Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент в системе понятий рыночной экономики




 

Если понятие «управление» характерно для любых общественно-экономических формаций и экономических систем, то понятие «менеджмент» применяется исключительно в системе, основанной на рыночной экономике.

Слово менеджмент происходит от английского Management, что буквально означает руководство или управление.

Понятие менеджмента может означать:

науку об управлении;

сам процесс руководства;

категорию людей, занятых в управленческой деятельности.

 

Менеджер - это профессиональный управляющий; руководитель, который управляет производством; организует его.

 

Для того, чтобы уяснить место менеджмента в условиях рынка, напомним основные понятия и законы рыночной экономики.

 

Рынок — это совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации товаров, продукции, работ или услуг.

 

Таким образом, рынок может существовать как в условиях рыночной (капиталистической) экономики, так и в условиях плановой (социалистической) экономики. Разница будет состоять в том, что в условиях рыночной экономики обмен совершается непосредственно между производителем и покупателем, а в условиях плановой экономики этот процесс опосредуется участием государства.

В развитых странах в некоторых отраслях (особенно - в отрасли сельского хозяйства) участие государства продолжает оставаться на существенном уровне, отличающемся от уровня государственного участия в отраслях промышленности и торговли. Тем не менее экономическая свобода участников процесса обмена в условиях рынка существенно шире — производитель сам выбирает состав и структуру выпускаемой сельскохозяйственной продукции, поставщиков материально-технических ресурсов и цену реализации, а покупатель сам выбирает поставщика.

Рынок функционирует на основе единых экономических законов. В качестве основных из них выделяются следующие:

закон стоимости — в соответствии с которым продукция реализуется с учетом издержек по ее созданию, но по той стоимости, в которой покупатель оценивает удовлетворение соответствующих потребностей;

закон экономии ресурсов — предполагает постоянное совершенствование качества продукции с одновременным снижением уровня издержек. Нарушение этого закона обусловливает невозможность полноценного действия закона стоимости;

закон равновесия — в соответствии с которым при прочих равных условиях объем товаров и услуг, предложенных к продаже, уравновешивается платежеспособным спросом потенциальных покупателей. Другими словами, рынок определяет такие объемы производства, при которых в любой момент времени потребности соответствующих покупателей могли быть удовлетворены в полном объеме, причем по приемлемым для покупателя ценам.

 

Основными предпосылками создания и существования рынка являются конкуренция, право собственности и экономическая свобода.

Конкуренция предполагает существование таких условий, при которых действует закон стоимости — то есть покупатель должен иметь право выбора необходимого ему товара по потребительской стоимости, а не по тем ценам, которые предлагает одинокий продавец. Другой стороной конкуренции является действие закона экономии ресурсов — производитель, сумевший наладить более эффективное (экономичное) производство продукции, качество которой не ниже качества продукции других участников рынка, имеет более выгодные условия для дальнейшего развития и преобладания на рынке.

Право собственности является очевидной предпосылкой существования рынка. Плановая экономика не исключает права собственности, но существенно ограничивает формы существования этого права — государственная, коллективная и личная. В принципе, в эту классификацию укладываются практически все существующие формы собственности, характерные для рыночной экономики (за исключением частной, отличие которой от личной собственности заключается в том, что последняя не может быть использована для систематического получения прибыли). Однако в условиях плановой экономики государство ограничивает количество организационно-правовых форм предприятий. Тем не менее можно заключить, что право собственности является необходимым, но недостаточным условием существования рынка.

Экономическая свобода предполагает возможность субъектов процесса обмена самостоятельно выбирать, какую продукцию, в каких объемах производить и по каким ценам приобретать. То есть при наличии определенного стартового капитала, который может быть авансирован в производство, собственник вправе выбрать не только схему использования этого капитала, но и сферу его применения (промышленность, сельское хозяйство, торговля, банковская сфера и т.д.).

Кроме того, существование рынка предполагает определенное участие государственных органов, которое проявляется в виде формирования системы законодательного и нормативного регулирования рыночных отношений, бюджетное регулирование производства отдельных видов продукции (демпинговые мероприятия и государственная поддержка наиболее рискованных секторов рынка).

Функционирование рынка можно свести к простейшей схеме взаимодействия спроса и предложения. При недостаточном предложении какого-то вида товара цены на него возрастают и авансирование капитала в эту отрасль становится наиболее рентабельным. После того как в сфере производства данной продукции возникают новые предприятия (или расширяются действующие), объем товара на рынке начинает расти и уравновешивает спрос на него. В этот момент продукция реализуется по наиболее справедливым ценам, и именно такое положение наиболее желательно для рынка вообще (или для экономики народного хозяйства в целом). В случае дальнейшего наращивания объемов производства спрос на этот товар отстает от предложения, цены на него падают и начинается процесс оттока капитала из данного сектора.

Помимо чисто регулирующей функции рынок выполняет еще ряд функций, стимулирующих эффективное развитие народного хозяйства в целом и сельского хозяйства в частности.

 

Таким образом, можно заключить, что, хотя рынок, как обмен продуктами, существует в любой общественно-экономической формации, собственно рыночные отношения возможны только при минимальном участии государства в регулировании процесса производства и обмена продукции. Следовательно, в условиях глобальной плановой экономики (существовавшей в нашей стране в чистом виде с конца 20-х до середины 80-х гг.) рынок, как экономическая категория существовать не может.

 

Уровни, на которых осуществляется управление деятельностью людей можно классифицировать по следующим признакам:

1. по уровню государственного управления

1.1. государство

1.2. экономический регион (в условиях России - субъекты Российской Федерации)

1.3. местное самоуправление (административный район, город и т.п. образование, аккумулирующее доходы местных бюджетов и осуществляющих руководство муниципальным хозяйством).

2. По производственно-отраслевому признаку

2.1. отрасль (министерство, ведомство и т.п.)

2.2. территориальные органы управления отраслью (в тех отраслях, где они имеются)

2.3. объединения предприятий и организаций (комбинаты, концерны, холдинги и т.п.)

2.4. предприятие, организация или учреждение

3. По организационно-правовой форме организации или предприятия

3.1. Хозяйственные общества

3.2. Хозяйственные товарищества

3.3. Дочерние и зависимые общества

3.4. Производственные кооперативы

3.5. Некоммерческие организации

3.6. Унитарные (государственные и муниципальные предприятия)

3.7. Объединения организаций на коммерческой основе (совместная деятельность, договор доверительного управления имуществом и т.п.)

3.8. Индивидуальные предприниматели (включая фермерские хозяйства)

 

4. По функциональным задачам структурных подразделений организации

4.1. Управление организацией (предприятием) в целом

4.2. Управление структурным подразделением организации (предприятия)

4.3. Управление направлением деятельности организации (производственная, торговая, рекламная и т.п.)

4.4. Управление производственным коллективом (цехом, производственной линией, бригадой рабочих и т.п.)

4.5. Управление рабочим местом

5. По виду ресурсов

5.1. Финансовые ресурсы

5.2. Материально-производственные ресурсы

5.3. Трудовые ресурсы

 

Таким образом в условиях рыночной экономики менеджмент (в смысле выполнения управленческих функций в процессе предпринимательской деятельности) не осуществляется в органах государственного управления, органах управления отраслью (федеральных и территориальных), но осуществляется на уровне предприятий и организаций и их объединений и более низких по иерархии производственных коллективов.

Классификация по функциональным задачам и видам ресурсов необходима для определения функций и принципов деятельности структурных подразделений, занимающихся менеджментом и отдельных менеджеров.

 

1.3. Эволюция менеджмента:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.