Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы трансформации научного текста

Текст как главная единица речи.

Лекция 2.

Соотношение понятий «язык» и «речь».

Лекция 1.

Культура речи и делового общения.

1. Культура речи.

2. Русский литературный язык и его нормы.

3. Место русского языка в мире.

4. Новые явления и тенденции развития языка.

Культура в переводе с латинского означает «возделывать», «обрабатывать», «окружать вниманием».

Язык - это система фонетических, лексических, грамматических единиц.

Речь – это деятельность по исправлению языковой системы для общения.

Культура речи – это область языкознания, которая отвечает на 3 важных вопроса:

- как сказать правильно?

- как сказать лучше?

- как сказать эффективнее?

На земле существует от 2,5 до 5 тыс. языков, которые отличаются друг от друга степенью развития, словарным запасом и т.д.

Язык Количество человек, владеющих им Прогноз на 2050 год
Китайский    
Английский    
Хинди    
испанский    
арабский    
португальский    
русский    
японский    
немецкий    
французский    

 

Русский литературный язык - это образцовый нормативный вариант языка, призванный обслуживать социокультурные потребности общества.

За пределами: диалектизмы, просторечия, профессионализмы, жаргонизмы, инвективы (мат).

Русский язык является государственным языком РФ.

«?», «?», «Юнеско» используют русский язык.

В связи с образованием единого экономического пространства в Европе появились такие термины, как «рыночные языки» и «языки маркетинга».

Норма языковая – в 30-60-е гг. XX века - это выбор из существующих вариантов используемых языковых средств.

Норма – единообразное, образцовое общепризнанное употребление языка.

Норма - это результат исторического отбора языковых средств.

Виды норм:

- этические (прилично/неприлично)

- коммуникативные (удачно/неудачно)

- этикетные (принято/непринято)

- языковые (правильно/неправильно)

- речевые (точно/неточно, уместно/неуместно, доступно/недоступно)

Норма - это не догма, ее признаки: 1) устойчивость, консерватизм (для преемственности поколений), 2) подвижность, динамизм.

Русский язык относится к славянской группе индоевропейских языков.

Запретные слова Павла I: «гражданин», «Отечество».

Запретные слова Николая II: «интеллигенция».

Запретные слова Александра I: «прогресс».

Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми с помощью речи. Прямой и опосредованный контакт. Главным инструментом управления является текст.

Текст (лат.- ткань, переплетение, соединение).

М. Бахтин: научиться говорить, значит научиться строить высказывания.

Человек не говорит отдельными словами и высказываниями, мы говорим текстом.

Наука не пиво, в рот не зальешь.

Признаки текста:

· Адресованность;

· Подчиненность одной теме;

· Тема излагается, раскрывается в соответствии с замыслом его автора;

· Авторство

· Логическая завершенность как показатель информативной насыщенности текста;

 

Целями любого текста является следующее:

1) проинформировать;

2) воздействовать;

3) усладить, т.е. сохранить коммуникативное равновесие (сделать комплимент, похвалить);

 

Деловое общение - общение по делу.

Общение (лат.-связывать, делать общим)

 

Структура текста:

Макроструктура, т.е. составляет контекст текста (конкретная речевая ситуация, социокультурная обстановка)

Микроструктура - организация самого текста.

Заголовок (номинация информации), структурные части

Первичные тексты – автобиография, личное письмо, научные тезисы, статья.

Вторичные тексты - это текст о тексте.

Главной задачей вторичного текста является смена авторства.

Жанры вторичный текстов:

· Реферат научный;

· Реферат служебный;

· Конспект;

· Аннотация;

· Тезисы.

 

Типы текстов:

  • Повествование;
  • Описание;
  • Рассуждение.

Описание = признак 1+признак 2+…..+ признак 100500

Повествование = событие 1 +событие 2+ ….+ событие 100500

Рассуждение = тезис+ аргумент 1+аргумент 2+ аргумент 3+вывод

 

Функции текста:

Коммуникативная функция все виды общения

Познавательная (когнитивная) текст учебника

Аккумулятивная устное народное творчество

Эмоциональная

Этикетная

Эстетическая касается нашего восприятия мира

 

Способы трансформации научного текста:

  • Исключив из абзацев и текста в целом все блоки обеспечения (детали, примеры, авторские отступления, ссылки на авторитеты) получим тезисы вторичного текста.
  • Перечислив тезисы вторичного текста, снабдив их минимум примеров, получим конспект
  • Реферат (англ.- пусть он доложит) должен ответить на вопросы: что нового, существенного содержится в первичном документе на основании которого составляется реферат. Рефераты бывают служебные и научные. Автор служебного реферата не имеет права выбрасывать из текста той информации, которая ему лично хорошо известна. Научный реферат главной своей задачей ставит не только оценить информацию с точки зрения ее важности, но и позволяет переформулировать ее, исключить второстепенные моменты, аналитически обработать информацию.

 

Основные жанровые черты реферата:

ü Его содержание полностью зависит от содержания первичного текста;

ü В реферате любого типа не должно быть субъективных оценок. Реферат- некритичное информационное резюме содержания первичного текста.

ü Любому типу реферата присуща высокая степень информативности при ограниченном объеме. Эффективным считается 1:8 коэффициент свертываемости(удаление информации, пере формулирование)

ü Реферат отличает постоянство структуры:

· Объясняется причины;

· Даются краткие сведения об авторе первичного текста;

· Указывается актуальность темы и степень ее разработанности в науки или в управленческой практике.

· Основная часть: дается общая характеристика темы, излагаются аспекты, наиболее значимые для определенного вида деятельности; обязательное использование речевых формул или клеше реферата (автор считает, по заявлению автора, по мнению ученых и т.д.)

· Рубрикация реферата полностью повторяет рубрикацию первичного текста

· Заключение: объясняет значимость работы, содержит выводы по теме, корректную личную оценку.

Типичные ошибки реферата:

ü Неправильное оформление титульного листа

ü Отсутствие языковых маркеров реферата (ссылка на то, что текст написан не тобой)

ü Избыточность или недостаточность информации

ü Отсутствие смены авторства

ü Неправильное оформление библиографии.

 

 

Вопросы и их подстановка (Герменевтический круг) Номинация проблем и ее название (Отглагольное существительное Приложение с союзом как сочинительная связь) Тезисы (что есть что, что является чем)
Как соотносится язык и речь Соотношение языка и речи Язык – это система, речь и ее реализация
Можно ли считать речь своеобразным паспортом человека Речь как своеобразный паспорт человека Речёь не зависима от воли говорящего, создает его портрет

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Имидж партнера в общении | Глокая куздра штеко будланула бокренка и кудрячит его»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.