлексии античной мифологиии в результате, которой она была трансформирована в систему философских понятий и фактически прекратила свое существование в качестве фундаментальной основы мировоззрения человека эллинистической эпохи, открыв тем самым, дорогу утверждению в качестве такой основы христианской религии.

[54] Она характеризует то «своеобразное» отношение которое испытывали христиане к герметизму. О нем писал Ф.Ф. Зелинский в своей работе «Гермес Триждывеличайший». Оно свидетельствует, что «пророк Гермес внушал им едва ли не более уважение, чем отвращение». Цит по книге: «Гермес Трисмегист», с.365.

[55] Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сборник текстов. Ч. 2. Изд. Саратовского ГУ. 1988. С.159-160.

 

[57] Арианство возникло в начале 4 века и получило широкое распространение во всех провинциях римской империи. Его основателем был александрийский пресвитер Арий, он отрицал один из главных догматов христианства троицу – символ единого бога.

[58] Для древних греков было характерно отсутствие развитого представление о таких категориях, как «смысл истории», «время», «индивидуальность», «свобода воли» - имеющие прямое отношение к индивиду. «Древние греки жили в пространстве полиса и для полиса, лишь в нем представляя себя. Уничтожение полиса сделало греческого философа индивидуалистом, отчаявшимся найти новый тип сообщества» (Д.Антисери и Д.Реале, цит. соч., с. 379).

[59] С. Неретина, А. Огурцов. Время культуры. Спб.2000,7

[60] Теизм первое из трех главных направлений Средневековой философии. Основным принципом,которого является возможность синтеза разума и откровения, веры и знания при непременном приоритете откровения. Его основателем и крупнейшим представителем является Августин. Особенностью этого идейного течения является то, что в нет достаточно четкого разграничения между собственно философскими и теологическими проблемами.

[61] Цит. по: К. М. Муратова Мастера французской готики М.1988,с.61

[62] См. Э. Жильсон «Разум и откровение в Средние века». В кн. «Богословие и культура Средневековья. Киев.1992, с. 14.

[63] Цитируется по: И. Адо.Свободные искусства и философия в античной мысли. М., 2002, с. 118. О необходимости изучения в «определенных пределах», т.н. «свободных искусств», т. е., наук, имеющих отношение к интеллектуальной,.прежде всего философской деятельности говорит Аристотель в трактате «Политика». Кн.8. II, 1-2.

[64] Говоря о христианской духовности следует учитывать ее принципиальное отличие от понимания духовности в античном мире, основу которого составляет процесс «самоодухотворения» человека. «Христианство – ни в коем случае не религия духа, - замечает С.С.Аверинцев, - это религия «Святого Духа». Его идеал – не самоодухотворение, а «покаяние», «очищение», «святость». Взятый же сам по себе дух или душа, это то, что лишь оживляет тело и наполняет его жизнью и не имеет прямого отношения к Божьей благодати. Поскольку онапроявляет желаниеонаволя, поскольку вспоминает - память, поскольку рассуждает иразличает она – разум, поскольку отдается созерцанию онадух, поскольку полагает способность чувствоватьдуша есть чувство», - пишет Августин в трактате «О душе».

[65] Здесь Августин следует так же неоплатоническим идеям, которые выражены в словах неоплатоника Прока, который утверждал: «сколь велика польза математики для других искусств мы можем представить, поняв, что математика придает законность и порядок теоретическим наукам, как риторика, и всем тем наукам, которые воплощаются в речи, и дает им обрести полноту благодаря первого, серединного и конечного, подобно математике.(Цит. по Адо, с. 137.)

[66] Разграничение «раннего средневековья» (V-IX вв.) и «зрелого средневековья» (X-XIII вв.) условно, так как не укладывается в жесткие хронологические рамки. Основы новой культуры начинают формироваться в недрах средиземноморской цивилизации задолго до появления первых признаков (экономических, социальных) новой европейской цивилизации. По отношению к этому периоду развития культуры особенно справедливо замечание С Аверинцева – то, что «никакая эпоха не может быть вполне равна себе», в противном случае «следующая эпоха не имела бы шансов когда-либо наступить…» Эпоха, о которой идет речь, была «особенно далека даже от самого относительного «равенства себе»: см. С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, с. 6.

