Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 4. Механизмы возникновения конфликта

Тема 2. Общая теория конфликта

План занятия:

1. Объективные факторы возникновения конфликтов.

2. Типология причин и факторов конфликтов.

3. Роль личностных факторов в возникновении конфликтов.

4. Классификация конфликтов по основным признакам.

5. Функции конфликтов.

Объективные факторы возникновения конфликтов

На разных уровнях общественной жизни и в различных ее сферах объективные факторы, вызывающие конфликт, весьма многочислен­ны и разнокачественны. Ими могут быть материальные блага, ресур­сы, власть, должность, статус, общественные духовные ценности и т.д. То, что их объединяет,— это независимость от личностных качеств людей, их сознания и воли, ценностей и пристрастий.

 

Причины конфликтовэто явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

§ разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

§ неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни – управляют, другие – подчиняются);

§ разлад между ожиданиями и поступками людей;

§ недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

§ недостаток и некачественность информации;

§ несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

Все причины конфликтов условно можно разделить на две группыобщие и частные.

1. Общие причины проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним относятся следующие:

1.1. Социально-политические и экономические – т.е. связанные с глобальными противоречиями в политике и экономике (противоречия между бедными и богатыми, между консерваторами и радикалами);

1.2. Социально-демографические причины связаны с различиями в установках и мотивах людей разного возраста, пола, этнических групп (противоречия между отцами и детьми, между мужчинами и женщинами, между коренным и некоренным населением);

1.3. Социально-психологические причины, т.е. такие, которые отражают противоречивый характер взаимоотношений людей в группе (противоречия между лидером и окружением, между изгоем и группой);

1.4. Индивидуально-психологические причины отражают несходство ндивидуальных психологических характеристик личности (противоречия между способными и неспособными людьми, между темпераментными и заторможенными личностями).

2. Частные причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Они могут иметь производственный и личный характер:

2.1. Производственные причины связаны с профессиональной деятельностью людей. Наиболее распространенными среди них являются:

– распределение ресурсов, когда их размер ограничен, а необходимость разделения ведет к обидам и недовольству;

– взаимозависимость задач, когда деятельность одного работника или руководителя зависит от деятельности другого работника или группы;

– противоположность функционирования, выражающаяся в формулировке противоречивых задач у различных подразделений на производстве;

– нечеткость функциональных обязанностей сотрудников приводит к ситуации, когда одному подчиненному дают противоречивые указания несколько начальников;

– порочные круги управления выражаются в том, что функции, власть и ответственность в организации вообще не распределены;

– различия в целях, взглядах и представлениях обычно проявляются по мере роста организации, проявления в ее составе специализированных подразделений;

– различия в способах достижения целей могут привести к конфликтам, если руководители подразделений не выработают соглашения о приемлемых и неприемлемых методах работы (элемент корпоративной этики);

– неудовлетворительные коммуникации сводятся к искажению информации, а в отдельных случаях и использованию ложной информации (дезинформации).

2.2. Личные причины обычно связаны с состоянием здоровья, жилищно-бытовыми условиями, семейными отношениями и бытовыми проблемами конкретного человека, как участника конфликта.

2.3. Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий

сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения.

Нехватка средств к существованию является центральным звеном всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые лежат в основе любого конфликта.

Прослеживается некоторая закономерность в возникновении конфликтов:

чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в нем возникают конфликты.

Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь:

в обществе бедном, но с тоталитарным режимом конфликты – явление весьма редкое.

Современную конфликтологию интересуют объективные факторы возникновения конфликта: их влияние на возникновение конфликта, роль и значение как основы развития противоречий, порождающих конфликт.

Только в организации объективных факторов конф­ликта имеется достаточно большое количество:

1. Ограниченность ресурсов, подлежащих распределению. Это мо­гут быть самые разнообразные ресурсы: материально-технические, финансовые, социально-экономические и др. Их ограниченность может вызывать противоречие интересов между индивидами и со­циальными группами, ибо выделение их какому-либо индивиду или производственному объединению означает, что другие получат мень­шуюих долю. При этом не важно, о чем идет речь – премиях, компьютерах, новом оборудовании и т.д.

2. Взаимозависимость ответственности и заданий. Если какой-либо элемент системы (работник, подразде­ление) допускает сбои в работе, то в этом случае нарушается нормальное функционирование всей си­стемы. А это уже чревато конфликтом на разных уровнях.

