Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Театральное искусство

Наука

Просвещение

В конце XIX-начале XX в. уровень грамотности вырос с 1897 г. (21 %) по 1917 г. (31 %) в 1,5 раза. Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Возникла сеть высших начальных училищ, дававших возможность поступить в среднюю школу. Развивалась система профессиональных - горных, речных, железнодорожных, фабричных и коммерческих училищ.

Развитие педагогического образования. К 1914 г. в России существовало 47 учительских институтов и свыше 170 учительских семинарий (училищ). В 1905 г. была восстановлена автономия ВУЗов, выборность ректоров и деканов и т.д. Развивалось книжное дело. Крупнейшие издательские фирмы, такие как товарищество М. Вольфа, издательство И.Д. Сытина и другие выпускали народные книжные серии.

Наука. Значительных успехов добились основатель аэродинамики Н.Е. Жуковский; математик С.А. Чаплыгин; сделавший важнейшие открытия в области физики П.Н. Лебедев; геохимик и биохимик, заложивший основы современной экологии В.И. Вернадский; физиолог, нобелевский лауреат (1904 г.) И.П. Павлов; иммунолог, также получивший нобелевскую премию (1908 г.) И.И. Мечников; отец космонавтики К.Э. Циолковский и др.

Расцвет религиозно-философского направления. В сборниках Проблемы идеализма (1902 г.), Вехи (1909 г.), трудах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского сочеталось развитие идей В.С. Соловьева и В.В. Розанова о новом религиозном сознании.

Историческая наука развивалась в трудах В.И. Ключевского, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова, Н.П. Павлова-Сильванского, А.С. Лаппо-Данилевского, Н.А. Рожкова, М.Н. Покровского. Совершенствовались методы исторического исследования, поднимались новые темы, самостоятельной отраслью истории стала историография.

Литература. Стилевые направления.

Реализм. В конце XIX- начале XX в. сохраняется критический реализм- А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин. Широкую известность получили Максим Горький (А.М. Пешков), Мамин-Сибиряк и др.

Модернизм. Тезис о самоценности искусства, соединившись с идеями русских мыслителей В.С. Соловьева и Д. Мережковского о религиозном смысле творчества, дал начало собственно русскому символизму. Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил В.Я. Брюсов. Брюсов вместе с другими символистами (К.Д. Бальмонт, А. Белый (Б.Н. Бугаев), А.А. Блок),

Такое мифопоэтическое восприятие обусловило взлет поэзии, что дало возможность Н.А. Бердяеву определить начало XX в. как серебряный век русской поэзии, наступивший после длительного господства социальной прозы.

- Другое модернистское направление - акмеизм явился реакцией на символизм. Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М. Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию, вернулись из мира символов к земному человеку, но не к его социальным проблемам, а к миру человеческих чувств.

Авангардизм. В 1910-е гг. из идеи самоценности художественного творчества выросла мысль о его самодостаточности. Апологетика субъективизма, отрицание традиционной культуры, активизм выразились в деятельности сторонников искусства будущего - футуристов. В. Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский в 1912 г. выступили с манифестом Пощечина общественному вкусу, где призывали на основе абсолютной свободы творить не искусство, творить реальность.

В российской живописи и графике раньше, чем в литературе выявились новые тенденции.

Реализм. С одной стороны на рубеже веков сохранялись традиции академической школы, прежде всего в полотнах И.Е. Репина. Продолжало действовать Товарищество передвижных выставок (А.М. и М.М. Васнецовы, И.И. Левитан, А.Е. Архипов, К.Ф. Юон и др.).

Модернизм. С другой стороны, уже в 1880-е гг. в отечественной живописи возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Так, А.П. Рябушкин М.В. Нестеров, КА. Коровин, основатель русского или декоративного импрессионизма, и В.А. Серов, проделавший путь от академизма к модерну. В полотнах художника-символиста М.А. Врубеля акцент уже делался на фантастический вымысел и недосказанность.

В конце 1890-х гг. модерн в российском изобразительном искусстве открыто декларировал свои принципы. В 1898 г. было создано общество художников Мир искусства, выпускавшее одноименный журнал. Его участники А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, К. Сомов, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, к которым примыкали Серов и Коровин, провозгласили автономию искусства, главенство для творчества проблемы красоты. Формально не считая себя символистами, они стояли на позициях преображения действительности при помощи живописных и графических символов и метафор.

