Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционное право как юридическая наука и учебная дисциплина

Наука конституционного права изучает конституционно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, которые регулируются или могут или должны регулироваться ими. Изучает наука также практику реализации конституционно-правовых норм и институтов, стремясь постичь закономерности их развития и дать обоснованные рекомендации законодателю и правоприменителю по совершенствованию и применению соответствующих правоположений, а отдельным лицам – рекомендации по их использованию.

С этой целью изучаются также теории и взгляды, разрабатываемые исследователями конституционного права, условия и взгляды, влияющие на их эволюцию, т.е. наука изучает и сама себя.

Методы исследования: сравнительный анализ; формально-логический анализ; исторический подход; социологические исследования; изучение статистики и др.

До недавнего времени в науке конституционного права существовало два направления. Условно их можно назвать радикалистским и либеральным.

Радикалисты делятся на ученых-марксистов (в ленинском понимании), революционных демократов (отстаивающих социальную ориентацию развивающихся стран) и левых радикалов.

Либералы считают, что конституция является выражением социального контакта между различными группами населения.

В зарубежной науке конституционного права существует 3 школы:

1. Юридическая школа (первоначально имела определяющее, а до 20-х гг. XX в. - значительное влияние). Для ее представителей характерно изучение государства, его органов, прав человека с юридических позиций.

2. Политологическая школа (одержала победу в середине 50-х гг. ХХ в.). Ее сторонники призывают изучать не столько нормы конституционного права (иногда их даже игнорируют), сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов.

3. Теологическая школа характеризуется пестротой взглядов. Правое крыло смыкается с радикалистами, но в особой, религиозной интерпретации. Более умеренные представители отстаивают либеральные взгляды, прикрытые религиозной оболочкой. Главным образом, данная школа представлена исследователями мусульманских юристов. Для них характерна пропаганда идей халифата: вселенский суверенитет принадлежит Аллаху; выборы следует заменить консультативным правлением; признается приоритет принципов шариата – неравноправие мужчин и женщин, правовые и моральные обязанности перед Аллахом и общиной «правоверных» важнее прав и свобод человека.

Объем и содержание конституционного права как учебной дисциплины определяется учебными программами, которые разрабатываются кафедрами и утверждаются советами факультетов, а иногда и вузов.

Учебный материал состоит из 2-х частей: общей, в которой концептуально изучаются основные институты конституционного права и особенной, где излагаются политические институты и основы конституционного права отдельных стран.

Конституционное право имеет познавательное значение, позволяет познать закономерности развития данной отрасли права, способствует пониманию специфики его развития, расширяет кругозор и т.д.

План семинарского занятия:

1. Понятие и предмет конституционного права зарубежных стран.

2. Система конституционного права.

3. Конституционно-правовые отношения. Субъекты конституционного права.

4. Источники конституционного права зарубежных стран.

5. Конституционное право зарубежных стран как юридическая наука и учебная дисциплина.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Проанализируйте значение термина «конституционное право». Имеются ли различия в содержании терминов “государственное право” и “конституционное право”?

2. Определите, чем конституционное право отличается по своему предмету и методу от других отраслей права?

3. Проанализируйте, как строится система конституционного права зарубежных стран?

4. Определите специфику институтов конституционного права.

5. Проанализируйте, в чем заключаются отличия норм конституционного права от норм других отраслей права?

6. Проанализируйте характер и особенности конституционно-правовых отношений.

7. Определите, в чем состоит специфика источников конституционного права зарубежных стран?

8. Определите, чем обусловлена и в чем проявляется ведущая роль конституционного права в правовой системе зарубежных стран?

9. Определите, что изучает наука конституционного права зарубежных стран?

10. Проанализируйте, что представляет собой учебная дисциплина «Конституционное право зарубежных стран»?

 

Практические задания:

 

1. Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Изучите текст Конституции США и найдите нормы, которые провозглашаются в этой форме. Определите также запрещающие нормы и нормы дозволения.

2. На основе изучения текста Конституции Франции выявите общие и особенные принципы конституционного права.

3. Определите структурные элементы конституционно-правовых норм:

а) «Когда установления Республики, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено, Президент принимает меры, которые диктуются обстоятельствами...»;

б) «Федеральный канцлер может быть смещен только путем избрания нового Федерального канцлера».