[67] Средневековый образ мира членится в пространстве и времени на две части, которые не равны по своему достоинству и иерархии. У времени два яруса: «сей век» и превосходящий его «будущий век». У пространства также два яруса: «поднебесный мир» и превосходящий его «занебесный мир». В Христианском богословии эта оппозиция выражается как «священное» и «священнейшее». Ветхий завет «свят», однако Новый завет «более свят». «Христианство ни в коем случае не религия духа; это религия Святого Духа». Его идеал не самоодухотворение, а покаяние, очищение, святость. Для христианства главная дихотомия не телесного и бестелесного, вещественного и невещественного, а дихотомия «Бога и твари» (Аверинцев).

[68] См. История средневековой философии в двух частях. Часть1. Патристика. Минск, 2002, с. 6-12.

[69] В эллинистический период (II в.) в Афинах, Риме, Александрии, Берите (Бейрут) существовали учебные центры, в которых было сосредоточено высшее образование. Собственно университетов не было. В них по желанию студентов в качестве дополнительных занятий изучались философия и риторика. Константинопольская школа была первым высшим учебным заведением, обучение в котором была почти алогично программе средневековых университетов, появившихся в ХIII веке.

[70] Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М. 2002, с. 230.

[71] По Псевдо-Дионисию ангельские существа составляют иерархию из девяти групп – три триады по три группы. Вся иерархия носила наименование «девяти чинов (чин – это «порядок», «ряд», «сословие») ангельских». Их нисходящий порядок: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Земной порядок сословий, как считали в Средние века, является отражением небесной иерархии.

[72] Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. С. 106.

[73] Гельмут Кенинсбергег.Средневековая Европа 400-1500 годв.М.2001 г.,с.136

[74] «Салическая правда»-судебник. Запись «обычного»(от слова «обычай») народного права,составлен,по-видимому, при Хлодвиге и редактировался VI-IX веках. Подобные «Правды» наряду с галлами имелись и у других германских племен бургундов,англосаксов и др.

[75] Васильев А.А. Славяне в Греции. Византийский временник,Y,1898,. 414, 415, 430

[76] Цит. по: История средних веков (XV-XVII века). Хрестоматия. М., 1981, с.44-45.

[77]«Важный этап перехода от средиземноморской цивилизации к тому, что станет впоследствии европейской цивилизацией, падает на конец VII – середину X века, что было связано, во-первых, с принятием христианства всеми народами, населявшими римскую империю; во-вторых, с ослаблением связей с Византией; в-третьих, с созданием Каролингской империи, возродившей имперские настроения” (История Европы. М.,1996, с.129.)

[78]Цит. по кн.: Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. М.,1989, с.41.

[79] Цит. по: Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. М.: Наука, 1979, с.296-297.

[80] Цит. по кн.: История средних веков (XV-XVII века). Хрестоматия. Часть II. М., 1981, с. 45.

[81] Там же.

[82] Памятники средневековой латинской литературы IV-IX,с.230-231

[83] там же,с.234

[84] Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв. С. 233.

[85] В раннем Средневековье «механические искусства» не включались в систему знания, составляющих философию. Сам термин «механические искусства», обозначающий те виды деятельности, которые связаны не с созерцанием, а требуют участия человека в труде, входит в употребление только в Каролингскую эпоху. См. подробнее: К.М. Муратова. Мастера французской готики XII-XIII вв. М., 1988. С.63-76.

[86] В.В. Соколов. Средневековая философия.М.1979,с.118

[87] Константин(Кирилл)- преподаватель философии и бывший патриарший библиотекарь. Первые упоминания о возникновении славянской азбуки содержатся в «Житии Константина(Кирилла) философа». Согласно этому документу славянская азбука(кириллица) была создана в 863г. Главное целю ее создателей было распространение христианского учения среди славян. Название каждой буквы азбуки имеет смысловое значение, соответствующее христианскому учению. Свод этих букв, поэтому, представляет собой некий свод азбучных истин христианства. В конце Xвека была создана в Греции(по одной из версий самим Кириллом»)т.н. «Азбучная молитва»,написанная в форме акростиха. Каждый стих которой начинался с одной из букв славянского алфавита и восславлял Бога. Созданная философом Константином во времена Византийского царя Михаила и Новогородского князя Рюрика славянская грамота была названа летицией ( См.в кн.: «Русская азбука в инициалах XI-XVI веков».М.1988)

[88] Литургическая драма - ранняя форма западноевропейского средневекового театра. Представляла собьой инсценнировку эпизодов из Библии. Первоначально являлась частью католической литургии(службы, главного богослужения-мессы).Исполнявшегося на Пасху и Рождество.С 1210 г. разыгрывалась возле храмов.

