Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность Конституции. Предпосылки принятия первых Конституций в мире

 

Конституция более узкое понятие по сравнению с конституционным правом. Она является только одним из большого числа источников отраслей конституционного права. Слово «Конституция»латинского происхождения. Оно обозначает «устанавливать, учреждать». Данным термином именовался один из видов правовых актов императоров Древнего Рима. Другие императорские акты назывались декретами, криптами. Конституции древнеримских императоров ничем не отличались от других их актов, поэтому современное понимание Конституции не имеет ничего общего с теми конституциями. В период средневековья термин «конституция» иногда употреблялся как наименование правовых актов, закреплявших привилегии феодалов (лишь одной группы общества!!!). Сущностных черт современной Конституции средневековые конституции не имели.

В современном смысле понятие «Конституция» связано с периодом разложения феодального строя и формированием капиталистических отношений. В феодальный период в обществе господствовал класс земельных собственников (феодалов). Их господство выражалось в обладании, прежде всего, 2 юридическими правами:

1.Право на земельную собственность;

2.Право участвовать в управлении обществом (занимать государственные должности).

С течением времени конкуренцию феодалам начали составлять предприниматели (буржуазия). Они, в отличие от феодалов, приобретали свое имущество не в виде подарка от государства (жалование земли феодалом), не военным путем, часто и не по наследству, а, прежде всего, собственной экономической деятельностью. В обществе возникло противоречие между экономическим могуществом предпринимателей и отсутствием у них юридических прав. Государство, выражавшее в основном интересы феодалов, не гарантировало неприкосновенность собственности предпринимателей. Предприниматели становились богаче феодалов, но права быть на государственных должностях они не имели. Воспользовавшись бедственным положением рабочих и крестьян, предприниматели организовали их на борьбу с монархической властью. В этот период и возникает идея Конституции как правового акта, призванного ограничить произвол государства, чтобы закрепить всеобщее равенство, права и свободы человека. Двигателем конституционногопроцесса и выступил класс предпринимателей, а также наиболее передовые мыслители нового времени. Борьба предпринимателей привела к революции (демократическая, буржуазно-демократическая) и принятию первой Конституции.

Добровольно монархи не соглашались! Суть процесса – он двуединый. Зерном конституционно-правового процесса были экономические интересы предпринимателей. Они требовали от монарха Конституции. Преждевсего, для того, чтобы отстоять экономические интересы: добиться права частной собственности и права участвовать в управлении государством. Но буржуазия не была самым многочисленным классом, поэтому привлекли рабочих, крестьян и показывали им Конституцию, как документ, в котором будут закреплены права всех! Этот процесс имел немного эгоистичный характер предпринимателей. И вот это противоречие между предпринимателями и рабочими пронизывает все первые Конституции.



Родиной конституционализма считается Англия. Например,в 17 веке в этом государстве активно принимали конституционные акты (законы), имевшие лишь некоторые черты Конституции.(HabeasCorpusAct 1679 г., Билль о правах 1689 г.) Однако Конституция в смысле единого документа в Англии так и не была принята.

Второй этап конституционного развития происходит на американском континенте.

Это не только заслуга США. Передовые идеи не реализовались в Англии, а поплыли через Атлантический океан на новый континент. И вот так на этой новой земле, которая была избавлена от традиционализма, эти идеи получили быстрый рост!

В 1776 году в США принята декларация Независимости, имевшая и конституционное значение.

Это очень яркий документ. Основной разработчик – видный американский юрист, третийПрезидент Джефферсон. Он записал:«Мы считаем очевидным, что все люди рождаются разными и награждаются создателем рядом неотъемлемых прав: на жизнь, на свободу и стремление к счастью».

В 1787 году США принята первая Конституция в мире.Главную роль сыграл четвертыйпрезидент Мэдисон. Конституция является старейшей в мире и действует до сих пор.

Один Американец купил в Филадельфии картину, принес домой и стал думать,куда ее повесить. Потом заметил какое-то уплотнение, вскрыл и видит какой- то потускшийдокумент.Когда он его раскрыл, то он понял, что перед ним оригинальный документ Декларации Независимости. Была выставлена на аукцион и продана за 6 миллионов долларов.

Идеи Конституции возвращаются в Европу. Вторая Конституция в мире принимается в 1791 году в Речи Посполитой.

