Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текстовые источники

Экономико-статистические данные

При создании карт и атласов социально-экономической тема­тики основными источниками служат массовые данные, содержа­щие количественные сведения о состоянии и динамике производ­ственных ресурсов, их использовании, развитии промышленнос­ти и сельского хозяйства, транспорта, энергетики, финансов и других отраслей народного хозяйства, населения, образования, культуры, сферы обслуживания и т.п.

,/К. основным экономико-статистическим источникам принадле­жат материалы государственной статистики и данные, публикуемые международными организациями, например ООН. Государственную статистику во всех странах регулярно ведут центральные и местные (региональные, районные, муниципальные) органы по единой ме­тодике с утвержденными программами и сроками. Специальные ав­томатизированные системы осуществляют сбор, хранение, обработ­ку и распространение данных государственной статистики.

Для составления карт населения, сфер обслуживания и куль­туры источниками служат материалы периодически проводимых переписей населения, в ходе которых получают демографические и социально-экономические сведения о жителях страны или от­дельных территорий. Переписи проводят одновременно по всей территории по единой программе и методике, что обеспечивает Экономико-статистические данные используют не только дл; непосредственного нанесения на карты, но и для расчета произ­водных показателей, выполнения сводных характеристик и синте­тических оценок. Они, в свою очередь, становятся источникам!-для составления синтетических социально-экономических карт.

 

К текстовым, или литературно-географическим, источника!* относятся разного рода географические (геологические, истори­ческие и др.) описания, полученные в ходе непосредственны) наблюдений или в процессе теоретических исследований. Они обыч­но не формализованы и не имеют точной координатной привяз­ки, но зато обладают образностью и обзорностью, нeoбxoдимыми для создания представления о картографируемом объекте Отчеты экспедиций, монографические труды, статьи содержат фактичес­кий материал и теоретические положения, необходимые для ис­толкования многих других источников, привлекаемых при картог­рафировании.

При недостатке и неполноте других источников литературные сведения позволяют выполнить более или менее значительную картографическую экстраполяцию. Но даже и при хорошей обес­печенности фактическим материалом они бывают полезны дл5 оценки качества, географической достоверности и современности источников, используемых для картографирования.

Особым видом источников являются теоретические и эмпири­ческие закономерности развития и размещения явлений и про­цессов. Они позволяют контролировать имеющуюся информацию а при необходимости — распространять картографирование не малоизученные территории. Например, с помощью математичес­ких зависимостей, описывающих закономерности изменения тем­пературы воздуха с высотой, строят линии изотерм в труднодос­тупных высокогорных районах, слабо обеспеченных фактически­ми метеонаблюдениями.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гидрометеорологические наблюдения | Анализ и оценка карт как источников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.