Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прогнозирование социальных и экологических последствий инноваций

Следует принимать во внимание возможные социальные и экологические последствия нововведений. Игнорирование та­ких вопросов обходится слишком дорого. В качестве примера можно привести положение с атомными подводными лодка­ми. В процессе их конструирования, строительства и эксплу­атации фактически не были учтены расходы на их утилизацию. С учетом затрат на утилизацию, — а это для атомных подвод­ных лодок дорогостоящий процесс, — оказалось, что общие расходы по циклу (конструирование, строительство, эксплу­атация, утилизация) намного превосходят фактические, что и ставит под сомнение эффективность применения данного вида техники.

Не менее сложную проблему представляет учет экологичес­ких факторов в процессе эксплуатации, связанный с риском ава­рий и катастроф. Понадобился трагический опыт Чернобыля, чтобы был сведен к минимуму риск катастрофы в результате ошибок персонала.

Поэтому уже на стадии прогнозирования инноваций следу­ет принимать во внимание экологический фактор, то есть фак­тически любое нововведение уже на стадии опытного образца следует подвергать экологической экспертизе. Социальные последствия инноваций необходимо рассматри­вать по следующим направлениям:

· повышение требования к квалификации работников;

· повышение требований к здоровью работников;

· возможности переучивания работников на новые специаль­ности.

Вопросы квалификации работников могут быть решены за счет подготовки новых специалистов и за счет повышения квалифи­кации уже работающих. В последнем случае следует широко ис­пользовать опыт японских компаний в организации работ по систематическому повышению квалификации работников наряду с хорошей обшей подготовкой. Так, на крупных японских ком­паниях все рабочие имеют образование не ниже двенадцати клас­сов, причем каждый четвертый рабочий имеет высшее образо­вание. Японские эксперты считают, что настает время всеобщего обязательного высшего образования. К сожалению, в России на­блюдается обратный процесс, то есть растет число лиц, не име­ющих среднего образования, снижается в целом уровень подго­товки специалистов с высшим образованием. Подобная ситуа­ция неизбежно скажется на производстве, так как от работника, не имеющего достаточного базового образования, трудно ожи­дать эффективной работы. Снижение уровня подготовки специ­алистов по линии высшей школы обусловлено во многом срав­нительно устарелой технической базой для многих институтов и низкой оплатой труда профессорско-профессионального состава. Последнее резко снижает престижность профессии и ограничи­вает приток перспективных специалистов.

В России за последние годы получило развитие такое направ­ление повышения квалификации работников, как второе высшее образование. В связи с конверсией военного производства и со­кращением гражданского часть специалистов с высшим техни­ческим образованием ушла в малый бизнес и столкнулась с не­обходимостью получения экономического образования.

 

Практическое занятие №13

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прогнозирование обеспечения инноваций | Государственная инновационная стратегия и ее роль в разработке новшеств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.