Несколько лет назад отмечался юбилей Конституции Речи Посполитой. Были приглашены послы Польши и Беларуси.Закончилось выступление тем, что послы Польши подарили ректоруБГУ текст Конституции Речи Посполитой.Как это нам подарили нашу же Конституцию?!)))

В том же году 1791 – принята Конституция Франции (3-яя).В отличие от Конституции США, Конституции Речи Посполитой и Франции просуществовали недолго и не оказали такого заметного влияния на конституционный прогресс, как американская Конституция.

 

По вопросу о сущности Конституции в науке давно сформировались подходы:

1. Либеральный(Гоббс, Локк). Представители данного подхода рассматривали Конституцию как правовой акт, ограничивающий государственную власть и гарантирующий права человека, причем каждой личности! Таким образом, в их понимании Конституция однозначнопрогрессивный документ, который служил интересам всего общества.
2. Социал-демократический(Ф. Лассаль, Ленин) По мнению социал-демократов, Конституция по своей сущности отражает соотношение классовых сил, закрепляя господство одного класса, подавляющего другие группы общества. Таким образом, в этом подходе Конституцияоднозначнонесвязываетсяс прогрессом общества, с обеспечением интересов всех его членов.

Позитивную роль уловили первые, а вторые – нет! По мнению вторых, Конституция не в интересах всех, а прежде всего в эгоистичных интересах буржуазии. Поэтому говорят, что она служит только одним и обманывает других! Кто прав? Истина посередине.

Конституционная практика свидетельствует о частичной правоте обоих подходов. Конституции могут служить и всеобщим интересам и интересам одной социальной группы. Никто из ученых не спорит с определением юридической сущности Конституции:

Конституция – это нормативный правовой акт (совокупность актов), имеющий высшую юридическую силу и регулирующий важнейшие общественные отношения.

 

История создания Конституции Республики Беларусь

 

В истории Беларуси было пять Конституций:1919, 1927, 1937, 1978, 1994 г. В конце 80-х – нач. 90-х г. 20 в. в связи с распадом СССР и коренными изменениями во всех сферах общественной жизни, действовавшая на тот момент Конституция БССР 1978 года уже не отвечала происходящим процессам. Многочисленные поправки, которые вносились в текст Конституции, не могли решить проблему. В июне 1990 года Парламент Республики, который назывался Верховным Советом, принял постановление «О создании Конституционной комиссии». Поста Президента Беларуси в то время не было, поэтому руководство разработки проекта новой Конституции осуществлялось Верховным Советом. Руководителем конституционной комиссии стал сам председатель Верховного Совета Дементей. К. комиссия состояла из:

· депутатов Верховного Совета, работников секретариата Верховного Совета: Шолодонов(зам. предсеателя Верховного Совета), Гончаров, Тихиня(1-ый председатель конституционного суда), Василевич Г. А.(работник секретариата Верховного Совета, начальник юридического отдела, в настоящее время заведующий кафедрой КП БГУ, Генеральный прокурор Беларуси)

· ученых: Головко А. А., Годунов В. Н.(бывший декан юрфака БГУ, заведующий кафедрой гражданского права юрфака БГУ), Кудинов(доцент Академии МВД)

Общее число членов Конституционной комиссии превышало 70 человек. Члены Конституционной комиссии были разделены на 2 группы: одну из них возглавил Шолодонов, вторую – Гончар. Каждая из групп самостоятельно готовила свой проект Конституции. Впоследствии, усилия обеих групп были объединены с целью выработки единого проекта Конституции.

Послужили источником:

· Конституции советского периода;

· Уже принятые проекты Конституций или Конституции других бывших советских республик (России, стран Балтии, Украины (приняла Конституцию последней);

· Международные договоры: Международный пакт «О гражданских и политических правах» 1966 года, Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 года;

· Конституции стран дальнего Зарубежья (Италии, США, Испании, Франции).

 

Проблемные вопросы:

1.Вопрос о форме правления (вводить ли пост Президента и наделять сильными или слабыми полномочиями);

2.Государственный язык;

3.МУиСУ (какие го органы должны быть на местах и как они должны формироваться).

15 марта 1994 года состоялась решающее заседание Верховного Совета, на котором подавляющим числом голосов депутатов Верховного Совета была принята КонституцияРеспублики Беларусь. Это была первая Конституция подлинного суверенного белорусского государства. Подписана была тогдашним председателем Верховного Совета Грибом.(за время работы над проектом сменилось несколько председателей Верховного Совета: Дементей, Шушкевич, Гриб.)

