Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и виды суверенитета. Характеристика государственного суверенитета




 

Суверенитет – это свойство власти, предполагающее, что она является высшей, главной.

Выделяют 3 вида суверенитета:

1) Национальный. Он предполагает право нации создать свое государство. Конституция Беларуси не упоминает в национальном суверенитете, но он провозглашался в декларации «О государственном суверенитете» Республики. Национальный суверенитет признается действующим международными правовыми актами. Белорусская нация реализовала свой суверенитет, поскольку именно она выступает национальной основой Республики Беларусь.

2) Государственный. Он включает 2 аспекта:

a. Верховенство. Государственная власть является главной, «верховной» по отношению к власти любых других субъектов на территории государства. Дело в том, что власть может принадлежать не только государству, но и политическим партиям, другим общественным объединениям, крупным субъектам хозяйства (предприятиям) и т.д. Но все названные субъекты должны подчиняться власти государства, правовым актам, которое оно принимает.

b. Независимость. Она характеризует уже не внутригосударственные отношения, а внешние международные отношения Республики Беларусь с другими государствами, иностранными организациями и гражданами. В этих отношениях нет верховенства, поскольку ни одно государство юридически не может обладать властью над другим государством, иностранными организациями, гражданами, которые находятся за пределами соответствующего государства. Независимость предполагает недопустимость вмешательства в осуществлении Республикой Беларусь своей внутренней и внешней политики со стороны любых зарубежных субъектов. Таким образом, понятие суверенного государства является более широким, чем независимое, поскольку независимость есть аспект суверенитета.

3) Народный. Он конкретизирует понятие государственного суверенитета и позволяет ответить на вопрос, кто принимает важнейшие решения в государстве. Таким субъектом статья 3 Конституции провозглашает народ. Народ и суверенитет выражаются, прежде всего, в референдумах и выборах.

 

Статья 1 Конституции Республики Беларусь непосредственно не называет наше государство суверенным. Однако черты государственнго суверенитета, а именно верховенство и независимость отражены в частях 2-ой и 3-ей Конституции. Кроме того о государственном суверенитете Беларуси прямо сказано в статьях 9, 16, 19, 79. Советские Конституции Беларуси провозглашали нашу республику суверенной, однако это положение не соответствовало другим нормам Конституции, а также реальной действительности. Например, Конституция БССР 1978 года наряду с закреплением суверенитета республики устанавливала обязательность Конституции и законов СССР на территории БССР.

Юридическое оформление реального государственного суверенитета Беларуси прошло несколько этапов:

 

Говорят, что Кравчук не хотел ехать, и президенты, сговорившись, пригласили его отдохнуть и устроили охоту. Они заранее отловили дикого кабана и привязали его веревкой к дереву. Кравчук умудрился попасть в веревку и кабан убежал. С горя лидер Украины подписал соглашение)))

Через 2 недели к соглашению о создании СНГ присоединились остальные республики бывших СССР, кроме стран Балтии (Литвы, Латвии, Эстонии) В 2009 году из СНГ вышла Грузия. Поэтому на данный момент в СНГ 11 государств.

Рассмотренные этапы позволяют сделать вывод, что Конституция Республики Беларусь 1994 года не учредила Республику Беларусь в качестве суверенного государства. Конституция лишь отразила государственный суверенитет, который юридический был оформлен еще до принятия Конституции.

 

Республика Беларусь как демократическое государство. Гарантии демократии

 

Слово «демократия» греческого происхождения (демос – народ), означающая народовластие. Демократическим можно считать государство, которое действует в интересах народа. Антиподом демократии выступает авторитарное государство, где должностные лица используют доверенные им властные полномочия в собственных интересах. Сущность демократического государства состоит в принадлежности власти народу. Это закреплено в статье 3 Конституции Беларуси. Таким образом, понятия демократического государства и народного суверенитета очень близки. Народный суверенитет – самая главная часть демократического государства.

Статья 3 провозглашает народ носителем суверенитета, источником власти. Народ Беларуси составляют граждане белорусского государства всех национальностей.

В конституционной и в целом государственной истории источником власти провозглашались и другие субъекты, кроме народа:

Монарх. Считалось, что монарх не заимствует ни у кого властные полномочия, они изначально ему принадлежат. Монарх как суверен не нес юридической ответственности, на него не возлагались юридические обязанности, только права. Англичане говорят: «Монарх не может быть не прав». Отдельные группы общества. Например, советские Конституции исходили их принадлежности власти только рабочим и крестьянам. Частные собственники и некоторые другие категории лиц лишались избирательных и других политических прав.

Различают 2 формы демократии:

       
   
 


Любое общество состоит из социальных групп, которые имеют различные, а, нередко, и противоположные интересы, поэтому фактически демократическое государство не может в своих решениях отвечать пожеланиям каждой социальной группы. Демократия – это власть большинства. Тем не менее, демократическое государство должно гарантировать и права меньшинства. В частности, для демократического государства характерно признание свободы мысли и слова, включая возможность критиковать действующих должностных лиц, свободу объединений, в том числе возможность существования оппозиционной партии.

Реализовать принцип демократического государства крайне сложно. В связи с этим в политической плоскости, демократическим является государство, в котором созданы

Гарантии демократии – эти те средства и условия, которые должны предотвратить использование власти должностными лицам в их собственных интересах.

