Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности




Банк имеет право осуществлять банковскую деятельность с момента его регистрации в НБ РБ.

Государственной регистрации подлежат:

- вновь созданные (реорганизованные) банки;

- изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банков.

 

Учредителям банков могут выступать физические и юридические лица, в том числе и государственные органы.

Для государственной регистрации вновь созданного банка его учредителям необходимо:

сформировать уставный фонд в установленном размере;

создать технические возможности для осуществления банковской деятельности;

обеспечить подбор кадров требуемой квалификации и деловой репутации;

разработать бизнес-план и подготовить другие необходимые для регистрации документы.

Для государственной регистрации банка обязательным является создание минимального размера уставного фонда банка. УФ состоит из стоимости вкладов его учредителей (участников).

Минимальный размер уставного фонда устанавливается НБ РБ. В настоящее время установлены единые требования по величине УФ - 5 млн. евро – для вновь создаваемых и реорганизуемых банков.

При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть полностью сформирован из денежных средств.

Для формирования уставного фонда могут использоваться только собственные средства учредителей. (Для формирования и увеличения УФ не могут быть использованы привлеченные средства). Денежные вклады в УФ могут быть внесены как в белорусских рублях, так и в иностранной (свободно-конвертируемой) валюте. При этом весь УФ должен быть объявлен в белорусских рублях. Перерасчет иностранной валюты в национальную денежную единицу РБ осуществляется по официальному курсу, установленному НБ РБ на дату внесения вклада в УФ.

Денежные средства, вносимые в УФ банка, подлежат перечислению на временный (накопительный) счет, открываемый учредителями банка в НБ РБ (в отдельных случаях временный счет может быть открыт в другом банке, уполномоченном Национальным банком).

К вкладам в неденежной форме относится имущество, необходимое для осуществления банковской деятельности имущество и относящееся к основным средствам, за исключением объектов незавершенного строительства. Размер имущественных вкладов, вносимых в уставный фонд, не может превышать 20% уставного фонда этого банка.

Основными документами, представляемыми в НБ РБ для рассмотрения вопроса о регистрации, являются:

Заявление о государственной регистрации;

Устав банка. Он должен содержать: наименование банка, указание на его организационно-правовую форму, юридический адрес, перечень банковских операций и видов деятельности, сведения о размере УФ, сведения об органах управления и внутреннего контроля и др.;

Выписка из протокола учредительного собрания об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителя, главного бухгалтера банка;

Документы, подтверждающие формирование УФ в полном объеме;

Копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц;

Сведения об учредителях – физических лицах;

Анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера;

Бизнес-план, порядок составления и критерии оценки которого устанавливаются Национальным банком и др.

Документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления банковских операций.

Технические возможности, которыми должен располагать создаваемый банк, регламентируются действующим законодательством. В частности, банкам необходимо:

- оборудовать технически укрепленные кассовые узлы;

- иметь счетную, компьютерную и организационную технику, средства телекоммуникации, средства защиты информации и т.д.

При положительном решении вопроса о регистрации банка Национальный банк уведомляет об этом в письменной форме его учредителей.

На основании решения о государственной регистрации Национальный банк выдает;

свидетельство. о государственной регистрации банка;

разрешение на право изготовления печатей;

документы, подтверждающие постановку на учет в различных органах (налоговых государственной статистики и др).

Банку может быть отказано в регистрации в следующих случаях:

не сформирован уставный фонд;

установлено, что на формирование уставного фонда использованы привлеченные средства или доходы, полученные незаконным путем;

представлен не полный пакет документов;

устав банка или иные документы не соответствуют действующему законодательству или нарушен порядок создания банка;

в представленных документах выявлены недостоверная информация, несоответствие бизнес-плана критериям, установленным Национальным банком;

несоответствие квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации руководителя и главного бухгалтера;

несоответствие статуса или финансового состояния учредителей установленным требованиям (не снята судимость с физического лица - учредителя банка, учредитель является общественным объединением, преследующим политические цели, учредитель – юридическое лицо, имеющее задолженность перед бюджетом или по зарплате и т.д.).

Не допускается отказ по мотивам нецелесообразности создания банка.

Следует иметь в виду, что существуют особые требования, предъявляемые к созданию и регистрации банков с иностранными инвестициями и дочерних иностранных банков на территории РБ.

Банк имеет право создавать территориально обособленные подразделения, т.е. подразделения, расположенные вне места нахождения головного банка. К таким подразделениям относятся филиалы (отделения), представительства, центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.

Обособленные подразделения банка можно классифицировать следующим образом:

в зависимости от содержания деятельности:

- выполняющие банковские операции - филиалы (отделения), центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.;

- не выполняющие банковские операции - представительства;

В зависимости от организации движения средств:

- имеющие самостоятельный баланс - филиалы и отделения;

- не имеющие самостоятельного баланса - центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.;

В зависимости от характера подчиненности:

- подчинение возможно только головному банку - филиалы (отделения) и представительства;

- подчинение возможно как головному банку, так и филиалу - отделения и обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса (центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.).

 

Филиал – обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковской деятельности..

Филиал не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного создавшим его банком.

Перечень филиалов банка прилагается к уставу.

Руководитель филиала действует на основании доверенности.

Филиалы имеют самостоятельный баланс, входящий в состав сводного баланса банка.

Интересно знать: число филиалов, которые может открыть один банк, формально ничем не лимитируется. Однако организация их функционирования требует значительных затрат, поэтому в целях снижения расходов банки стремятся оптимизировать сеть своих обособленных подразделений. Развитие информационных технологий позволяет банкам применять стратегии обслуживания удаленных клиентов.

 

Представительства не являются юридическими лицами и не имеют права осуществлять банковские операции. Прибыли не является целью его функционирования. Данное обособленное подразделение представляет интересы банка и осуществляет их защиту, рекламирует его услуги и продвигает их на новые рынки.

Как правило, банки открывают свои представительства в иностранных государствах, с резидентами которых заинтересованы развивать сотрудничество они сами и их клиенты.

Перечень представительств банка прилагается к уставу банка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.