Процесс реализации КонституцииРеспублики Беларусь оказался сложным и противоречивым. Через несколько месяцев после вступления Конституции в силу был избран первый Президент Республики БеларусьА. Г. Лукашенко. Конституция наделяла более весомыми полномочиями Верховный Совет. Однако избранный Президент приносит максимально активное влияние на общественную жизнь, что привело к противостоянию Верховного Совета и Президента. Президент инициировал проведение республиканского референдума для изменения и дополнения Конституции. Данный референдум состоялся 24 ноября 1996 года и одним из вопросов, вынесенных на референдум, были изменения и дополнения в КонституциюРеспублики Беларусь. Народ поддержал инициативу Президента и принял новую редакцию белорусской Конституции. По сути, если учесть значимость внесенных поправок, это новая Конституция государства. Однако формально считается, что речь идет лишь об изменениях и дополнениях прежней Конституции, поэтому датой принятия белорусской Конституции считается 15 марта 1994 года.

Новая редакция – это не новый акт, а многочисленные дополнения и изменения к прежним.

В результате внесенных изменений корректировке подверглись все крупные части Конституции, уцелела только Преамбула. Внесенные на референдуме поправки были направлены, прежде всего, на усиление статуса Президента и, соответственно, ослабление статуса Парламента. В частности, Президент получил новые полномочия (кадровые; об издании актов, имеющих силу закона; по руководству государственными органами), существенно осложнилась процедура смещения Президента с должности, однопалатный Верховный Совет преобразован с двухпалатноеНациональное собрание. В новой редакции Конституции появились также дополнительные социальные права граждан, расширились направления государственного регулирования экономических отношений.

Второй раз изменения в белорусскую Конституцию внесены на республиканском референдуме 17 октября 2004 года. Из статьи 81 Конституции исключен запрет для одного и того же лица занимать должность Президента более двух сроков.

 

Видовая характеристика Конституции Республики Беларусь

 

Существует довольно много классификаций существующих в мире Конституций:

· по масштабу действия:

Ø Общегосударственные(действуют на всей территории страны);

Ø Территориальные (Конституции субъектов федераций, автономных образований, которые могут быть и в унитарных государствах). Конституция РБ относится к общегосударственной.

· по способу принятия:

Ø Конституции, принятые непосредственно народом. Такие Конституции принимаются на референдуме. (Россия, Франция). Данный способ принятия Конституции имеет ряд недостатков, но в наибольшей степени отражает суть Конституции, как правового акта, исходящего от народа. Поэтому многие Конституции начинаются со слов: «Мы, народ…» Начиная с первой в мире американской Конституции, многие основные законы, включая КонституциюРеспублики Беларусь, открываются словами: «Мы, народ…».

Ø Конституции, принятые учредительными собраниями.

Учредительное собрание – это специальный орган, который избирается населением именно для принятия Конституции.

Как только Конституция принята, Учредительное собрание прекращает свое существование.

Ø Конституции, принятые Парламентом, то есть законодательным органом. Хотя Парламент избирается населением, как и Учредительное собрание, но он действует постоянно, не прекращая свое существование с принятием Конституции. Белорусская Конституция принята Парламентом.

Ø Конституции, принятые смешанным путем. Такой путь позволяет соединить достоинства названных выше способов. Например, Конституция может быть сначала одобрена Учредительным собранием или Парламентом, а потом вынесена на окончательное утверждение референдума. (Италия, Испания).

Ø Октроированные Конституции. Это Конституции, которые принимаются (даруются) главой государства, монархом. (Бахрейн, Непал).

· по порядку внесения изменений:

Ø Жесткие Конституции.Они изменяются в более сложном порядке, чем обычные законы).Конституция Республики Беларусь жесткая. Цель жесткости Конституции состоит в обеспечении ее стабильности, предотвращении непродуманных, поспешных изменений.

Ø Гибкие Конституции.Они изменяются в таком же порядке, как и законы. Гибкие Конституции исключения из правил.

· по форме:

Ø Консолидированные Конституции (представляют собой один документ). Например, Конституция Республики Беларусь.

Ø Неконсолидированные Конституции:

· Конституции, представленные несколькими нормативными правовыми актами, (законами). Конституция Канады состоит примерно из 20 законов. Конституция Швеции – из 3 законов: Акт«О форме правления», Акт «О престолонаследии», Акт «О свободе печати».

