Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осуществление экспортного контроля. 5 страница




К 2009 году спецподразделения были строго структуризированы в единую систему, которой в масштабах всей системы МВД России руководит Центр оперативного руководства деятельностью специальными подразделениями МВД. Всего в системе МВД России (без внутренних войск) сформировано 208 отрядов, из них: 121 - ОМОН; 87 - ОМСН (ранее они назывались СОБРами - специальные отряды быстрого реагирования). Их общая численность составляет более 25000 человек. ОМОНы и ОМСНы имеют одну общую задачу - участие в операциях против незаконных вооруженных формирований.

В целях повышения боевого духа и чувства гордости и поддержания исторических традиций каждому отряду предоставлено право на собственное имя и знаки отличия. Отряд милиции особого назначения МВД России имеет название "Зубр". А отряд милиции специального назначения МВД России - "Рысь". ОМОН ГУВД по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области - "Бастион".

В ОМОНе служит в основном сержантский состав под командованием офицеров. Основными задачами ОМОНа являются: пресечение массовых беспорядков; охрана общественного порядка в период проведения массовых мероприятий (спортивных, культурных, общественно-политических). Они входят в состав милиции общественной безопасности.

В ОМСНе служат только офицеры. Они входят в состав криминальной милиции и осуществляют силовую поддержку оперативным работникам в период проведения спецопераций по задержанию вооруженных преступников или освобождению заложников.

До 2008 года ежегодно погибало примерно по 25 спецназовцев. В 2008 году - 15 человек. 24 сотрудникам за мужество и героизм было присвоено звание Героя России, из них 17-ти посмертно. В 2008 году подразделениями спецназа было разгромлено 234 вооруженные группы. Более 900 вооруженных преступников было задержано. Освобождено 27 заложников. Изъято более 3,1 тысячи единиц огнестрельного оружия и свыше 330 тысяч единиц боеприпасов, а также 19,2 тонны взрывчатых веществ <1>.

--------------------------------

<1> Фалалеев Михаил. ОМОН заказывали? // Российская газета. 2009. 20 января.

 

Всего за период с 1994 по 2004 годы в Российской Федерации, выполняя служебный долг, погибло 1653 сотрудника органов внутренних дел и 11393 получило ранения <1>.

--------------------------------

<1> Нургалиев Рашид. Ставка на человека (МВД создало новую систему обучения и воспитания профессионалов) // Российская газета. 2009. 21 августа.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПИСЬМЕННЫХ

(КУРСОВЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ) РАБОТ

 

1. Место и роль административного права в правовой системе Российской Федерации.

2. Административно-правовые нормы.

3. Административные правоотношения.

4. Государственное управление и исполнительная власть в современной России.

5. Исполнительная власть как одна из ветвей власти.

6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Федеральные органы исполнительной власти.

8. Административно-правовой статус муниципальных образований в Российской Федерации.

9. Государственная служба в Российской Федерации.

10. Государственные служащие.

11. Административно-правовой статус граждан России.

12. Административно-правовой статус иностранцев в РФ.

13. Административно-правовой статус лиц без гражданства, вынужденных переселенцев и беженцев в РФ.

14. Функции Президента РФ в сфере исполнительной власти.

15. Административно-правовой статус Правительства России.

16. Административно-правовой статус предпринимателей в РФ.

17. Административно-правовой статус юридических лиц в РФ.

18. Административно-правовой статус общественных объединений.

19. Административно-правовое регулирование деятельности религиозных объединений.

20. Правовые акты органов государственного управления.

21. Административное принуждение: сущность и виды.

22. Административный процесс.

23. Производство по делам об административных правонарушениях.

24. Административная ответственность как вид юридической ответственности.

25. Судебный контроль за законностью действий органов исполнительной власти.

26. Правоприменительная деятельность за административные правонарушения, посягающие на права граждан.

27. Правоприменительная деятельность за административные правонарушения в области охраны собственности.

28. Правоприменительная деятельность за административные правонарушения в области дорожного движения.

29. Правоприменительная деятельность за административные правонарушения в области связи и информации.

30. Правоприменительная деятельность за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.

31. Правоприменительная деятельность за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

32. Правоприменительная деятельность за административные правонарушения в области таможенного дела.