3. Несогласованность целей различных групп работников. Причина конфликта кроется в том, что различные функциональные группы в организации могут уделять достижению своих целей больше внимания, нежели организации в целом. При этом конфликт может возникнуть как между группой и организацией, так и между груп­пами внутри организации. Например, между отделом сбыта и про­изводственным отделом.

4. Слабая разработанность этических нормативов и отсутствие комиссий по этике является также важным факто­ром возникновения конфликтов. В данном случае проблема заключается в том, что отсутствие интереса различных служб организации к профессиональной этике очень часто приводит не только к внутри групповому, но и внутриличностному конфликту. На Западе организации обычно доводят этические нормативы до своих работ­ников в виде печатных материалов. Другие нанима­ют специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Его роль сводится к выработке суждений по этическим вопросам, в том числе и по этике поведения в неопределенных или конфликт­ных ситуациях. В России, к сожалению, этике делового общения вообще и этическим проблемам поведения в конфликте и их пре­дупреждению не придается пока должного внимания.

Таковы лишь некоторые объективные факторы возникновения конфликтов в организации. В других типах конфликтов на первый план выдвинутся иные объективные факторы, вызывающие конф­ликтное поведение.

Так, среди главных объективных факторов межэтнических кон­фликтов, преобладающих в современном мире, можно назвать:

1) отказ этническим группам в удовлетворении их нужд, обус­ловленных их самобытностью, и игнорированиеправ национальных меньшинств;

2) наличие политических сил, способных в своих интересах раз­вязать межэтнический конфликт.

Свои объективные факторы, вызывающие конфликтное поведе­ние, будут иметь и внутриполитические конфликты. К ним можно отнести, например такие: 1) наличие политического кризиса в стране; 2)противоположность политических интересов и целей; 4) наличие сильной политической оппозиции.

Личностные факторы возникновения конфликтов связаны с наличием в любом конфликте личностных элементов.

К ним относятся:

- основные психологические доминанты поведения личности – конфликты, обусловленные ее ценностными ориентациями, целями, мотивами, интересами и потребностями. Здесь все зависит от того, какой смысл и значение придает личность тому или иному объекту. Одни гибнут за металл, другие — за идею.

- черты характера и типы личностей:немаловажной причиной конфликта может быть несовпадение характеров индивидов. Не только семейные конфликты и раз­воды часто возникают потому, что люди «не сошлись характерами». Эта весьма распространенная причина в самых различных сферах человеческой деятельности. Особенно следует ее учитывать в груп­пах, находящихся в длительном, локальном и постоянном общении. Не случайно люди, которым предстоит работать в таких условиях, проходят испытание на психологическую совместимость. На самом деле, если, например, холерика и меланхолика, которым присуща эмоциональная нестабильность, отправить на длительное время в космос на одном космическом корабле, то конфликта им не избе­жать. И чем более длительное время они будут ему сопротивляться, тем напряженнее и драматичнее конфликт будет протекать, когда разразится.

Особо важную роль в возникновении конфликта имеют акцен­туации характера, то есть чрезмерная выраженность его отдельных черт у акцентуированных личностей. Эти люди испытывают особую трудность в общении, ибо имеют «нетипичные» черты характера, некоторые из них носят конфликтную направленность. Например, «застревающему» типу акцентуации свойственны такие черты, как чрезмерная стойкость отрицательных аффектов, повышенная подо­зрительность, болезненная обидчивость, не­приятие мнения других и как следствие - высокая конфликтность.

Различия в таких типах личностей, как «художник» и «мысли­тель» также могут оказывать влияние на возникновение конфликта из-за их различного восприятия действительности и оценки явле­ний. «Художник» - общителен, у него преобладают образное мышление и эмоциональное отношение к реальности. «Мыслитель» же будет считать, что эмоции в разговоре или переговорах только мешают делу. При обсуждении какой-либо проблемы «мыслитель» будет требовать доказательств, аргументов и фактов, тогда как для «художника» может быть будет достаточно яркой, образной, эмоциональной речи.