· Конституции, состоящие из разных источников права: нормативно правовых актов, судебных прецедентов, обычаев. (Великобритания).

Функции Конституции Республики Беларусь и ее юридические свойства

Функции Конституции – это направления воздействия Конституции на правовую сферу и жизнь общества в целом.

КонституцияРеспублики Беларусь выполняет целый ряд функций, которые позволяют ответить на вопрос, зачем нужна Конституция:

1. Юридическая. Конституция воздействует на поведение индивидов, должностных лиц, деятельность органов власти, общественных объединений и др. Данную функцию Конституция выполняет путем закрепления прав и обязанностей, установлением запретов. Данная функция присуща всем Конституциям.

2. Воспитательная.Конституция воздействует на сознание субъектов, путем закрепления в своих положения нравственно-юридических ценностей. В рамках воспитательнойфункции Конституция содействует развитию нравственных качеств индивида, повышению уровня уважения, формированию чувства патриотизма. Положения Конституции, выполняющие воспитательную функцию, можно разделить на 2 вида:

· положения, которым присуща только воспитательная функция. Они сосредоточены в Преамбуле Конституции.

· нормы в Конституции, которые наряду с юридической функцией имеют и воспитательное значение. Статья32 гласит, что родители имеют право и обязаны заботиться о здоровье своих детей, их развитии и обучении. Согласно статье 55, охрана природной среды – долг каждого. Статья 57провозглашает священным долгом каждого гражданина Республики Беларусь защищать свою страну.

3. Представительская. Конституция – это лицо государства. По тексту Конституции судят о степени демократизма государства, его прогрессивности. Принимая Конституцию, государство стремится показать себя в лучшем виде перед своими гражданами и перед международным сообществом. К сожалению, это иногда приводит к отрывутекста Конституции от действительности. В связи с этим ученыевыделяютфиктивные и реальные Конституции.

В России был проведен социологический опрос: «Когда принята Конституция Российской Федерации»? Только 20% граждан ответили на этот вопрос. 1-ое место по степени осведомленности заняли предприниматели, 2-ое место заняли военнослужащие, 3-е место заняли студенты.

Большинство других правовых актов выполняют только одну юридическую функцию. В отличие от них, Конституция многофункциональный правовой акт.

Выполнение Конституцией юридическойфункции становится возможным благодаря наличию у нееособых юридических свойств:

· Конституция относится к такому источнику права, как НПА, в частности Конституция является видом закона, а именно Основным Законом. Признание Конституции законом имеет практическое значение, поскольку определяет порядок ее принятия, а также внесения изменений и дополнений.

Во многих странах Конституция называется именно Основным Законом.

· Конституция обладает высшей юридической силой. В случае противоречия любого нормативного правового акта Конституции, последняя всегда имеет верховенство.

· Учредительный характер. Являясь актом высшей юридической силы, регулируя важнейшие отношения, именно Конституция устанавливает (учреждает) правовое регулирование страны. Учредительный характер Конституция означает, что она является первичным актом, а все остальные правовые акты производны от нее, в этом смысле вторичны.

 

Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Толкование Конституции

 

Несмотря на свою высшую юридическую силу и основополагающее значение, Конституция вовсе не является неизменным актом. В нее можно вносить изменения и дополнения.

Существует несколько основных причин для корректировки Конституции:

Ø изменения общественных отношений, регулируемых Конституцией, так как Конституция должна соответствовать регулируемым ей отношениям. Например, развитие интеграции процессов Беларуси и России обусловили дополнения статьи 8 нормой, согласно которой Республика Беларусь, в соответствии с положением международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Внесено на референдуме 1996 г.

Ø Конституция любого государства имеют недостатки или даже ошибочные положения. Не лишения их и Конституция Республики Беларусь. Кроме того, развитие конституционной практики и науки порождают новые идиллии, позволяющие усовершенствовать конституционный текст.

Статья 65.2:«Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно».

Есть 2 способа корректировки Конституции Республики Беларусь:

1) Законом Парламента. По общему правилу изменения и дополнения в правовой акт могут вноситься актом того же вида. Однако в Конституцию изменения вносятся не Конституцией, а законом. Поскольку законом вносятся изменения в Конституцию, то такой закон обладает равной с ним юридической силой и отличается от обычного закона. Содержательно в плане, законы об изменении и дополнения Конституции не существуют наряду с ней, поскольку становятся частью Конституции. Процесс изменения и дополнения Конституции законами имеет существенные особенности по сравнению с процедурой принятия обычных законов:

ü инициировать изменения и дополнения в Конституцию, то есть вносить соответствующий проект закона в Парламент могут только:

· Президент

· Граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом в количестве не менее 150 тыс. человек.