[89] «Феодальная анархия, наступившая после распада империи Карла Великого, привела к глубокой деградации светских кадров Церкви. Даже само папство стало игрушкой местной аристократии. Второй аббат Клюни Одилон говорил об этом без обиняков: «Руководители Церкви одержимы плотскими желаниями; их распирает гордыня, снедает жадность, расслабляет похоть, мучает злоба, обуревает гнев, раздирает несогласие, извращает зависть, убивает роскошь» Поньон Э. Жизнь Европы в 1000 году. М.,1999, с. 173-174.

[90] Новая Европа возникла на рубеже 1000 года, незадолго до конца IX века.

[91] Епископская школа в Париже, славившаяся как наиболее авторитетный центр преподавания ортодоксального богословия, стала основой на базе которого в XII веке возник старейший университет Европы, прославившийся гонениями на инакомыслящих.

[92] В X веке слово «грамматика» обозначало литературу, ее изучали по мирским текстам античности. В Италии такую «грамматику» предпочитали всем другим искусствам» См.: Э. Поньен «Европа в 1000 году», с. 114.

[93] там же, с.240-242.

[94] там же, с.235-242.

[95] Номинализм – учение средневековой философии, отрицающее онтологическое значение общих понятий (универсалий). Его основные идеи были сформулированы в античной философии киником Антисфеном и стоиками, отрицавшими теорию идей Платона. Они утверждали, что общие понятия не имеют реального существования и находятся только в уме. Наиболее отчетливо эта проблема была сформулирована Порфирием в его «введении» к комментариям Аристотеля. Переведенное Боэцием на латинский язык сочинение Порфирия положило начало развитию идей номинализма в средневековой философии. Номиналистических взглядов придерживался и Марциан Капела. В качестве одного из направлений схоластики окончательно оформился только у Росцелина.

[96] Существуют различные гипотезы о начале русского летописания, некоторые из них датируются рядом исследователей концом X века.

[97] Жесты – эпические поэмы, жанр светской литературы. В его основе лежали предания и песни, связанные с эпохой Карла Великого и исполнявшимися бродячими актерами «жонглерами». В них описывались сражения и подвиги рыцарей прежних времен, в пафосной форме описывались события реальной жизни. Первые жесты появились уже в X веке. Примером такой литературы может служить «Песнь о Роланде», записанная в XII веке.

[98] «В сложном и богатом взаимодействии архитектуры и пластических искусств, в готическом храме сливаются в едином и целостном художественном образе все системы и оттенки мыслей и чувств, образующих мировоззрение готической эпохи. В нем получают выражение вкусы новой, зарождающейся и становящейся бюргерской, городской, демократической среды и идеалы феодально-аристократических придворных кругов. В нем находят отклик формы обновленной и обмирщенной религиозности и глубоко мистические переживания…стройная, упорядоченная и высветленная картина мироздания созданная схоластическим умозрением. Изобилие тем и сюжетов старинных народных преданий, обогащается в нем античными традициями, и роскошь восточной фантазии сочетается с новыми представлениями о мире и новым отношением к природе» (Муратова К.М. Мастера французской готики. С.52-53.)

[99] Сходную проблему в этот период решали и строители соборов на Руси. О своеобразии русского храмового строительства писал П. Флоренский в своих известных трудах «Иконостас» и «Храмовое действо как синтез искусств».

[100] Кристофер Брук. Возрождение XII века. В кн.: «Богословие в культуре Средневековья». Киев, 1992. С.143.

[101]Обстоятельный анализ этого сочинения Гуго Сен-Викторского содержится в книге К. М. Муратовой Мастера французской готики XII-XIII веков. М., 1988. С.70-75.

[102] Гуго Сен-Викторский. Семь книг назидательного обучения, или Дидаскалион// Антология пед. мысли христианского Средневековья. Т.2. М.,1994.

[103] Новые реалии жизни и деятельности человека в период перехода от раннего к зрелому Средневековью были связаны. Во-первых, с ростом городов, а вместе с ними с развитием торговли и ремесла, являвшимися главными занятиями горожан. Одновременно с этим обозначается и новая для средневековых городов, бывших ранее резиденцнями церковных и феодальных властей, культурная функция. Они становятся центрами образования. Наиболее отчетливо она проявилась в тех городах, где существовали епископские школы. Епископские школы были в этот период единственным местом, где можно было получить высшее образование. Позднее, именно на базе этих школ, возникнут первые университеты. Рост богатства в городах стимулировал развитие художественного ремесла, а увеличение городского населения способствовало появлению художественных ремесел, и новых зрелищных форм (цирковых представлений и театра). Возрождением просветительской (образовательной) деятельности монастырей и городов, стимулировавшей роста интереса к знанию («вежеству») не только служителей клира, но и мирян. Во-вторых, с зарождением новой, светской по своему характеру, литературы и поэзии, в центре внимания которой были проблемы не «божественной», а человеческой жизни. Наконец, с масштабным храмовым строительством, способствовавшим развитию архитектуры и изобразительных искусств.