Своеобразным было творчество художников - последователей В.Э. Борисова-Мусатова, создавших общество Голубая Роза (П.В. Кузнецов, К.С. Петров-Водкин) и работавших над символистской теорией живописи.

Авангардизм. Появление в 1910 г. общества Бубновый валет (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк), а затем - Ослиный хвост (М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, Д. Бурлюк) знаменовало собой переход лидерства обновления к российскому авангарду, который искусствоведы назвали русским взрывом. Ларионов и Гончарова развивали русский кубизм - кубофутуризм.

Одновременно развивался экспрессионизм, последователи которого также совершили скачок в беспредметность. Теоретик абстрактного искусства В.В. Кандинский; основатель супрематизма К. Малевич; создатель аналитической живописи П.Н. Филонов; бытовой символист М.З. Шагал, каждый по своему утверждали господство творчества над формами, создавая в своих работах новые миры.

В архитектуре, где, в отличие от литературы и живописи, во второй половине XIX в. отсутствовал единый стиль, в 90 гг. XIX в. оформился в качестве ведущего новый стиль модерн. Отцом русского модерна стал Ф.О. Шехтель. В том же стиле строили Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькотт. Развивался и неоклассицизм, как в сочетании с модерном (Р.Р. Клейн, Ф.И. Лидваль), так и в чистом виде (И.А. Фомин, И.В. Жолтовский).

В развитии скульптуры неоклассический стиль в работах Р.Р. Баха, С.М. Волнухина сочетался с модернизмом в скульптурах импрессионистов П.П. Трубецкого (памятник Алесандру III в Петербурге), А.С. Голубкиной, Н.А. Андреева (памятник Н.В. Гоголю в Москве). В многогранном творчестве художника-универсалиста С.Т. Коненкова античная пластика соединялась с модерном и фольклорными мотивами.

В музыке проявились те же тенденции. Развивали традиции Чайковского и Могучей кучки Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Совершенствовал классические музыкальные принципы композитор-новатор и блестящий пианист С.В. Рахманинов. Одновременно искали новые формы И.Ф. Стравинский, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, в творчестве которых ощутимы явления музыкального символизма, импрессионизма и экспрессионизма.

Драматический театр. В 1898 г. К.С. Станиславский, создатель новой системы актерской работы, и В.И. Немирович-Данченко основали с помощью С.Т. Морозова Московский Художественный театр, ставший центром новаторских экспериментов. В 1904 г. В.Ф. Комиссаржевская создала Драматический театр в Петербурге, где также ставились пьесы Чехова, Горького, Ибсена. В развитие нового русского театра свой вклад сделали режиссеры В. Мейерхольд и В. Вахтангов.

Развитие оперного искусства проявлялась не только в новых постановках Большого и Мариинского, но и в создании провинциальных и частных оперных театров. Большую известность получили оперы, созданные предпринимателями С.И. Мамонтовым (1885) и С.И. Зиминым (1904).Отечественная вокальная школа достигла расцвета в исполнительском искусстве Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В. Неждановой.

Балет. Наряду с развитием классического балета в творчестве хореографа М. Петипа. Модерновые постановки М. Фокина и балеты Стравинского оформляли художники-мирискусники Бенуа, Бакст, Коровин. В академических и новаторских спектаклях танцевали А. Павлова, В. Нижинский и целая плеяда танцоров, приобретших мировую известность.

Кинематограф появился в Росси сразу же после его изобретения и стал быстро развиваться, став самой массовой формой искусства. К 1914 г. было построено св. 4 тыс. электротеатров и иллюзионов. Российское кино, где ставил картины Я. Протазанов, играли актеры И. Мозжухин, В. Холодная, А. Коонен, приобрело мировое признание.

Культура 20-30 – х годов XIX века

С середины 20-х годов особое значение приобрела идеологизация всех направлений культурного развития. Усилился авторитарно-бюрократический стиль руководства наукой, литературой, искусством. Были созданы органы отраслевого управления культурой - Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933), Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936), Всесоюзный комитет по делам искусства (1936) и др.

В 1928 г. был объявлен всесоюзный культпоход за грамотностью (численность культармии составляла около 1млн. человек). Учителя-добровольцы бесплатно обучили грамоте более 34 млн. человек. С 1930 г. в стране вводилось всеобщее обязательное начальное образование В 1939 г. была поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию (десятилетке).С 1938 г. во всех национальных школах было введено обязательное изучение русского языка, а с 1940 г. - преподавание иностранных языков в средних школах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культура первой половины XX века | Конспект лекцій. В 1927 г. для этого была создана Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.