Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические режимы

1) Полит режимы. Понятие и признаки

2) Недемократич полит режимы

3) Сущность и основные модели демократии

Полит режим – совокупность средств и методов осуществления политической власти, которая определяет характер взаимоотношений гос-ва и общества. Одно из первых определений дал М. дюверже. «полит режим – определенное сочетание систем партий, способы голосования, одного или несколько типов принятия решений, одной или нескольких групп, структур давлениия. Ж.Л. Кермон в это понятие вкл принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль гос-ва. В настояшее время сущ 2 подхода

1) Юрид – внимание на власти, законодательстве.

В данном аспекте полит режимы сливаются: абсолютная монархия

Режим разделения властей – президентская республика

2) Социологический Подход рассматривает полит процесс, степень концентрации власти.

Критерии полит режимов:

1) Характер и мера осуществления власти

2) Особенности формирования власти

3) Отношение общества к власти

4) Роль идеологии

5) Характер лидерства

6) Сфера допустимого и запрещенного

7) Положение средств массовой информации

8) Наличие демократических прав и свобод

9) Социальная структура

10) Особенности политической системы

11) Доминирующая политическая культура.

 

2.. Виды режимов: тоталитарный, авторитарные и демократические

Недемократич полит режимы это авторит и тоталит режимы.

Тоталитарный возник в 20в: режим полного контроля и жесткой регламентации над всеми сферами жизни общества, опирающийся на средства вооруж насилия и государственной идеологии. Слово тоталитаризм начал употреблять Джентиле, в обиход его ввел Муссолини в 1925 году. Этатизм (государственный), автократия – самовластие. 4 тысячелетие одна из философских школ китая «Фадзя» и представитель Шан-Ян отмечал что истинная добродетель исходит от наказания. Основная мысль – полное единомыслие, жесткое наказание даже за несущественные проступки, разобщение людей слежкой и доносительством. Эта практика появилась в Италии, Германии и СССР.

Характеристики тоталитаризма

1) Полный тотальный контроль над всеми сферами жизни общества.

2) Структура власти носит пирамидальный характер, во главе стоит вождь.

3) Монополия официальной идеологии

4) Выразителем является единая массовая официальная партия

5) Сращивание государственного и партийного аппарата.

6) Осуществлений гос. власти через силу и власть.

Разновидности тоталитарного режима: правый (итальянский фашизм, и германский национализм) и левый (Советский коммунистический и подобные ему).

Правые тоталитарные режимы сохраняли частную собственность и опирались на рынок. Итальянский фашизм 1922 г. Мелкая и средняя буржуазия недовольная экономическим кризисом. Германский национал-социализм 1933 г., глубокий экономический кризис.

Левые режимы опирались на плановую экономику, уничтожали свободный рынок. Причины построение справедливого и сильного общества, отторжение частной собственности.

 

Авторитарный режим (ауторитос – власть) – это режим неогранич. Власти одного лица или группы лиц которая опирается на насилие. В отличие от тоталитаризма не контролирует все сферы жизни. Контролир только полит и идеология.

Признаки:

1) Автократия – небольшое количество носителей власти.

2) Замкнутость правящей элиты пополнение происходит из собственной массы.

3) Опора на насильственные средства.

4) Недопущение реально оппозиции

5) Ограниченное вмешательство во вне политические сферы жизни общества.

Разновидности:

1) Военный (Режим Августа Пиночета в Чили)

2) Теократический (Иран – Хамейни)

3.. Демократия – впервые был употреблен в 1260 когда был переведен труд аристотеля. Общественная система основанная на добровольности всех систем общества. Как форма гос-ва при которой все граждане имеют равные права. Идеальная модель общественно – полит устройства. Средства и методы осуществления власти осуществл на народном суверенитете, выборности, учитывании прав меньшинства. Демократия трактуется как власть народа.

Признаки:

1) Народный суверенитет

2) Выборность и периодическая сменяемость власти

3) Плюрализм мнений, взглядом и идеалогий.

4) Свободные СМИ

5) Всеобщие права и свободы граждан.

6) Подчинение воли большинства при сохранении прав меньшинства.

Модели:

1) Индивидуалистичекие (личность первично по отношению к народу, а гос-во это ночной сторож.

2) Плюралистическая А. Бентли, Даль и др. в политике участвуют группы.

3) Коллективистская – опирается на народ как нечто единое.

В зависимости от принципа представительства:

По способу властвования

1)элитарные (Шумпетер) у власти находится избранная народом элита

2) партисипаторная участи граждан

3) рыночная демократия (Даунс) законы свободного рынка переносится на общество.

4) электронная демократия (интернет и др.)

