Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. История человеческого общества насыщена разнообразными конфликтами

 

 

История человеческого общества насыщена разнообразными конфликтами. Одни из них охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные группы, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытались найти пути решения конфликтных ситуаций, вырабатывали способы поведения в конфликте, управления конфликтом, мечтая, таким образом, о бесконфликтном обществе. На протяжении веков различные науки: философия, социология, педагогика и другие, создавали теоретические и практические модели бесконфликтного существования общества и человека в обществе.

Первые попытки рационального осмысления природы социального конфликта принадлежат древнегреческим философам. Известный античный философ-диалектик Гераклит (ок. 530 – 470 до н.э.) стремился связать рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания.

Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия стремилась доказать преимущества мира, согласия и братства между людьми.

Сложные и противоречивые оценки социальных конфликтов дала эпоха Возрождения – период интенсивного культурного и идейного развития стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековья к Новому времени.

На рубеже 19-20 вв. влияние на разработку проблематики конфликта стала оказывать социология и психология. Такие методы научного исследования, как статистические выборки, анкетные и тестовые опросы, создание теоретических моделей изучаемых процессов, стали необходимым средством познания многих общественных явлений, в том числе и конфликтных.

Основные идеи, высказанные в теориях общественного развития этого периода и сохраняющие свою актуальность для современных концепций конфликта следующие:

Во-первых, это твёрдое убеждение в том, что конфликт является нормальным социальным явлением. Природе самого человека и общества присущи факторы, которые неизбежно порождают разнообразные конфликтные ситуации.

Во-вторых, конфликты выполняют ряд позитивных функций в процессе общественного развития. Они обеспечивают общее прогрессивное движение общественной жизни, способствуют утверждению норм и социальных ценностей.

В-третьих, отстаивается тезис, что противоположность между правящим меньшинством и управляемым большинством является неизбежным и вечным явлением, вызывающим всевозможные трения, коллизии, конфликты.

Итак, конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил, причинами которых могут быть самые разные проблемы жизни.

Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия, участниками которого выступают как отдельные индивиды, так большие и малые социальные группы и организации.

Сегодня конфликты - повседневная реальность, которую человек хотел бы устранить, уставая от социальных, экономических и других проблем. Для их эффективного решения каждому человеку необходимо усвоить определённый минимум теоретических и практических знаний, умений, навыков поведения в конфликтных ситуациях. В качестве первого шага в этом направлении необходимо по-иному посмотреть с психологической точки зрения на содержательное наполнение конфликтной ситуации, что и предусмотрено в данной программе курса.

В процессе изучения курса нами будет сделан акцент на решении нескольких основных вопросов:

1. Как предупредить конфликт? Речь не идет о том, как вообще избежать, например забастовки, но избежать дикой забастовки чаще всего можно.

2. Как действовать, если конфликт уже возник? Во-первых, руководителю никогда не следует терять голову, исходя из управленческой истины: «Руководитель не обижается, а думает». Во-вторых, нужна помощь посредников.

3. Что делать после конфликта? Для этого нужно познать «технологию» протекания конфликта, без которой не построишь алгоритма рациональных действий по его разрешению.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №1. Предмет конфликтологии. История развития конфликтологии | Методы конфликтологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.