Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доля хозяйствующего субъекта на рынке




Хозяйствующего субъекта на рынке

Определение объема товарных ресурсов рынка и доли

Географические границы рынка услуг

Географические границы рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия потребителей в приобретении данной услуги на рассматриваемой территории.

Географические границы рынка определяют территорию, на которой потребители из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемую услугу и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

Для рассматриваемых рынков услуг в области грузовых железнодорожных перевозок, географическими границами могут быть:

1. Вся сеть железных дорог;

2. Локальные рынки услуг;

3. Границы, определяемые технологией предоставляемых услуг.

Территория рынка определяется так же, как и товарная группа услуг (товарная группа): по принципу признания потребителями равной доступности услуг. Если потребители считают услугу, реализуемую в одном регионе заменителем услуги, реализуемой в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать, как один и тот же географический рынок данной услуги.

При определении географических границ рынка, учитываются следующие факторы:

· возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, то есть:

- доступность транспортных средств для перемещения потребителя к продавцу;

- незначительность транспортных расходов на перемещение потребителя к продавцу;

· возможность перемещения услуги между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, то есть:

- незначительность дополнительных издержек на транспортировку;

- сохранность уровня качества и потребительских свойств услуги в

процессе его транспортировки;

- отсутствие на данной территории административных ограничений

на ввоз или вывоз услуг;

- сопоставимый уровень цен на соответствующие услуги внутри границ этого рынка.

 

 

Количественной характеристикой объема товарных ресурсов рынка является общий объем реализации услуги в географических границах рынка в стоимостных или натуральных показателях.

Общий объем реализации услуги определяется как сумма реализации услуги на данном рынке всеми продавцами.

N

Qm = S Qi, где (2)

i=1

Qm - общий объем реализации услуги;

Qi - объем реализации услуги i-м продавцом;

N - количество продавцов, действующих в географических границах рынка.

Доля хозяйствующего субъекта на рассматриваемом рынке (Di) определяется как отношение реализованной им на рынке продукции (Qi) к общему объему реализации (Q)

 

Di= Qi / Qm (3)

 

Количественные показатели структуры товарного рынка

 

Количественными показателями, характеризующими структуру рынка услуг, являются:

· численность хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

· доли, занимаемые хозяйствующими субъектами на данном рынке;

· показатели рыночной концентрации.

В зависимости от долей, занимаемых хозяйствующими субъектами на данном рынке, составляется их ранжированный перечень; анализируется существенность разброса долей участия хозяйствующих субъектов на рынке; делается вывод о равнозначности (равномерности) присутствия хозяйствующих субъектов на рынке.

Желательно, чтобы выводы, основанные на анализе статических данных, характеризующих ситуацию за конкретный период времени, были подкреплены анализом динамики присутствия на рынке тех или иных хозяйствующих субъектов за 3 - 5 последних лет.

К показателям рыночной концентрации относятся:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR). Рассчитывается как процентное отношение реализации услуги определенным числом крупнейших хозяйствующих субъектов (n) к общему объему реализации на данном рынке (Qm)

Q1+Q2+…..+Qn

CR = —————————— (4)

Qm

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (ННI). Рассчитывается как сумма квадратов долей (D), занимаемых на рынке всеми действующими на нем хозяйствующими субъектами

 

HHI=D12 + D22 + ……+D n2 (5)

 

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка:

I тип - высококонцентрированные рынки: при 70 проц. < CR-3 < 100 проц.; 2000 < HHI < 10000;

II тип - умеренно концентрированные рынки: при 45 проц. < CR-3 < 70 проц.; 1000 < HHI < 2000;

III тип - низкоконцентрированные рынки: при CR-3 < 45 проц.; HHI < 1000.

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.