33. Правоприменительная деятельность за административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.

34. Правоприменительная деятельность за административные правонарушения против порядка управления.

35. Правоприменительная деятельность за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

36. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

37. Государственное управление в области внешнеэкономических связей и торговли.

38. Государственное управление органами внутренних дел.

39. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях.

40. Государственное управление делами национальностей и федеративными отношениями.

41. Государственное управление здравоохранением.

42. Государственное управление в области иностранных дел.

43. Государственное управление в области обороны.

44. Государственное управление образованием.

45. Государственное управление транспортом.

46. Государственное управление в области труда и социального развития.

47. Государственное управление в области финансов.

48. Государственное управление в области юстиции.

49. Государственное управление наукой.

50. Государственное управление транспортом.

51. Государственное управление в области охраны окружающей среды.

52. Государственное управление государственным имуществом.

53. Государственное управление рынком ценных бумаг.

54. Государственное управление миграционной политикой.

55. Государственное управление сбором налогов.

56. Государственное управление средствами массовой информации.

57. Государственное управление в сфере обеспечения безопасности.

58. Государственное управление физической культурой и туризмом.

59. Специальные административно-правовые режимы.

60. Административно-правовой режим чрезвычайного положения.

61. Административно-правовой режим военного положения.

62. Административно-правовой режим военного времени.

63. Административно-правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции.

64. Административно-правовой режим Государственной границы Российской Федерации.

65. Административно-правовой режим чрезвычайной ситуации.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

 

Цель письменной (курсовой или контрольной) работы - развитие самостоятельного подхода и закрепления знаний студентов по актуальным проблемам административного права.

Письменная работа может быть выполнена в рукописном варианте или напечатана. Примерный объем: контрольная - 15 - 17 машинописных страниц, а курсовая работа - 22 - 25. Текст располагается через 1,5 интервала, шрифт - 14-й.

За основу берутся положения и принципы Конституции РФ с использованием нормативных правовых актов и литературных источников, относящихся к избранной теме.

По плану письменной работы выделяются три-четыре основных вопроса.

В конце работы приводится список использованных правовых актов и литературы (не менее 5 источников для контрольной и не менее 10 - для курсовых работ).

Письменная работа представляется преподавателю на рецензирование в установленные сроки (не позже 1 месяца до даты сдачи экзамена по административному праву).

 

ОСНОВНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Понятие административного права и его место в правовой системе Российской Федерации.

2. Предмет административного права, особенности метода административно-правового регулирования общественных отношений.

3. Основные черты, задачи и функции государственного управления на современном этапе развития общества.

4. Исполнительная власть, ее механизм и соотношение с государственным управлением.

5. Конституционные основы разделения и взаимоотношений законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей.

6. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.

7. Наука административного права и ее роль в совершенствовании государственного управления.

8. Понятие, виды и структура административно-правовых норм.

9. Понятие, виды и особенности административно-правовых отношений.

10. Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц.

11. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.

12. Субъекты административного права, их виды и общая характеристика.

13. Приоритет прав и свобод граждан как высшей социальной ценности по Конституции Российской Федерации.

14. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

15. Административно-правовые гарантии и охрана прав граждан.

16. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

17. Понятие, виды и правовой статус органов исполнительной власти.

18. Правительство Российской Федерации в системе исполнительной власти.

19. Федеральные органы исполнительной власти.

20. Органы государственного управления федеральными округами Российской Федерации.

21. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

22. Взаимоотношения государственных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления.

23. Понятие, правовые основы и принципы государственной службы.

24. Административно-правовой статус государственного служащего.

25. Административно-правовой статус общественных объединений.

26. Профессиональные союзы, их права и гарантии деятельности.

27. Понятие и общая характеристика форм и методов осуществления исполнительной власти.

28. Общая характеристика административно-правовых актов государственного управления, их классификация.

29. Административно-правовой договор.

30. Административное принуждение, применяемое органами власти в процессе осуществления государственного управления.

31. Административно-предупредительные меры.

32. Административно-пресекательные меры.

33. Понятие и основные черты административной ответственности.

34. Виды административных взысканий и общие правила их применения.

35. Сущность административного процесса: широкая и узкая трактовки его понятия.

36. Задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях.

37. Обеспечение законности в сфере государственного управления.

38. Реализация права граждан на судебное обжалование противоправных действий органов управления и должностных лиц.

39. Правовые основы и организация управления в сфере экономики.

40. Организация управления отраслями промышленности в Российской Федерации.

41. Организация управления транспортом.

42. Организация управления связью.

43. Организация управления торговлей.

44. Организация управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.

45. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности и государственная поддержка предпринимательства.

46. Правовые основы и организации государственного управления в социально-культурной сфере.

47. Организация государственного управления в области образования.

48. Организация государственного управления в области науки и технической политики.

49. Организация государственного управления высшим образованием.

50. Организация государственного управления культурой.

51. Организация государственного управления здравоохранением.

52. Организация государственного управления в области труда и занятости населения.

53. Организация государственного управления в области социальной защиты населения.

54. Правовые основы и организация государственного управления в административно-политической сфере.

55. Организация государственного управления в области обороны.

56. Государственная граница и ее охрана.

57. Государственное управление в области безопасности.

58. Организация государственного управления в области внутренних дел.

59. Паспортная система, правила регистрации учета граждан.

60. Административно-правовое регулирование въезда в Россию и выезда граждан за границу.

61. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.

62. Милиция общественной безопасности.

63. Криминальная милиция.

64. Административно-правовой режим чрезвычайного положения.

65. Административно-правовой режим военного положения.

66. Административно-правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции.

67. Организация государственного управления в области иностранных дел.

68. Организация государственного управления в области юстиции.

69. Российская инспекция труда при Министерстве труда и социального развития России и ее территориальные органы.

70. Понятие и виды межотраслевого государственного управления.

71. Организация государственного управления таможенной службой в РФ.

72. Организация государственного управления финансами и кредитом.

73. Организация управления государственным имуществом.

74. Организация государственного управления внешнеэкономической деятельностью.

75. Организация государственного управления в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО КУРСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

1. Административное право России как самостоятельная отрасль сформировалось в результате:

а) "отпочкования" от государственного права в XIX веке;

б) перехода от полицейского права к административному праву на рубеже XIX и XX веков;

в) разделения государственного права на административное, конституционное и гражданское право в начале XX века.

2. Социальное управление как один из видов управления делится на:

а) управление обществом;

б) управление государством;

в) управление организациями;

г) управление индивидами;

д) все перечисленное.

3. Определение "Упорядочение взаимодействия определенного множества элементов или составных частей механических систем, природы, общества и самого человека" относится к понятию:

а) урегулирование;

б) управление;

в) организация;

г) взаимодействие.

4. Понятие "управление" подразделяется на следующие виды:

а) государственное и негосударственное;

б) управление в социальных системах;

в) управление в биологических системах;

г) управление в механических системах;

д) все перечисленные.

5. Определение "Целеполагающее, регулирующее воздействие людей на общественную и коллективную жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно, так и через специально созданные структуры" относится к понятиям:

а) социальное управление;

б) государственное управление;

в) местное самоуправление;

г) ко всем перечисленным.

6. Для какого понятия характерны три главных признака: управленческий аппарат; выполняемая им управленческая, административная деятельность; используемые исполнительно-распорядительные полномочия:

а) административно-правовые отношения;

б) административное право;

в) органы исполнительной власти;

г) органы государственной власти.

7. Предметом административного права являются общественные отношения, урегулированные нормами права и реализуемые:

а) органами исполнительной власти и негосударственными структурами;

б) органами исполнительной власти различных уровней;

в) негосударственными структурами;

г) всеми перечисленными.

8. В структуру механизма административно-правового регулирования входят следующие элементы:

а) нормы административного права;

б) акты толкования норм административного права;

в) акты применения норм административного права;

г) административно-правовые отношения;

д) решения судебных органов;

е) все перечисленные.

9. Нормы административного права по их содержанию делятся на:

а) материальные;

б) процессуальные;

в) обязывающие;

г) запрещающие;

д) все перечисленные.

10. Административно-правовые отношения по юридическому характеру взаимодействия их участников делятся на:

а) материальные и процессуальные;

б) обязывающие и запрещающие;

в) вертикальные и горизонтальные;

г) все перечисленные.