[104] Цит. по: К. М. Муратова Мастера французской готики. С.74.

[105] Схоластика -( от лат. scholastika - “школьный”, ”ученый”), тип религиозной философии, предполагающий принципиальное подчинение примату теологии, соединение догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Ее истоки восходят к философии неоплатонизма (Прокл). Схоластические тенденции в Средневековой философии намечаются в период завершения работы над догматическими основами церковной доктрины. С 11 в. С. находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский). Новый расцвет схоластики в 13 в. связан с деятельностью ее крупнейшего представителя Фомы Аквинского. В 19-20 вв. традиции схоластики возрождаются в неотомизме. Со схоластикой обычно связывают развитие т.н. «ученой культуры» Средневековья. ( Подробнее в кн.: Этьен Жильсон. Философия в Средние века. М., 2004. С.397-415.). Как «ограниченный рационализм».определяет схоластику С.С.Аверинцев

[106] Этьен Жильсон. Разум и откровение в Средних веках. В сб. «Богословие в культуре Средневековья». Киев, 1992, с. 16.

[107] «…человек, имеющий опыт, считается более мудрым, нежели те, кто имеет лишь чувственные восприятия, а владеющий искусством – более мудрым, нежели имеющий опыт, наставник – более мудрым, нежели ремесленник, а науки об умозрительном (theteoretikai) – выше искусств творения (poitikai). Таким образом, ясно, что мудрость есть наука об определенных причинах и началах» (Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 1. М., 1976, с. 67.)

Для Аристотеля высшей мудростью является знание о Мировом Уме, являющемся «последней материей и последней формой». (В Средние века его место занимает единый Бог христиан, воплощающий в себе, помимо всего прочего, и высший Разум.) Учение Аристотеля о Мировом Уме, интерпретированное в духе христианской ортодоксии, активно использовалось идеологами христианства для обоснования и укрепления не только христианской веры, но и создание христианской культуры (философии, литературы, системы образования, а позднее христианизации права, этики, науки, искусства. В решении этой глобальной проблемы рационалистическая концепция Аристотеля сыграла важную, если не решающую роль, хотя отношение к ней христианской ортодоксии было далеко не однозначным.

[108] См. подробнее в статье: Харитонович Д.Э. В единоборстве с василиском. Опыт историко-культурной интерпретации средневековых ремесленных рецептов. («ОДИССЕЙ». М., Наука.1989. С.77-97.)

[109]. Подробнее: Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика. В кн.: Эрвин Панофский. Перспектива как символическая форма. СПб. 2004. С.214-311.

[110] Д. Антисери и Д. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье. М., 2001, с.533.

[111]Отрывки их книги Альберта «О свойствах трав, камней и животных» см. в кн.6 «История Средних веков. Хрестоматия. Ч.II”.1981.с.50.

[112] Гуревич А.Я. Средневековый купец. «Ненависть к ростовщикам была всеобщей, а алчность неизменно расценивалась как самый отвратительный из пороков. Так обстояло дело в XIII в. Но отрицательное отношение церкви к ростовщичеству сохранялось и в последующие столетия». «ОДИССЕЙ». 1990. М., Наука. С. 97-109.

[113] Аверроизм направление в средневековой философии, основателем которого считается араб. Мыслитель, последователь Аристотеля Ибн Рушд (Аверроэс). А. получил распространение в Зап. Европе благодаря переводу в Испании комментариев Аверроэса к Аристотелю. Основные идеи А.: несотворимость и вечность мира, смертность человеческой души, теория двойной истины (откровения и разума), противопоставление знания вере, философии – теологии. Центром аверроизма в Европе стал в XIII веке «артистический факультет» Парижского университета (Сигер Барбантский и др). В IV-XXIV веках получил распространение в университетах Падуи и Болоньи в Италии.

[114] Томизм – одно из трех основных направлений средневековой философии, наряду с томизмом и аверроизмом. Крупнейшим представителем его был Фома Аквинский. Основной принцип томизма гармония веры и разума. Считал, что разум способен доказать бытие Бога. В споре о двух истинах отдавал предпочтение истин е откровения. Вплоть до настоящего времени томизм признан официальной философской доктриной католицизма.