4. На основании изучения Конституции Италии приведите примеры конституционно-правовых отношений, где субъектами выступают общественные образования.

5. Составьте схему: «Источники конституционного права зарубежных стран».

6. Используя конкретные примеры, докажите, что конституционное право занимает центральное место в правовых системах государств.

8. Составьте развернутую схему: «Предмет науки конституционного права зарубежных стран».

9. Какое значение имеет изучение дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» для подготовки юристов?

 

Основные понятия и термины:

 

Предмет конституционного права; методы правового регулирования: обязывания, запрещения, дозволения; система конституционного права; принципы конституционного права; конституционно-правовые институты; нормы конституционного права; конституционно-правовые отношения; субъекты конституционного права; источники конституционного права; конституционный закон; органический закон; судебный прецедент; правовой обычай; доктринальные источники.

Тесты:

 

1. Определите, какой из пунктов относится к классификации норм конституционного права по функциональной направленности:

А) регулятивные;

Б) управомочивающие;

В) обязывающие;

Г) запрещающие;

Д) материальные.

2. Исключите виды нормативных актов, не относящиеся к источникам конституционного права в зарубежных странах:

А) конституции;

Б) локальные нормативные акты;

В) регламенты парламентов;

Г) решения органов конституционного контроля;

Д) конституционные обычаи.

3. Установите правильный ответ: «Общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства это»:

А) институты конституционного права;

Б) отрасли конституционного права;

В) нормы конституционного права;

Г) принципы конституционного права;

Д) субъекты конституционного права.

4. Используя общепринятую классификацию установите пункт в соответствии с которым нормы конституционного права классифицируются по способу воздействия на субъекты права:

А) регулятивные;

Б) охранительные;

В) запрещающие;

Г) временные;

Д) процессуальные.

5. Классифицируя нормы конституционного права по действию во времени определите верный вариант ответа:

А) регулятивные;

Б) управомочивающие;

В) материальные;

Г) процессуальные;

Д) постоянные.

6. Установите, какой из вариантов ответа характеризует нормы конституционного права по действию во времени:

А) регулятивные;

Б) охранительные;

В) управомочивающие;

Г) исключительные;

Д) материальные.

7. Установите пункт, относящийся к классификации норм конституционного права по характеру регулируемых общественных отношений:

А) регулятивные;

Б) охранительные;

В) управомочивающие;

Г) обязывающие;

Д) процессуальные.

8. Установите, какой из предложенных вариантов ответа относится к классификации норм конституционного права по действию во времени:

А) регулятивные;

Б) временные;

В) охранительные;

Г) управомочивающие;

Д) материальные;

9. Определите, какой из предложенных вариантов ответа является правильным: «По способу воздействия на субъекты права нормы конституционного права подразделяются на»:

А) регулятивные;

Б) охранительные;

В) обязывающие;

Г) временные;

Д) процессуальные;

10. Выберите наиболее правильный и полный ответ: «Объект регулирования конституционного права в различных зарубежных странах – это»:

А) отношения граждан и юридических лиц;

Б) основные ораны государства и отношения главы государства, парламента и правительства;

В) борьба с коррупцией в органах государства и коррупцией должностных лиц;

Г) народовластие;

Д) основы экономической, социальной, политической системы, духовной жизни общества и правового положения личности.

11. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов: «В регулировании конституционно-правовых отношений в зарубежных странах наиболее часто употребляется метод»:

А) императивный;

Б) диспозитивный;

В) субординации;

Г) координации;

Д) согласительные процедуры.

12. Исключите виды нормативных актов, не относящиеся к источникам конституционного права в зарубежных странах:

А) конституции;

Б) конституционные законы;

В) регламенты парламентов;

Г) решения органов конституционного контроля;

Д) своды законов.

14. Установите, какой из предложенных вариантов является правильным: «Выраженные в содержании конституционного права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений это:

А) институты конституционного права;

Б) отрасли конституционного права;

В) нормы конституционного права;

Г) принципы конституционного права;

Д) субъекты конституционного права.