- установки личности образуют идеальные типы индивидуальности. Причи­ной конфликта в этом случае может быть противоречие между раз­личными идеальными типами индивидуальности. Так, например, взаимодействие теоретического человека с эко­номическим уже с самого начала таит в себе опасность конфликта в силу их противоположных внутренних жизненных устремлений. Теоретик знает лишь одну страсть-страсть к проблеме, к поиску истины. Его переживания оторваны от реальной жизни. Экономический человек во всех своих жизненных связях на первое место ставит выгоду, полезность. Этот тип прямо противо­положен теоретическому человеку, ибо это практический человек. Понятно, что при их взаимодействии при выполнении какой-либо совместной работы им будет трудно найти «общий язык».

- неадекватные оценки и восприятия: примером такого конфликта может служить ситуация, когда подчиненные полагают, что имеют право на выражение своих взглядов и мнений по тому или иному вопросу, а между тем руководитель считает, что они должны беспре­кословно выполнять его распоряжения.

- манеры поведения: различия в манерах поведения также могут стать причиной конфликта, ибо уменьшают степень взаимопонимания между людьми и затрудня­ют их сотрудничество. Например, много неприятностей в общении можно ожидать от такого типа трудных людей, как «молчун» («тихоня»). Эти люди представляют потенциальную опасность с точки зрения возникновения конфликта, ибо причины их скрытности посторонним не известны. С ними легко потерять терпение, так как от них трудно добиться ответа, в чем истинная причина их скрытности.

Как вести себя с трудными людьми различных типов?

Вот какие рекомендации дает по этому пово­ду конфликтолог Дж. Г. Скотт.Ключевой момент состоит в том, чтобы сохранять гибкость, применять к конкретно­му человеку соответствующий подход, учитывая его скрытые нуж­ды и интересы, а также ваши собственные приоритеты в сложив­шейся ситуации.

1. Тип «паровой каток». Если предмет конфликта не особенно важен для вас, то лучше уклониться от него или приспособиться. Уйдите с дороги или уступите этому человеку в малом, чтобы успо­коить его. Если же вы избрали иной подход, то лучше начать с того, чтобы ему «выпустить пар».

2. Тип «скрытый агрессор» («снайпер»). Человек, относящийся к этому типу

трудных людей, старается причинять людям неприятности. Причиной конфликта может быть не только неадекватная оцен­ка индивида со стороны других людей, но и неадекватная само­оценка, являющаяся важным регулятором поведения личности. По­этому как завышенная, так и заниженная самооценка, связанная с неправильным представлением о своих возможностях и месте в группе, будет вызывать постоянные трения, недоразумения и отрицатель­ную реакцию других людей.

3. Тип «разгневанный ребенок» («взрывной человек»). Обычно чело­век, который ведет себя подобнымобразом, испуган и беспомощен, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под контроль. Основной принцип, которому необходимо следовать для того, чтобы избежать эскалации конфликта (если вы решили не укло­няться от него совсем), дать человеку накричаться, дать выход его эмоциям. Необ­ходимо также дать ему понять, что он контролирует ситуацию, и тем самым успокоить его.

4. Тип «жалобщик». Он часто охвачен некоторой идеей и обвиня­ет других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах. Сначала выслушайте жалобщика. Не важно, прав он или нет. Он страстно желает быть услышанным. Это одна из причин того, что он постоянно недоволен; он считает, что никто не хочет его слушать или относиться к его словам серьезно. Его жалобы обычно возника­ют на почве разочарования и сознания собственного бессилия. Выс­лушивая его, вы возвращаете ему ощущение собственной значимос­ти. Необходимо искать способ прекращения или перевода разговора на иную тему.

5. Тип «молчун» («тихоня»). Ключ к разрешению конфликта, если только вы не хотите уклониться от него, - преодоление замкнутос­ти человека. Для того чтобы вскрыть суть проблемы, вам следует задать не­сколько вопросов в такой форме, которая не позволит выразить ответы только словами «да» или «нет» либо просто кивком головы. Если вы не хотите получить односложные ответы, то задавайте следу­ющие вопросы:«Что вы думаете по этому поводу?» или «Что послу­жило причиной вашей замкнутости?» Если вы видите, что человек внезапно замолчал и все больше сопротив­ляется вашим попыткам продолжить беседу, не настаивайте на этом. Поблагодарите его и, если это необходимо, попытайтесь догово­риться о новой встрече.

