Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению данной темы

Тема: Семейные правоотношения

 

1. Понятие семьи по римскому праву. Агнатическое и когнатическое родство.

2. Брак по римскому праву: понятие; общая характеристика видов законного брака; способы установления власти мужа над женой; условия вступления в брак и признание его действительности; основания прекращения брака.

3. Характеристика личных и имущественных правоотношений супругов в римской семье:

а) в браке с мужней властью;

б) в браке без мужней власти.

4. Правоотношения родителей и детей:

а) отцовская власть: понятие, установление, прекращение;

б) отношения между матерью и детьми.

5. Усыновление: понятие, виды, порядок и правовые последствия.

6. Понятие и содержание института опеки и попечительства. Виды.

 

Задание к занятию

 

1. Составьте таблицу сравнительного анализа правового положения супругов в браках cum manu и sine manu:

а) по способу заключения браков;

б) по объему имущественных прав и обязанностей супругов;

в) по объему личных прав и обязанностей супругов;

г) по правам и обязанностям между родителями и детьми.

2. Каково правовое положение лиц, состоящих в конкубинате и контуберниуме?

 

Дополнительная литература к теме

 

1. Безбах В. Правовой титул. / В. Безбах // Советская юстиция. 1992. №3.

2. Валлон А. История рабства в античном мире. / Пер. с франц. / А. Валлон. – М., 1941.

3. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи древней Греции и Рима. / Л. Винничук. – М., 1988.

4. Герваген. Развитие учения о юридическом лице. / Геварген. – СПб., 1988.

5. Дождев Д.В. Эволюция власти домовладыки в древнейшем римском праве./ Д.В. Дождев. // Государство и право. 1990. №2.

6. Ельяшевич. Юридическое лицо, его происхождение и функции в римском частном праве. / Ельяшевич. – СПб., 1910.

7. Загурский Л. К учению о юридических лицах. / Л. Загурский. – М., 1977.

8. Кодекс Феодосия о колонах. / Перевод и комментарии А.В. Контева. // Древнее право. 1996. №1.

9. Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима. / М.Е. Сергеенко. – М., Л., 1964.

10. Сергеенко М.Е. Простые люди древней Италии. / М.Е. Сергеенко. – М.; Л., 1968.

11. Смирин В.М. Римская «familia» и представления римлян о собственности. // Быт и история в античности. / В.М. Смирин. – М., 1988.

12. Суворов. О юридических лицах по римскому праву. / Суворов. – СПб., 1900.

13. Утченко С.Л. Древний Рим. Событие. Люди. Идеи. / С.Л. Утченко. – М., 1967.

14. Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. / Е.М. Штаерман. – М., 1964.

 

 

Проблематика развития семейных отношений в древнеримском обществе для студентов имеет огромное значение теоретическое значение, поскольку от правильного усвоения исследуемого материала зависит дальнейшее постижение иных правовых институтов римского частного права. Недаром сами римские юристы подчеркивали, что параллельно с развитием римской семьи, формируются еще два важных института римского права: право собственности и иные вещные права, а также наследование. Это связано с тем, что правовое положение субъектов хозяйственного оборота во многом зависело от их правового положения в семье. В этой связи, вопросы, определяемые для обсуждения на семинаре, построены в строгой логической последовательности.

Так, отправным моментом при изучении обозначенной проблематики является вопрос об общем понятии древнеримской семьи, которая значительно отличается от современного понятия семьи, а также исследование родственных связей древнеримских граждан. Студент должен понимать, почему агнатическом родство долгое время являлось законным видом родства в римском обществе, и что способствовало смене данного вида родства на когнатическое.

Институт брака также занимает важное место в системе римского частного права, до сих пор при анализе современных брачно-семейных отношений, понятия брака мы возвращаемся к понятию брака и брачно-семейных отношений Древнего Рима. В этой связи студент должен не только знать виды брачного союза римских граждан, но и понимать их отличия друг от друга, а также причины послужившие смене одного вида брака на другой. В рамках данного вопроса студент также должен понимать, чем законный брак отличается от иных социальных связей мужчины и женщины Древнего Рима.

Последующий вопрос посвящен сравнительному анализу прав и обязанностей мужа и жены в различных видах брака, признанных римским правом. Студент должен иметь четкое представление о различном объеме прав и обязанностей супругов в том и другом браке.

Важными являются вопросы, посвященные правоотношению родителей и детей. Поэтому студент должен понимать, что если отношения матери и ребенка зависели от вида брака родителей, то отцовская власть – нет. Для правильного формирования представления о римской семье необходимо исследования вопросов отцовской власти, а также способов ее приобретения и прекращения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методически рекомендации по выполнению самостоятельной работы | Защита гражданских прав
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.