Можно выделить 2 группы гарантий демократии:

       
   
 


Ж. Ж. Руссо основной разработчик демократии в современном понимании. В наиболее полном виде он обосновал теорию демократии. В своих идеях отразил не столько теорию, а условия собственной жизни. Родился в бедной семье и молодому человеку было непонятно, почему простые люди отстранены от принятия решений тогдашней монархической власти. Ему было почти 40 лет, а его никто не знал, но он был знаком некоторыми людьми из французского общества, и он однажды поехал в гости и взял с собой газету: объявления академии наук: конкурс научных работ на тему: «Содействует ли наука и искусство нравственному очищению общества?» И вот Руссо тут же написал работу на этот конкурс. Только одна работа говорила, что современные наука и искусство вредны и используются для защиты монархии и эти достижения отстранены от простых людей. Именно эта работа получила премию. Стал в одно мгновение известным. Он руководствовался эмоциями и чувствами, а не разумом. Был не совсем понятный человек. Но он сказал, что если он и повредил других, то лишь потому, что начал чувствовать раньше, чем мыслить. Стал также известным писателем. Роман Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» – лучший роман о любви.

Разделение властей. Единство власти

 

В средние века высшая государственная власть принадлежала одному лицу – монарху, который и служил воплощением единства власти. Монарх устанавливал наиболее важные правовые нормы (законодательная власть), решал главные вопросы управления страной (исполнительная власть), был верховным судьей (судебная власть). С развитием капиталистических отношений возникают идеи о необходимости распределения властных полномочий между несколькими государственными органами с целью ограничения власти монарха, недопущения произвола, злоупотреблений с его стороны.

Англичанин Джон Локк выдвинул концепцию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, союзную. Подпоследней он понимал полномочия в области внешней политики, то есть по проведению международных переговоров, заключению международных договоров ит. д. Несколько позже Шарль Монтескье (18 век) разработал теорию разделения властей, развив идею Локка. Монтескье выделил законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

Теория разделения властей получила очень широкое распространение в мире и стала закрепляться в первых конституционных актах: Конституция США 1787 года, Французской декларации прав человека и гражданина 1789 года (в статье 16 названной Декларации содержалось известнейшее положение: общество в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей не имеет Конституции). (Принцип разделения властей выступает основой конституционногостроя всех демократических государств и является настоящим столпом конституционализма).

Советские Конституции не закрепляли разделения властей, так как исходили из противоположного принципа: «Вся власть советам!». В советские время разделение властей критиковалось с позиции народовластия. Дело в том, что теория разделения властей требовала уравнять высшие государственные органы: органы, избираемые народом, с органами, которые назначались. Советские идеологи считали это недемократическим положением. В соответствии с принципом «Вся власть советам» высшая власть в СССР принадлежала Верховному Совету.

Действующая белорусская конституция признает разделение властей. Статья 6 гласит, что государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Тем самым конституция восприняла модель разделения властей, предложенную Монтескье, а не Локком.

 

Суть принципа разделения властей состоит в следующем:

1. Высшая власть в государстве должна распределяться между несколькими государственными органами.

2. Названые органы являются самостоятельными и равными в отношениях друг с другом.

3. Каждый из этих органов выполняет специфическую функцию, полномочия, которые образуют определенную ветвь власти. Соответственно выделяются законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.

 

Законодательнаявласть это установление наиболее важных правовых норм путем принятия законов. Законодательная власть в Беларуси представлена одним органом – Парламентом. (в этом ее уникальность)

Исполнительная власть есть организация исполнения законов и других законодательных актов. Данная ветвь представлена наибольшим числом государственных органов. Согласно Конституции, главным органом исполнительной власти выступает Правительство.

Судебная власть являет собой разрешение наиболее значимых споров и других юридических вопросов посредством принятия обязательных для конкретных субъектов постановлений. Особенность судебной власти в Республике Беларусь заключается в отсутствии одного ведущего органа. Есть 3 высших органа судебной власти:

v Конституционных суд;

v Высший Хозяйственный суд;

v Верховный суд.

У Верховного суда и Высшего Хозяйственного суда имеются нижестоящие суды. Ниже Конституционного суда нет никого.

4. Каждый орган наделяется небольшой частью полномочий органа другой ветви власти. Это делается для того, чтобы государственные органы уравновешивали и сдерживали друг друга. Данное положение называется механизмом сдержек и противовесов. Формально он противоречит принципу разделения властей, но фактически служит его реализации. Например: Парламент может выразить недоверие Правительству, Правительство, в свою очередь, наделено правом законодательной инициативы, а суды могут признать противоправными акты и Парламента, и Правительства.

В КонституцииРеспублики Беларусь упоминаются государственные органы, которые нельзя отнести ни к одной из трех названных ветвей власти:

· Прокуратура;

· Комитет государственного контроля;

· Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов;

· Национальный банк;

· Местные советы депутатов.

 

Существование подобных органов не противоречит принципу разделения властей, поскольку в статье 6 он назван лишь основой государственной власти и не исчерпывает ее. Более того, некоторые ученые дополняют триаду ветвей власти, выделяя новые ветви. Применительно к Беларуси, можно сказать, что некоторыми чертами самостоятельной ветви власти обладает прокуратура и Комитет государственного контроля. Их иногда называют надзорно-контрольной властью.

Более сложным является вопрос о соотношении принципа разделения властей со статусом президента Беларуси. Обладая очень широкими полномочиями, он руководит Правительством, то есть обладает исполнительной властью, может издавать правовые акты, имеющие силу закона (декреты), а значит располагает законодательными полномочиями, назначает единолично почти всех судей, пользуется правом помилования осужденных. Но статус Президента полностью не охватывается ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной ветвями власти.

Таким образом, для государственной власти в Республике Беларусь характерно как разделение, так и единство, воплощенное в статусе президента.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.