6. Тип «сверхпокладистый». Такие люди могут казаться приятны­ми во всех отношениях, но время от времени они создают проблемы: вдруг соглашаются сделать что-то для вас, но в последнюю минуту находят причину для отказа. Если вы считаете необходимым продол­жать общение с таким человеком, то ключ к решению проблемы состоит в том, чтобы показать ему, что вы хотите правдивости с его стороны. Сделайте акцент на том, что вас беспоко­ит не то, согласится он с вами или нет, а его непоследовательность.

Таковы правила поведения с некоторыми типами конфликтных личностей. При всем различии этих подходов к трудным в общении людям, все они построены на следующих основных принципах:

1) когда вы сталкиваетесь с трудными в общении человеком, следует использовать такой подход, который соответствовал бы конкретному характеру поведения;

2) осознайте, что человек труден в общении, и определите, к какому типу людей он относится;

3) не попадите под влияние этого человека: сохраняйте спокойствие и нейтралитет;

4) если вы не хотите уклониться от общения с таким человеком, по­старайтесь поговорить с ним и выявить причины его «трудности»;

5)используйте совместный подход к разрешению конфликтов, кото­рый начинает вырисовываться после отнесения поведения трудного человека к определенному типу.

Этические ценности. Различия в этических ценностях людей также могут стать причиной конфликта. Это проис­ходит, когда нравственные нормы поведения одних вступают в противоречие с нормами других. Наиболее актуально эта проблема проявляется сегодня в сфе­ре бизнеса и деловых отношениях. Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руково­дителей предприятий является нарушение закона.

Расхождение вышеперечисленных факторов в реальном поведении и общении человека может стать причиной конфликта и, таким образом, про­тивоборство между людьми может возникнуть безотносительно к объективным факторам.

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.

Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта можно выразить в виде следующей схемы:


 

При этом важно отметить, что особое место среди факторов, обеспечивающих данное соотношение, занимает инцидент, или повод.

Конфликты представляют собой сложное социально-психологическое явление. Поэтому их можно классифицировать по различным признакам. Приведем схему классификации конфликтов по 11 основным признакам

По признаку сферы проявления конфликты могут быть:

– экономическими;

– идеологическими;

– политическими;

– социально-бытовыми;

– семейно-бытовыми;

По признаку степени длительности и напряженности конфликты могут быть:

– бурными быстро текущими;

– острыми длительными;

– слабовыраженными вялотекущими;

– слабовыраженными быстротекущими.

По признаку субъектов конфликтного взаимодействия различают следующие виды конфликтов:

– внутриличностные;

– межличностные;

– конфликты типа «личность – группа»;

– межгрупповые.

По признаку социальных последствий все конфликты разделяются на две подгруппы:

– конструктивные (функциональные, т.е. способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений);

– деструктивные (дисфункциональные, т.е. препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений).

По признаку предмета конфликты разделяются на:

– реалистические (предметные, т.е. вызванные неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ или направленные на достижение конкретного результата);

– нереалистичные (беспредметные, т.е. имеющие своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения результата, а самоцелью).

По признаку источника возникновения различают конфликты двух видов:

– объективно обусловленные (т.е. возникающие в сложной противоречивой ситуации взаимодействия людей);

– субъективно обусловленные (т.е. связанные с личностными особенностями конфликтующих сторон или с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения их стремлений, желаний, интересов).

По признаку сталкивающихся ценностей или интересов конфликты могут быть типа:

– «плюс – плюс» (выбор из двух благоприятных альтернатив);

– «минус – минус» (выбор из двух нежелательных альтернатив);

– «плюс – минус» (столкновение благоприятного и нежелательного выборов).

По признаку возникновения все конфликты можно разделить на:

– стихийные;

– запланированные, которые объединяют спровоцированные и инициативные.

По признаку эмоциональности конфликты могут быть:

– высокоэмоциональные;

– умеренно эмоциональные;

– безэмоциональные.

По признаку управления конфликты разделяются на:

– управляемые;

– слабо управляемые;

– неуправляемые (стихийные).

По признаку затухания конфликты бывают:

– спонтанно прекращающиеся;

– прекращающиеся под влиянием средств противоборствующих сторон;

– прекращающиеся при вмешательстве внешних сил.

Таким образом, классификация конфликтов позволяет ориентироваться в их

специфических проявлениях, а, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конфликты и трансактный анализ | Функции социальных конфликтов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.