Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура личности. В структуре личности можно выделить три уровня:




В структуре личности можно выделить три уровня:

биологичес­кий, психологический и социальный.

Первый уровень представлен ге­нетически детерминированными задатками, которые придают каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. наделяют ее неповтори­мыми, уникальными качествами. Второй уровень включает потребнос­ти, характер, темперамент, память, эмоции, субъективное «Я». Субъек­тивное «Я» формируется на основе развития задатков и способностей индивида и выражается в его представлениях о самом себе.

С социологической точки зрения самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются соци­альные свойства индивида, возникающие в процессе его деятельнос­ти и при участии в различных общностях и объединениях—совокуп­ность знаний, навыков, привычек, ценностных ориентации.

В социологии рассматривается набор элементов внутренней струк­туры личности, определяющий готовность к тому или иному поведе­нию: потребности, интересы, цели, мотивы, ценностные ориентации, установки, диспозиции.

Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение. Совокупность сложившихся ценност­ных ориентации обеспечивает устойчивость личности, преемствен­ность определенного типа поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов.

Самосознание личности трансформируется в жизненную по­зицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведе­ния, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Зна­чение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (от лат. dispositio — расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социоло­ги Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию ак­тивно разрабатывал В. А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологи­ческим поведением личности.

Диспозиция (от лат. dispositio—расположение) означает предрас­положенность личности к определенному восприятию условий дея­тельности и к поведению в этих условиях.

Диспозиционный механизм включает взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности. Понятие ус­тановки связывается с состоянием психики индивида, под ней пони­мается предрасположенность к действию как некое состояние психи­ки индивида.

Иерархия диспозиций:

- к низшему уровню диспозиционной структуры личности относятся элементарные установки, формирующиеся в простейших жизненных ситуациях.

- второй уровень диспозиционной структуры личности — социально фиксированные установки со сложной структурой, состоящей из трех основных компонентов: оценочного, рассудочного и собственно поведенческого.

- третий диспозиционный уровень образуют базовые социальные установки, обусловленные интересами личности в различных областях деятельности (в профессиональной сфере, проведение досуга, семейно-бытовые отношения и т.д.);

- высший диспозиционный уровень образуют ценностные ориентации.

Диспозиционная структура характеризует свойства «модальной» личности. «Модальная» личность, обладает общими для данного об­щества чертами. Кроме того, различают базисный тип личности, наи­лучшим образом отвечающий объективным условиям современного этапа развития общества и идеал личности—личность, которую об­щество провозглашает эталоном.

Процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социологии термином «социализация».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.