[115] Это положение Фомы Аквинского утверждающего идею единства естественного закона и гражданского права будет играть доминирующую роль в правовой культуры Европы, вплоть до конца 18 века.

[116] Антисери Д. и Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье. С. 549-551.

[117] Схоластическая форма изложения предмета предполагала: постановку вопроса; возражения против предполагаемого ответа; авторитетное суждение в пользу ответа автора; доказательство опровержения возражений.

[118] Публикация этого текста на русском языке и комментарий к нему принадлежит известному советскому ученому-медиевисту проф. Гуревичу А.Я. См. его статьи «Еще несколько замечаний к дискуссии о личности и индивидуальности в истории культуры» и «Средневековый купец» («Одиссей 1990» М., Наука. С. 76-89 и 98-131). Характеризуя причины появление в христианской культуре конца XII-XIII вв. интереса к проблеме индивида, А.Я. Гуревич пишет: «Человеческая личность, которая начинала себя осознавать, принимала себя самое, свое общественное и профессиональное призвание, свою собственность и свое время за дары Бога за «фунты» и «таланты», кои надлежало возвратить Творцу сохраненными и даже преумноженными. Личность еще не могла найти оснований в самой себе, но в ее подчинении Создателю таился источник ее уверенности в том, что ценности, которыми она обладает суть ценности абсолютные. Отстаивая их, индивид принимал личное, непосредственное участие во вселенской борьбе между высшим Добром и метафизическим Злом» (с.109).

[119] На этом факультете преподавались науки, имеющие отношение к изучению природы (механика, физика, другие практические знания).

[120] Широкое распространение идеи христианского мистицизма получили в XIV веке в Византии. Видным представителем мистического учения получившего название «исихазм» был византийский богослов и церковный деятель Григорий Палама, систематизировавший это учение. Согласно ему, сторонник этого учения непосредственно воспринимает несотворенное и невещественное излучение Бога (Фаворский свет). Это учение было официально признано византийской церковью в 1351 г. В Европе к мистической общине «Друзья Бога» принадлежал ученик Экхарда Иоганн Таулер, немецкий монах и философ-мистик.

[121] Сам Данте назвал свою поэму «Комедия», этим термином обозначающим ее как произведение среднего стиля «с устрашающим началом и благополучным концом». Термин «Божественная» был добавлен к названию поэмы в XV веке Боккаччо. С XVI века название «Божественная комедия» становится общепринятым.

[122] Данте Алигьери. Божественная комедия. Ад. Спб, «Азбука»,1996. Приложение 1, с. 293.

[123] Там же. С.305.

[124] Там же. С. 280.

[125] В переписи-«тальи» 1292 года будут указаны уже 350 ремесел.

[126] Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье.М.2001.с632

[127] «Оккам постулирует индивидуально-множественный универсум, где нет места неизменному и необходимому… Вся реальность – «синолос», отдельно е. Следует воздерживаться от всего того, что не индивидуально и доверятся лишь эмпирическому познанию как фундаментальному» (там же, с.636-637).

[128] В эпоху Средневековья «ученым человеком» считался всякий человек, получивший образование церковное, светское, школьное или университетское. Различие же между ними носили не принципиальный, а иерархический характер. Объединяло же все эти «степени» учености то, что в их основе лежал единый принцип – приобщение человека к «истине» Священного писания. Постижение же этой истины в полной мере считалось не доступным «человеческому разуму» в силу его ограниченности. Только «безграничная» вера и любовь к Богу делают ее доступной человеку. С этой точки зрения «незнание» и «знание» равны перед мудростью Бога.

 

[130] там же,с.478

[131] там же,с.480-483

[132] Цит. по: Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. Пневма. 2002, с. 27.

[133] Цит по: Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. М., 1988, с. 92-93.

[134] Там же, с. 93.

[135] Цит. по кн.: Итальянский гуманизм эпохи Возрождения.Сборник текстов. Часть II. Изд. Саратовского университета. 1988, с.17.

[136] там же, с.19, 21.

[137] Д.С. Лихачев Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.СПб..1962.

[138] Антисери Д. И Реале Дж.Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта.Спб.2002,с37

[139] любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержаниеназваны «плодом духа» в Послании к Галатам Святого апостола Павла» (V. 22-23) станут, начиная с эпохи Ренессанса, постоянными сюжетами европейского искусства (поэзии, живописи, скульптуры).