Необходимо обратить внимание, что сам Парламент, который и принимает рассматриваемый закон, не может инициировать изменения и дополнения в Конституцию. Проекты других законов вносятся на рассмотрение Парламента более широким кругом субъектов (субъекты права законодательной инициативы), которые определены в статье 99 Конституции. Проект закона об изменении Конституции вносится именно в Нижнюю Палату Парламента. Внесенный проект закона об изменении Конституции должен быть рассмотрен Нижней Палатой (Палата Представителей) и в случае его принятия направлен в Верхнюю Палату Совета Республики. Но после одобрения Советом Республики проект закона должен пройти через обе палаты еще раз, причем промежуток между первым и вторым рассмотрением проекта в Палатах Парламента должен составить не менее 3-х месяцев. Как при первом, так и при втором одобрении законопроекта, каждая из Палат должна проголосовать за него не менее чем 2/3 числаголосов. После повторного одобрения Советом Республики он становится законом и поступает на подпись Президенту. Подписанный и опубликованный закон вступает в силу. На практике нет ни одного примера.

2) Решением республиканского референдума. В данном случае изменения и дополнения в Конституцию вносятся всем население страны путем голосования. Республиканский референдум назначается:

a.Президентом по собственной инициативе;

b.По совместному предложению Палат Парламента;

c.По предложению граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом в количестве не менее 450 тыс. человек с учетом особенностей, предусмотренных статьей 74Конституции Беларуси.

Решение референдума о корректировке Конституции считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, от включенных в списки голосования.(Если референдум по другому вопросу, то решение считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан от принявших участие в голосовании).

Разделы 1-ый, 2-ой, 4-ый и 8-ой К (80% Конституции).могут быть изменены только решением референдума.

Надо полагать, что вносить дополнения в эти разделы допускается и законом Парламента.

В ходе реализации Конституции, как и других правовых актов нередко возникают трудности в понимании ее норм. В связи с этим предусмотрена возможность толкования Конституции.

Толкование Конституции – это осуществляемое в форме закона разъяснение ее положений для их однозначного понимания и правильного применения на практике.

Правом официального толкования Конституции Республики Беларусь наделен только Парламент. Толкование Конституции производится его законом. Проект данного закона может быть внесен на рассмотрение Парламента только теми субъектами, которые уполномочены вносить и законопроекты об изменении Конституции. Палаты Парламента рассматривают внесенный проект закона о толковании Конституции и принимают его не менее чем 2/3 голосов. Однако двойной процедуры обсуждения и одобрения здесь уже не делается. Был только один случай принятия закона для разъяснения Конституции.

12 июня 1997 года Парламентом был принят Закон «О толковании части первой статьи 143 Конституции Республики Беларусь.» Законы Парламента о толковании Конституции имеют обязательную силу, то есть применять истолкованные конституционные нормы необходимо именно в соответствии с законом Парламента.

Кроме официального выделяется и неофициальное толкование Конституции. Оно лишено обязательной силы и осуществляется учеными, другими специалистамив виде научных работ, комментариев Конституции, статей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Сущность Конституции. Предпосылки принятия первых Конституций в мире

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. Предпосылки быстрого экономического роста
  2. I. Предпосылки перехода к радикальным реформам
  3. I. Сущность и структура личности
  4. I. Сущность, состав, характеристика товарооборота.
  5. III Сущность заработной платы, форма и системы (повременная, сдельная, бестарифная)
  6. Административные правоотношения: понятие, сущность и источники. Основные черты административного правоотношения. Структура административного правоотношения.
  7. Аксиомы теории принятия решений
  8. Анализ общей задачи принятия решений
  9. Анализируя все методы принятия решений, можно сделать вывод, что метод рационального принятия решений является наиболее оптимальным
  10. Антикризисное управление предприятием: сущность, особенности
  11. Аудит в зарубежных странах. Предпосылки его возникновения в СССР и РФ (24.09.2011).
  12. Б. Внутренняя политика Александра I. Вопрос о конституции. Усиление политической реакции




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.198.118.102
Генерация страницы за: 0.145 сек.