Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое сознание: понятие, виды, уровни

Политическое сознание - это совокупность существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок. Охватывает чувственные и теоретические, ценностные и мотивационные представления граждан, их связи с властными институтами

Политическое сознание – сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания, и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа полит практики. Усвоенные установки выступают политические стереотипы, упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений.

слагаемым политического сознания выступают полит ориентации - нормативные представления людей о соответствии их стремлениям целей политической практики и приемлемых для них средств достижения этих целей. При этом разные, находящиеся в одинаковых условиях общности, ввиду многозначности выполняемых ими социальных ролей и функций, зачастую придерживаются противоположных полит ориентаций.

В формировании массового полит сознания общности роль играет социальный опыт. Этот опыт доходит до поколения через систему идеологических представлений, традиций, ценностей. Любая идеология, воздействуя на массовое сознание, опирается на элемент социального опыта. В то же время противоречащие друг другу слагаемые опыта оказывают различное по силе воздействие на отдельные элементы и структуру политического сознания.

Полит сознание выполняет функции:

а) регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений относительно полит участия);

б) оценочную (способствует выработке отношений к полит жизни, к конкретным политическим событиям);

в) интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей идей, установок);

40. Идеология либерализма и неолиберализма.

Либерализм — философская, политическая и экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка. Социально-политическое учение и общественное движение, идеей которого является ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общества.

Идеал либерализма - общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Принципы включают:

- наличие данных от природы естественных прав (право на жизнь, личную свободу и собственность), других гражданских прав;

- равноправия и равенства перед законом;

- рыночной экономики;

- ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

Функция гос-й власти сводится к минимуму, необходимому для обеспечения принципов. принципы либерализма:

Проблемы либеральной идеологии - определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкрет ному Отечеству и универсальных прав человека.

Неолиберализм - не отрицает государственное регулирование экономики, рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Возникнивение неолиберализма связывается с наступлением «второй эры глобализации». Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социал-либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетания конкуренции с государственным регулированием и социальными программами

41. Консерватизм и неоконсерватизм как идеологические течения.

Консерватизм - совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни.

Для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, самобытного развития общества и государства. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в осторожном отношении к слому старых порядков, восстановления утраченных позиций, в признании ценности идеалов прошлого.

Впервые термин употреблен Ф. Шатобрианом; обозначал концепции, выражающие идеологию аристократии периода

политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

Система воззрений консерватизма базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, и привилегией известных слоев населения, соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности.

На основе фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии ориентиры:

1) признание существования установленного универсального морального порядка, санкционированного религией;

2) естественное неравенство людей необходимым образом делит их на управляемых и управляющих, что является основой для правления аристократии;

3) в силу природной «греховности» и «неразумности» людей функции власти должны быть закреплены за государством (предпочтительный политический режим – монархия);

4) неверие в силу прогресса, опора на традиционные, проверенные временем способы власти и управления;

5) отношение к конституции как к проявлению высших принципов, воплощающих неписаное божественное право, которые не могут поэтому произвольно изменяться человеком;

6) убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда;

7) понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д.

Последние десятилетия обозначили стремление консерватизма к иррациональным идеям реакционного толка, а с другой – к склонности к либеральным ценностям. Второе направление эволюции идей проявилось в неоконсерватизме – идеологическом течении, сформировавшемся в качестве ответа на экономический кризис 1973—1974 гг., массовые движения протеста в Европе и влияния кейнсианских идей.

Неоконсерватизм — идеология и политическое движение, стремящееся к распространению в мире традиционных ценностей западной цивилизации и при этом не поддерживающее типичные для консерваторов требования сокращения размера государственного аппарата и расходов на социальное обеспечение.

Отличительной чертой неоконсерватизма является призыв к агрессивному и бескомпромиссному внедрению либерализма демократии в странах с авторитарными режимами. Это течение оправдывает связанные с нарушения принципа невмешательства в суверенные вопросы других государств.

42. Идеология социал-демократии.

Социал-демократия — направление в социалистическом и рабочем движении, выступающее за переход к социально справедливому обществу методом реформирования буржуазного.

Социал-демократия и демократический социализм разграничиваются: социал-демократами - кто выступает не за разрушение капитализма, а за его усовершенствование, приверженцы демократического социализма отрицают капитализм как систему, не соответствующую уровню развития демократии и пытаются перейти к следующей социально-экономической формации, используя демократизацию и реформы. С противоположной стороны, социал-демократия граничит с социал-либерализмом, который делает акцент на выравнивании стартовых возможностей в рамках капитализма.

Взгляды современной социал-демократии

- Следование общим принципам социальной справедливости, свободы, равенства и братства.

- Защиту прав человека.

- Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме).

- Политический и идеологический плюрализм.

- Социально ориентированную рыночную экономику в противовес абсолютизированному свободному рынку.

- Ограниченное государственное регулирование экономики.

- Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства.

- Принцип честной торговли.

- Равноправие и защиту всех форм собственности.

- Создание мощного государственного сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным.

- Национализацию стратегически важных предприятий, особенно в военной, аэрокосмической, металлургической, нефтеообрабатывающей промышленности и энергетике.

- Социальное партнерство между трудящимися и работодателями

- Сотрудничество с профсоюзами.

- Сокращение разрыва между богатыми и бедными.

- Поддержку неимущих слоев населения.

- Создание «государства всеобщего благосостояния».

