Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество и культура




План лекции

Тема 2. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

1. Общество и культура.

2. Социальные институты культуры.

3. Социологические школы в культурологии.

Культура (в самом широком смысле слова) – это всё, созданное руками и духом человека (материальная и духовная культура), т. е. это «вторая природа», в отличие от первозданной природы-натуры.

Основная цель культуры – обеспечение производства, функционирования и трансляции из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Общество –совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Основная цель общества - обеспечение обмена социальной информацией между представителями различных обществ и культур, а также их единства.

Общество и культура различаются по способам воздействия на человека и адаптации человека к ним.

Определяющим фактором в судьбе человечества выступает сегодня не структура общества, а степень развития культуры.

 

Социальные институты культуры.

Слово «институт» происходит от лат. instituturn, что означает «установление, учреждение, организация». Социальные институты являются составной частью социальной структуры, одной из основных категорий социологического анализа общества, под которой обычно понимают сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между различными элементами социальной системы, фиксирующую свойственные данному обществу способы организации и функционирования. Понятие социального института заимствовано культурологией из социологии и юриспруденции и во многом сохраняет смысловую окраску, связанную с нормами регулятивной деятельности человека и общества, однако оно приобрело значительно более широкое толкование, позволяющее подойти к явлениям культуры со стороны их общественного установления.

Чаще всего под социальным институтом понимается некоторый более или менее устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сфер человеческой деятельности и организующих их в единую систему. С помощью рассматриваемой категории обозначается некоторая общность людей, выполняющих определенные роли, организованны посредством социальных норм и целей. Столь же часто, говоря социальных институтах, имеют в виду систему учреждений, посредством которых тот или иной аспект человеческой деятельность легализуется, упорядочивается, консервируется и репродуцируете в обществе, где определенные люди получают полномочия для выполнения определенных функций.

Социальный институт - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему

В узком смысле – это система учреждений, посредством которых тот или иной аспект человеческой деятельности легализуется, упорядочивается, организуется в обществе, где определенные люди получают полномочия для определенных функций.

В широком смысле – это специфические социокультурные образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в пределах социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные способы организации, регулирования форм общественной (в том числе и культурной) деятельности.

Все социальные институты представляют собой также формы культуры, выступающие как инструмент связи между культурой и социумом, культурой и цивилизацией.

Процесс образования социальных институтов называется институционализацией.

Общество представляет собой очень сложную систему социокультурных институционализованных образований как сложившиеся совокупности экономических, политических, правовых, нравственных, этических, эстетических, ритуальных и пр. отношений. С точки зрения социологии к наиболее фундаментальным социальным институтам, присутствующим в большинстве, если не во всех, социокультурных образованиях, следует отнести собственность, государств семью, производственные ячейки общества, науку, систему коммуникативных средств (действующих и внутри, и вне социума), воспитание и образование, право и т.д. Благодаря им, происходит функционирование общественного механизма, осуществляются процессы инкультурации и социализации индивидов, обеспечивается преемственность поколений, передаются навыки, ценности и норм социального поведения.

Общие структурные элементы социальных институтов:

· цель и сфера деятельности института;

· функции;

· нормативно обусловленные культурные роли и статусы;

· средства регуляции.

Любой социальный институт возникает только тогда, когда осознается потребность в его существовании.

 

Виды социальных институтов

· государство;

· семья;

· производственные организации;

· наука;

· система коммуникативных средств;

· воспитание и образование;

· право;

· религия;

· армия;

· досуг.

 

Функции социальных институтов

· регуляция

· контроль

· жизнеобеспечение

· инкультурация и социализация

· обеспечение интеграции

· обеспечение и налаживание коммуникации

· консервация, сохранение и репродуцирование культурно-значимых регулятивов деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.