11. Характерной чертой, отличающей административно-правовой метод регулирования от гражданско-правового, является:

а) юридическое неравенство субъектов;

б) договорной характер отношений субъектов;

в) судебный характер защиты нарушенных прав субъектов;

г) все перечисленное.

12. Установленная нормами административного права возможность реализации лицом прав и осуществления обязанностей в сфере государственного управления - это:

а) административная дееспособность;

б) административная деликтоспособность;

в) административная правосубъектность;

г) административная правоспособность.

13. Совокупность административно-правовых средств и методов регулирования, закрепляющих определенный круг прав и обязанностей субъектов, запретов и дозволений для них, - это:

а) административный процесс;

б) административное правоотношение;

в) административно-правовой режим;

г) административно-правовая норма.

14. Одним из видов административных договоров является:

а) договор найма жилого помещения;

б) трудовой договор;

в) договор купли-продажи;

г) контракт о прохождении службы.

15. Контракт о прохождении военной службы представляет собой:

а) разновидность гражданского договора;

б) разновидность административного договора;

в) способ принудительной реализации мер по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации;

г) один из способов комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации по призыву.

16. Решение о предоставлении гражданину жилплощади относится к:

а) нормативному акту;

б) индивидуальному акту;

в) общему акту;

г) смешанному акту.

17. Нормы военной присяги - это нормы:

а) обычая;

б) права;

в) морали.

18. Административная деликтоспособность наступает с:

а) 16 лет;

б) 21 года;

в) 16 лет, а в отдельных предусмотренных законом случаях с 14 лет;

г) 18 лет.

19. Правовые отношения, складывающиеся при межотраслевом управлении, относятся к:

а) горизонтальным и вертикальным в равной степени;

б) чаще к вертикальным, чем горизонтальным;

в) горизонтальным;

г) вертикальным.

20. Установленная нормами административного права способность нести административную ответственность за совершенные правонарушения в сфере государственного управления - это:

а) административная дееспособность;

б) административная деликтоспособность;

в) административная правосубъектность;

г) административная правоспособность.

21. Признание в установленном порядке лица беженцем осуществляется в отношении:

а) граждан России;

б) иностранцев;

в) лиц без гражданства;

г) лиц с двойным гражданством.

22. Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

а) являющееся гражданином России;

б) покинувшее место постоянного жительства по экономическим причинам;

в) совершившее тяжкое преступление;

г) все перечисленное.

23. Взаимодействие судебной власти с исполнительной заключается в том, что:

а) суды подчиняются исполнительной власти;

б) суды финансируются из местного бюджета;

в) органы исполнительной власти (местного самоуправления) проверяют работу судов и заслушивают отчеты судей;

г) исполнительная власть обеспечивает условия для нормального функционирования судебной системы (материально-техническое обеспечение).

24. В России систему органов исполнительной власти возглавляет:

а) Федеральное Собрание РФ;

б) Президент и Правительство РФ;

в) Правительство РФ;

г) Президент РФ.

25. Структуру федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации утверждает:

а) Председатель Правительства РФ;

б) Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ;

в) Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

г) Президент РФ своим указом.

26. Важнейшей чертой государственного управления, выражающей природу взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной властей, является:

а) исполнительно-распорядительный характер государственного управления;

б) исполнительный характер государственного управления;

в) распределительный характер государственного управления;

г) характер согласования.

27. Как соотносятся между собой понятия "государственное управление" и "исполнительная власть":

а) тождественные понятия;

б) понятие "государственное управление" шире понятия "исполнительная власть";

в) понятие "исполнительная власть" шире понятия "государственное управление".

28. Правовым актом управления является:

а) Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях;

б) решение суда по гражданскому делу;

в) приказ о зачислении на работу гражданина;

г) договор об аренде помещения.

29. Основным признаком нормативного правового акта органа исполнительной власти является:

а) официальный характер и двустороннее волеизъявление;

б) наличие норм административного права, распространяющихся на широкий круг лиц;

в) индивидуальный, правонаделительный характер;

г) издание субъектами исполнительной власти и подзаконность.