15. Определите правильный вариант ответа: «Определенная система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения это»:

А) институты конституционного права;

Б) отрасли конституционного права;

В) нормы конституционного права;

Г) принципы конституционного права;

Д) субъекты конституционного права.

16. Определите, какой из пунктов относится к классификации норм конституционного права по функциональной направленности:

А) охранительные;

Б) управомочивающие;

В) обязывающие;

Г) запрещающие;

Д) материальные.

17. Определите, какой из пунктов относится к классификации норм конституционного права по способу воздействия на субъекты права:

А) регулятивные;

Б) охранительные;

В) управомочивающие;

Г) материальные;

Д) постоянные.

18. Определите правильный вариант ответа, согласно которому нормы конституционного права классифицируются по характеру регулируемых общественных отношений:

А) регулятивные;

Б) охранительные;

В) управомочивающие;

Г) обязывающие;

Д) материальные.

Список литературы:

 

Основная литература:

1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальности "Юриспруденция" / А.С. Автономов. - М.: Проспект, 2007. - 547 с.

2. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие для студентов юрид. вузов / Г.Н. Андреева; Междунар. акад. предпринимательства. - М.: Элит, 2007. - 256 с.

3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть: учебник для вузов для студентов по специальности "Юриспруденция" / [И.А. Андреева, А.Ш. Будагова, С.Ю. Кашкин и др.]; рук. авт. коллектива и отв. ред. Б.А. Страшун. - 4-е изд. - М.: НОРМА, 2007. - 895 с.

4. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д.А. Ковачев; [Л.Л. Алексеева, Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, ред. Д.А. Ковачев и др.]; Ин-т законодавства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. - М.: WoltersKluwer, 2005. - IX, 310 с.

5. Конституционное право зарубежных стран: (Курс лекций) / Авт.-сост. Якушев А.В. - М.: Приор, 2001. - 333 с.

6. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. для студентов вузов, обучающ. по спец. "Юриспруденция" / Баглай М.В. и др.; Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД РФ. - М.: НОРМА: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - 632 с.

7. Конституційне (державне) право зарубіжних країн [Текст]: навч. посіб. / В.М. Бечастний та ін.; за ред. В.М. Бечастного. - 2-ге вид. - Київ: Знання, 2008. - 467 с.

8. Конституційне право зарубіжних країн: навч. посіб. / [М. С. Горшеньова, О.В. Журавка, К.О. Закоморна та ін.]; за заг. ред. В.О. Ріяки. - 2-ге вид. - К.: Юрінком Інтер, 2007. - 544 с.

9. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / А.А. Мишин. - 10-е изд. - М.: Юстицинформ, 2003. - 506 с.

10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / В.Е. Чиркин; Институт государства и права РАН; Академический правов. ун-т (ин-т). - 5-е изд. - М.: Юристъ, 2007. - 606 с.

11. Шаповал В.М. Конституційне право зарубіжних країн. Академічний курс [Текст]: підручник / В.М. Шаповал. - К.: Юрінком Інтер, 2008. - 476 с.

Дополнительная литература:

1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности = Les grands systemes de droit contemporains /Пер. с фр. В. А. Туманова. — М.: Международные отношения, 1997. — 400 с.

2. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003. - 448 с.

3. Загайнова С. К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения. — М.: НОРМА, 2002. - 176 с.

4. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М.: Юристъ, 2001 - 444 с.

5. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. - М., Юристъ, 2001. – 256 с.

6. Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 658 с.

7. Белкин А.А. Избранные работы 90-х годов по конституционному праву. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. – 321 с.

8. Богданова Н.А. Система науки конституционного права.- М.: Юристъ, 2001. – 256 с.

9. Бойцова В.В. Грамматика свободы: Конституционное право России и зарубежных стран (англосаксонская, континентальная и иные правовые системы): Учебные и научно-информационные материалы / В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова. - М.: Издательская группа "Юрист", 2001. – 736 с.

10. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права.- М.: Юристъ, 2001.- 444 с.

11. Ющик О.І. Галузі та інститути правової системи (міфи і реальність): Критичний нарис. - К.: Оріяни, 2002. - 110 с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Источники конституционного права | Политические партии: понятие, сущность, функции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.