- Систему защиты экономических прав рабочих, предусматривающую:

Ограничение рабочей недели (до 35-40 часов).

Улучшение условий труда рабочих.

Повышение минимальной зарплаты.

Защиту от неоправданного увольнения.

Борьбу с безработицей.

- Эффективную систему социального обеспечения, предусматривающую:

- Всеобщее бесплатное образование, равный доступ к которому имеет все население страны.

- Государственную систему всеобщего бесплатного здравоохранения для всех граждан страны.

- Государственную помощь в форме пенсий и пособий по инвалидности и безработице.

Государственную помощь для ухода за детьми.

- Средний или высокий уровень налогообложения, необходимый для финансирования государственных затрат.

- Введение новых законов по охране природы и окружающей среды (хотя и не настолько радикальных, как проекты «Зеленых»).

- Снятие ограничений с иммиграции и мирное сосуществование культур и цивилизаций.

- Секуляризированную и открытую прогрессивную социальную политику.

- Внешнюю политику, соответствующую принципам мультилатерализма и участия в международных организациях типа ООН.

- Демилитаризацию, сокращение военных арсеналов и неучастие в агрессивных военных блоках.

- Защиту интересов трудящихся — рабочих, крестьян, фермеров, интеллигенции и среднего класса.

43. Политический процесс: виды, субъекты, политическое участие.

Политический процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий между политическими акторами, которая проистекает в определенное время и в определенном пространстве.

Политический процесс развертывается в рамках политической системы общества. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах. Он действует внутри наций, классов, социально-демографических групп, политических партий и общественных движений. Раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует её переход от одного состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве.

Стадии выражают динамику развития политической системы. Его содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным контролем в ходе практического осуществления.

Структурные звенья:

- представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения;

- выработка и принятие политических решений;

- реализация политических решений.

Политическому процессу присущи переплетение и взаимосвязь: революционных и реформаторских начал; сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс; восходящих и нисходящих тенденций развития.

Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри политической системы, не одинаково вовлечены в политический процесс.

Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы: 1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры.

Типология политического процесса

По объектам политического воздействия:

- внешнеполитические - регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности

- внутриполитические - зависит от форм правления и форм гос устройства государств, существующих демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов.

- эволюционный - легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции

- революционный ПП - процессе используются мирные, не мирные средства, насилие.

По публичности осуществления правящими кругами властных полномочий, принятия решений выделяются открытый (интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений голосованием) и скрытый (теневой - скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах) политические процессы.

По устойчивости системы – стабильный (основан на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима) и нестабильный политических процессах (возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности по причине – спада произ-ва, конфликтов).

44. Особенности политического процесса в современной России.

Процесс политический в современной России отражает совокупность прежних и новых явлений, объективный и субъективных характеристик, которые накладываются друг на друга, отражают незрелость становящихся демократических общественно-политических и иных общественных отношений, видов деятельности. ПП развивается противоречиво, разнопланово, с преобладанием того или иного качества вида общественных отношений и деятельности субъектов, находящегося в противоречиях с определенностями.

В политическом процессе России можно обнаружить противоположные черты, особенности типов политических режимов: тоталитарного, авторитарного и в меньшей степени демократического.

 

В силу незрелости становящегося гражданского общества. его неструктурированности ПП неизбежно несет в себе качество неструктурированности. Если гражданин, социальная общность людей не осознали индивидуальные и коллективные интересы, не выработали отношения к целям и не определили социально-политический статус в его взаимоотношениях с другими субъектами, то нельзя отмечать факт относительной завершенности становления субъекта в качестве реальной силы преобразований. Отсюда вовлечение неустоявшихся, неструктурированных субъектов в ПП не принесет возможной и желаемой цели. Субъекты не стали политическими субъектами и находятся на стадии протополитического развития.

Поскольку в политику вовлекаются многие субъекты, не обладающие политическими качествами, представлениями, не достигшие в своей социальной зрелости политической образованности, компетентности, то данные субъекты не понимают необходимости в политике компромиссов, соглашений, уступок, согласованности разных интересов и т.д. Они привносят в процесс конфликты, амбиции, стремления решить свои, индивидуальные интересы вне общественно-политических. Поэтому политический процесс разрывается в силу отмеченных факторов субъективного порядка. Наличие политической культуры у субъектов - необходимый и очень значимый компонент политического процесса.

Если политическая культура отсутствует, нет толерантности, понимания неизбежности формирования и осуществления общих интересов в политической деятельности. Политическом процессе, то последний теряет качество интегративности. Политика есть интегративная область человеческой жизни. Абсолютизация или превалирование индивидуального над общеколлективным - это не политика. В российской политической жизни превалирует стремление разных субъектов реализовать индивидуальные или узко групповые интересы вне общероссийских. Подобного рода тенденции не могут считаться истинно политическими. Привнесение их в ПП ведет к деформации динамики политической жизни, ее разрушению. В условиях регионализации политики ПП в регионах приобретают качество национализма, ложно понятых и осуществляемых политических интересов, которые в условиях единого федеративного государства не могут считаться политическими. Отсюда растет поле конфликтности.

При этом возрастает роль периферийных политических процессов, затрагивающих отдельные изменения в политической системе регионов, струткре органов местного самоуправления и не оказывающих влияния на функционирование федеральной государственной власти. При слабом правовом обеспечении периферийного и базового политических процессов это может привести к разрушению единого пространства государственного поля России.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.