30. Правовые акты управления по своим юридическим свойствам подразделяются на:

а) нормативные;

б) индивидуальные;

в) смешанного характера;

г) бессрочные;

д) все перечисленные.

31. Правовые акты, распространяющие свое действие на определенные общественные отношения, независимо от того, в какой сфере или отрасли они возникают, относятся:

а) к специальным правовым актам;

б) отраслевым правовым актам;

в) федеральным правовым актам;

г) общим правовым актам.

32. По характеру юридического воздействия на общественные отношения формы государственного управления делятся на:

а) правотворческую и правоприменительную;

б) правовую и неправовую (организационные);

в) все перечисленные.

33. Какому из требований, предъявляемых к актам управления, отвечает наличие компетенции у автора управленческого решения:

а) культура оформления акта;

б) целесообразность;

в) законность;

г) полезность.

34. Качество управленческих решений определяется тем, что оно должно быть:

а) единоначальным;

б) полезным с точки зрения публичных интересов;

в) отражать волеизъявление руководителя;

г) все перечисленное.

35. Правовой формой управления является:

а) обработка и анализ информации;

б) принятие актов управления;

в) материально-техническое обеспечение деятельности.

36. Отраслевое управление осуществляют:

а) федеральные министерства и государственные комитеты;

б) государственные комитеты и федеральные службы;

в) все федеральные органы исполнительной власти;

г) федеральные министерства.

37. Правительство Российской Федерации имеет право издавать:

а) указы и постановления;

б) постановления и распоряжения;

в) указы и распоряжения;

г) постановления, распоряжения и указы.

38. Распорядительные полномочия органов государственного правления реализуются путем:

а) издания актов управления;

б) обработки и передачи информационных материалов;

в) осуществления предписаний органов законодательной власти;

г) все перечисленное.

39. Формы и методы государственного управления реализуются путем:

а) принятия законов и подзаконных актов;

б) принятия подзаконных актов;

в) принятия правовых актов управления.

40. Какая особенность межотраслевого управления выражена в том, что его субъекты (например, Министерство финансов России) издают обязательные для всех органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций и граждан предписания:

а) надведомственность полномочий;

б) координация деятельности;

в) их общая компетенция;

г) широкие возможности действий.

41. Область государственного управления - это:

а) комплекс организационных отношений, связанный с осуществлением межотраслевых функций специального характера (например, управление ценообразованием);

б) система различных звеньев и отношений, объединенных общностью профиля объектов и их конкретного назначения (например, управление здравоохранением);

в) комплексы внутреннего и межотраслевого характера (например, объединения, фирмы);

г) сгруппированные на базе единства основного назначения (профиля) отрасли государственного управления (например, управление экономикой).

42. Во второй половине 90-х годов XX столетия в составе Правительства РФ предусматривалась должность "министр Правительства России" ("министр без портфеля"). В круг его полномочий входило:

а) дублирование деятельности одного из федеральных министров;

б) выполнение особых поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ;

в) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по определенным направлениям (национальная культура, восстановление Чечни);

г) все перечисленное неверно.

43. В состав Правительства России, кроме председателя и его заместителей, входят:

а) руководители федеральных органов исполнительной власти, представители субъектов РФ;

б) федеральные министры;

в) руководители иных федеральных органов исполнительной власти;

г) главы исполнительной власти субъектов РФ.

44. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзорные функции, является:

а) федеральный надзор;

б) Государственный комитет РФ;

в) федеральное министерство;

г) федеральная служба,

д) федеральное агентство.

45. Президент РФ в отношении Правительства РФ вправе:

а) назначить с согласия Совета Федерации Председателя Правительства РФ;

б) назначить с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

в) самостоятельно формировать Правительство РФ и принимать решение об его отставке;

г) назначить с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; принимать решение об его отставке; по предложению Председателя Правительства РФ назначать и освобождать от должности его заместителей и федеральных министров.

46. Непосредственно Президенту России подчинены:

а) федеральные министерства;

б) государственные комитеты;

в) федеральные агентства;

г) федеральные службы.

47. Единоначальный орган исполнительной власти, действующий в рамках определенной административно-территориальной единицы, ставший правопреемником существовавшего ранее коллегиального органа - исполнительного комитета, - это:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.204 сек.