Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Превращение Русской православной церкви

Российское право второй половины XIX - нач. ХХ вв.

В эпоху капитализма (вторая половина ХIХ – нач. ХХ вв.) радикальные изменения в государственном строе Российской империи сопровождались рядом изменений в её правовой системе. В это время шла вторая кодификация российского права. В 1864 г. были приняты Устав гражданского судопроизводства и Устав уголовного судопроизводства, в 1866 и 1885 гг. – новые редакции Уложения о наказаниях 1845 г., в 1903 году – Уголовное уложение, в 1906 г. – новая редакция Основных законов Российской империи. В 1863-1917 гг. еженедельно выходило «Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате».

В гражданском праве провозглашался принцип равенства всех граждан как субъектов правоотношений, но на практике он ограничивался (в 1882 г. евреям было запрещено приобретать недвижимость в черте оседлости, а права крестьян на приобретение земли в частную собственность до 1906 г. ограничивались общиной). Шло приспособление гражданского права к нуждам развития капитализма: появились «Устав о промышленности заводской и фабричной», «Биржевой устав» и «Вексельный устав», детально были разработаны понятия «торгово-промышленное предприятие» и «юридическое лицо».

Заметно смягчилось уголовное право. В 1863 г. были отменены телесные наказания для женщин, клеймение и шпицрутены в армии, но до 1885 г. сохранялось наказание розгами. По Уголовному уложению 1903 года число составов преступления сократилось с 2 тыс. до 615, а число видов наказания – со 180 до 7. Отвергался средневековый принцип аналогии (в Уложении 1903 г. было записано: «нет преступления, нет наказания без указания на то в законе»). Возраст привлечения к уголовной ответственности по сравнению с Уложением о наказаниях 1885 г. был повышен с 7 до 10 лет.

Более либеральным стало семейное право. В 1874 г. получили юридическое признание браки раскольников и сектантов, в 1914 г. была отменена обязанность жены следовать за мужем к его новому месту жительства.

В то же время в российском праве эпохи капитализма сохранялись многочисленные феодальные пережитки: до конца XIX в. – телесные наказания, до начала ХХ в. – использование полиции для розыска самовольно ушедших с предприятия рабочих и тюремное заключение совершеннолетних детей, «ведущих развратный образ жизни» (по ходатайству родителей).

 

в «служанку государства»

Одним из результатов окончательной победы в России абсолютизма стало превращение Русской православной церкви (РПЦ) в «служанку государства» (термин Р. Пайпса). Этот процесс начался с церковной реформы Петра I, в ходе которой было ликвидировано патриаршество (1700 г.) и создан новый орган управления церковью – Духовная коллегия (1721 г.), позже переименованная в Синод. Юридически эта реформа была оформлена «Духовным регламентом» 1721 г., который закрепил слияние церкви с государством и чётко определил обязанности духовенства, в том числе обязанность доносить о государственных преступлениях властям, нарушая даже тайну исповеди. За уклонение от этой обязанности предусматривались порка кнутом и ссылка в Сибирь. Так, «Духовным регламентом» 1721 г. был подтверждён царский указ 1708 г. «О подчинении таинства исповеди полицейскому сыску».

Новая серия ударов по остаткам самостоятельности РПЦ была нанесена во второй половине XVIII в. В ходе секуляризации церковных земель 1762-1764 гг. церковь лишилась 900 тыс. душ крестьян, которые перешли в сословие государственных крестьян, и было закрыто большинство монастырей (в России осталось 385 монастырей из 954). В 1768 г. в «Наказе» Екатерины II духовенство не упоминалось, и было ограничено его участие в работе Уложенной комиссии. В 1772 г. было отменено уголовное наказание за ересь, а в 1773 г. закреплён принцип свободы вероисповедания. К концу XVIII века духовенство превратилось в «чиновников в рясах». Карьера священников и монахов, как и карьера чиновников и офицеров, стала автоматической (зависела только от стажа). В 1786 г. для духовенства было введено жалованье, в 1791 г. – пенсии. По закону о престолонаследии 1797 г. главой РПЦ стал император. В 1799 г. были совмещены границы епархий и губерний.

В XIX – нач. ХХ вв. развитие церковно-государственных отношений было противоречивым. С одной стороны, продолжалось подчинение РПЦ государству. В 1817 г. Синод был подчинен министерству духовных дел и народного просвещения. В середине
XIX в. были расширены полномочия обер-прокурора Синода (в связи с тем, что этот пост обычно занимал какой-нибудь отставной генерал, а не митрополит или архиепископ, это был новый удар по высшему духовенству). С другой стороны, роль РПЦ несколько усилилась, что было связано с попытками самодержавия использовать церковь в борьбе с революционным и либеральным движением.

Православие сохраняло статус государственной религии. Все другие конфессии считались «иноверческими», и их последователи подвергались дискриминации и преследованиям. За попытку «отвлечения от православия» в «иное христианское вероисповедание» по Уложению о наказаниях 1845 г. предусматривалось наказание розгами, один-два года арестантских рот (тюрьмы), ссылка в Сибирь, за переход в нехристианскую веру – наказание плетьми, клеймение и восемь – десять лет каторги. Дополнительным наказанием по Своду законов 1832 г. за эти «преступления» было лишение гражданских прав (запрет на наследование и владение имуществом).

РПЦ превратилась в имперское министерство пропаганды. Государственной идеологией Российской империи в середине XIX в. стала православная «теория официальной народности». Уроки Закона Божия в учебных заведениях и церковные проповеди были единственной формой государственной пропаганды. С 80-х годов XIX в. церковные школы (они в это время составляли более 50 % российских начальных школ) стали альтернативой земским школам и городским средним учебным заведениям (гимназиям, реальным и коммерческим училищам и др.).

В начале ХХ века РПЦ стала одной из опор черносотенного движения. Церковная пресса пропагандировала шовинизм, акции черносотенцев шли под православными лозунгами, духовенство вступало в правые партии.

Такое сближение РПЦ с терявшей авторитет властью привело к падению авторитета самой церкви (в начале ХХ века около 25 % русских, украинцев и белорусов не были православными) и ее гибели вместе с самодержавием.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственный строй Российской империи | Правовой статус национальных окраин
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.