 

Либерально-демократический режим:

индикатор тоталитарный авторитарный демократический
  Контроль на всеми сферами Контроль в сфере политики и идеалогии Все сферы вне прямого контроля
Формирование власти По закрытым каналам не доступно для контроля общества Формирование через свободные выборы  
Отношение людей к власти Отчуждение общества от власти бех осознания насилия Отчуждение общества от власти при осознании насилия Контроль общества за деятельностью власти.
Роль идеологии Идеократия всевластие Частично контролируется При наличии идеологии гос-ва плюрализм в идеологч сфере
Характер лидерства Харизматический лидер, вождь Лиде не харизматич, дктатор опирается на насильственные мытоды. Зависит от политической системы
Сфера допустимого и Запрещено все кроме того что разрешено Разрешено все кроме политики Разрешено все что не запрещено законом
сми Полный контроль на сми Частичный контроль над сми Свободные и независимые сми
Наличие прав и свобод Носят декларированный характер Ограничены в полит сферы Гарантированы законом
Структура власти управляемая Зависит от полит системы в соотв с сой – экон процессами  
Особенности полит системы Сращивание гос аппарата с аппаратом прав партии Запрещена или ограничена деятельность полит парти и опора на аппарат принуждения Многопартийность, всеобщ изб право, разделен властей
Полит культура Контроль партий над процессами полит социализации Огранич плюрализма мнения в сфере полит, возможно существование слабой аппозиции Взаимная ответственность гос-ва и общества

 

Законодательная власть и законодательный процесс

1) Понятие и структура парламента

2) Функции и формы работы парлам

3) Понятие и стадии зак процесса.

 

1.. Парламент (от франц парле – говорить), первый парламент появился в Англии в 1265 г. В западной Европе он приобрел законодательные функции. В Росси в 1905г, после подписания манифеста об учреждении госдумы. В советский период действовали съезды советов с 1937 -- верховный совет в 1993 федеральное собрание. Аналоги в беларуси 10 век в полоцкое вече.

В бсср – верховный совет.

По структуре бывают 1-палатные и 2-палатные.

Федеральные штаты микронезии, Каморские острова, сент китс и нивис --- федерации с однопалатным парламентом. На кол-во палат парламента влияет численность населения.

Способы формирования верхних палат парламента:

1) Прямые выборы.

2) не прямые косвенные выборы

3) путем назначения

4) по наследству (королевство Лесотто)

5) членство по должности

6) смешанный способ.

Состав палаты: спикер – только в нижней палате. Для однопалатного парламента – председателя. Термин депутат используются только для избранных народом. В руководящий состав пала входят: председатель, его зам и коллегиальный руководящий орган.

Парламент состоит из комиссий и комитетов для подготовки законопроектов.

1) Постоянные – для изучения и подготовки законопроектов

2) Временные комиссии и комитеты создаются для решения определенных проблем.

3) Следственные – для проведения расследования деликатных вопросов

4) Объединенные заседания – для решения вопросов относящихся к компетенции нескольких комиссий или комитетом

5) Согласительные – для преодоления стойких разногласий

6) Фракции – объединение депутатов на партийной основе.

7) Парламентские группы – создаются на добровольной основе исходя из интересов парламентариев.

8) Омбудсмен – контролируют деятельность полиции, админ. Органов

9) Счетные палаты

10) Кнуты – контроль за дисциплиной

Компетенция парламента:

1) Полномочия законодательного характера

2) Полномочия в сфере финансов

3) Контроль за деятельностью правительства.

Интерпиляция – депутатский запрос на который отвечает чиновник, но требует одобрения или неодобрения парламентом.

4) Формирование палат парламента и др. высшие должностные лица.

5) Осуществляет свою законодательную деятельность, когда парламент принимает законы.

Парламент принимает законы в период сессий. До начала сессий формируется повестка дня. Основная форма работы – пленарные заседания, однако необходимым условием является наличие кворума.

Парламентские слушания – для реализации законодательной функции.

6) Совместные заседания палат парламента.

 

3.. стадии законодательно процесса:

1) законодательная инициатива – право внесения законопроекта на рассмотрение

2) обсуждение законопроекта – обсуждение в соотв комиссии или комитете, рассмотрение называется чтением.

3) принятие закона – одобрение законопроекта на голосовании.

Методы согласования законопроекта:

1) Челнок

2) Создание согласительной комиссии

3) Проведение совместного проведения заседания палат

4) Промульгация – подписание закона и его опубликование.

Право королевской санкции – подписание закона.

В республиках право отказывать имеет 2 разновидности: право рассмотрения законопроекта и право отлагательного вето.

Вето: абсолютное (НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕОДОЛЕНО ПАРЛАМЕНТТОМ), выборочное вето, карманное вето.

Публикация – необходимое условие для вступления в силу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Исполнительная власть
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.