[140] Цит. по: Эстетика Ренессанса. Антология. В 2-ч т. Т. 1. М., 1981, с.96.

[141] Хайдеггер М. Время и бытие. М. 1993,с.49

[142] Первый телескоп был изобретен в 1608 году голландцем Х. Липперсгейлом

[143] Д. Антисери и Д.Реале. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. М.2002.с.209.В 1611 году появилась зрительная труба, которую Галилей использовал для астрономических наблюдений. «В ХVII веке Почти все ученые изготовляли оптические стекла…Начиная с 1630-1640 годов наука без зрительной трубы уже немыслима…Принцип

настоящей астрономической трубы был сформулировал Кеплер в 1611 году в «Диоптрике»

(П. Шоню. Цивилизация классической Европы. Екатеринбург 2005,с.414-415)

[144] Ахутин А. Понятие «природа» в Античности и Новое время. М. 1988,с.19

[145] Цит. по Д.Ансьери и Д. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта.М. 2002,с. 249 -250

[146] Рене Декарт. Сочинения в двух томах. Т. 1, М.,1989, с. 260

[147] Цит. по: Антология мировой философии в четырех томах.Т. 2.,М.1970,с.293-294

[148] Р. Декарт. Избранные произведения. М. 1950, с. 89

[149] Мираб Мамардашвили.Как я понимаю философию.М.1990,с. 340

[150] Характер этого процесса детально был проанализирован М.Хайдеггером в известной статье «Время картины мира»// Мартин Хайдеггер. Время и бытие.М.1993, с. 41-61

[151] «зачем тщетно искать рассудком то,что можно постичь одним порывом любви», утверждал один из идеологов Итальянского Ренессанса Пикко дела Мирандола. «Меня любовь преображает в Бога из твари становлюсь я Божеством», пишет Джордано Бруно в своей знаменитой поэме «О героическом энтузиазме».

[152]. Рене Декарт. Сочинения в двух томах. Т. 1. М. 1989, с. 259-260

[153]./ Мартин Хайдеггер Бытие и время. Статьи и выступления». Время картины мира М. 1993,с.41-63

[154] Шарль Перро. Параллель между древними и новыми в отношении искусств и наук. Цит. по: Спор о древних и новых. Составление и вступ. Статья В. Я. Бахмутского. М.1985,с. 82-84, 88

[155] Там же,с.20

[156] Клодель П. Глаз слушает.М.2006,с. 7-96

[157] Вико Д. Основания Новой науки об общей природе наций. Москва.Киев.1994,с.525

[158] Там же,с.113

[159] Там же,с.73

[160] Там же,с. 77

[161] Там же. с.495

[162] Там же,с. 496

[163] Там же, с. 90-91,116

[164] Там же, с. 76

[165] Кант. И. Ответ на вопрос что такое просвещение? Собр. Соч. в 6-ти т. Т. 6, М.,1966,с.27

[166] Руссо Ж.-Ж. Об искусстве. Л.-М., 1959. С. 79.

[167] Там же.

[168] Там же. С. 6.

[169] Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 6-7.

[170] Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.1977, с. 5

[171] там же, с.112

[172] там же,с 128

[173] Там же, с. 230

[174] Там же с.230-231

[175] Там же с. 426

[176] Кант И. Собр. соч. в 6-и томах. Т. 6. М., 1966. С. 48

[177] Кант И. Собр. соч. в 6-и томах. Т. 6. М., 1966. С. 48

[178] Кант И. Соб соч. в 6-и томах. Т. 2. М.1964 с. 210

[179] Там же,с. 219

[180] Кант И. Собр. соч. в 6-и томах. Т. 6. М., 1966. С.8

[181] Там же,с.9

[182] Там же, с. 10

[183] Там же,с.11

[184] Там же, с. 13

[185] Там же, с. 18

[186] Там же, с. 19-20

[187] Кант И. Собр. соч. в 6-и томах. Т. 3. М., 1964. С. 692.

[188] Там же, с. 482, 464

[189] Там же. с. 464

[190] Там же, с. 466-467

[191] Кант И. Собр. Соч. в 6-и томах.Т. 6. М. 1964,с. 351

[192] Там же, с. 357

[193] Там же, с 479-480

[194] Там же,с.526-527

[195] Там же, с.

[196] Там же. С.578

[197] Кильен Ж. Культура "Bildung" и разум у В. фон Гумбольдта. // Разум и культура. М., 1983. С. 156-168.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культура XVIII в | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.213 сек.