Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность менеджера




 

В зарубежной практике под термином «менеджер» обычно понимается профессиональный управляющий, обладающий специальным образованием, зачастую в дополнение к экономическому, инженерному или юридическому.

Исходя из развития теории менеджмента в российских условиях под менеджером в отечественной практике подразумевается организатор производства вообще, который может не иметь специальных знаний в области управления, но обладать необходимыми качествами, опытом и навыками для эффективного руководства. Причиной этому является нехватка профессиональных менеджеров, которая обусловлена стремительностью рыночных преобразований и недостаточным уровнем развития образовательной базы для подготовки соответствующих специалистов. Кроме того, с началом рыночных реформ широкое распространение приобрело малое предпринимательство. Количество субъектов малого предпринимательства только в Москве превышает 300 тыс., а по стране их количество доходит до 800 тыс.. Помимо субъектов малого бизнеса в аграрном секторе в последнее время создаются и функционируют крестьянские (фермерские) хозяйства. В силу немногочисленности персонала указанных хозяйствующих субъектов и ограниченности их в ресурсах (прежде всего, финансовых), руководители субъектов малого предпринимательства и главы фермерских хозяйств не могут позволить содержание штатной единицы менеджера или привлечение профессионала для выработки стратегии развития предприятия или отдельных управленческих решений. Поэтому на таких предприятиях и хозяйствах роль менеджера выполняет сам руководитель (глава фермерского хозяйства)

 

Таким образом, в отечественной практике понятие менеджер может означать:

• профессионального управляющего, обладающего специальным образованием;

• организатора конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

• руководителя предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

• руководителя по отношению к подчиненным;

• администратора любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

К любому менеджеру предъявляются требования в соответствии с уровнем и сложностью выполняемых задач.

От него в частности требуется:

• наличие общих знаний в области управления предприятием;

• компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

• владение не только навыками администрирования, но и пред­принимательства, умение владеть ситуацией на рынках, прояв­лять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

• принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;

• умение управлять людьми - обладать определенным уровнем знаний в области психологии и уметь применять их на практике;

 

Кроме того, хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других... и все это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способ­ности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия, связывающие предприятие и работ­ников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

 

На основе исследований политических, социальных, экономических и психоло­гических отношений и изучения влияния этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, можно прийти к полезным обобщениям об изменяющемся содержании работы руководителя.

Американские исследователи М. Вудкок и Д. Фрэнсис сформулировали способности и умения, которые требуются от умелого менеджера в настоящее время и в будущем.

Способности и умения, необходимые менеджеру, ученые обосновывают действием соответствующих факторов, которые, влияют и, очевидно, будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие перспективе:

1.Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.

2. Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности.

3. Имеется широкая возможность выбора. Поэтому от менеджеров требуется четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели.

4. Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие.

5. Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения – зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной чертой управленческих навыков.

6. Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменения ситуации.

7. Традиционные иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление призывает к использованию навы­ков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам.

8. Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.

9. Большие затраты и трудности связаны ныне с использованием наемных работников. Поэтому от каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов.

10. Возрастающие масштабы изменений требуют развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного “устаревания”. Поэтому менеджерам требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.

11. Сложные проблем во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результа­тивными в работе.

 

Исходя из перечисленных факторов и рекомендаций, способность эффективно управлять должна включать в себя следующие личные качества менеджера:

• способность управлять собой;

• целеустремленность;

• стремление к профессиональному росту и способность к самообразованию;

• изобретательность и способность к инновациям;

• влияние на окружающих;

• способность руководить;

• умение обучать и развивать подчиненных;

• способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

• умение четко формулировать цели и задачи;

• способность вырабатывать и обосновывать управленческие решения;

• умение доходчиво и полно доводить задачи до подчиненных;

• способность организовать контроль за выполнением принятых решений и оценить результаты этого контроля;

• гибкость мышления, заключающаяся в способности выработки изменений в выбранную стратегию развития, исходя из действия внешних и внутренних факторов.

Поскольку каждая управленческая задача предъявляет те или иные конкретные требования, неправильно было бы считать, что каж­дый из вышеупомянутых факторов в равной мере относится к любой ситуации. Однако они действительно обеспечивают основу для оценки каждым работником своих возможностей по отношению к требова­ниям их работы. Когда какие-либо из этих навыков и способностей отсутствуют у менеджера, возникает ограничение, не позволяющее рассчитывать на решение любых управленческих проблем, возникающих в процессе производственной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.