КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая историческая характеристика рассматриваемого периода
ЛЕКЦИЯ № 7. Развитие медицины в России в первой половине XIX в Водолечебницы. Производство медицинского оборудования в XVIII в В. М. Рихтер Вильгельм Михайлович Рихтер окончил Московский университет, после чего был направлен в Германию (Берлин, Геттинген) для продолжения обучения акушерскому искусству. После возвращения из Германии и получения степени доктора медицины Рихтер был назначен профессором повивального искусства в Московский университет. В 1806 г. под руководством Вильгельма Михайловича был открыт повивальный институт и родильный госпиталь (при Московском университете). Также был организован повивальный институт при императорском воспитательном доме. Рихтер написал несколько учебных пособий по акушерству. Этими пособиями пользовались студенты госпитальных школ и университета. Родоначальником лечения минеральными водами также стал Петр I. По его распоряжению в Липецке, Старой Руссе, Олонецком крае были открыты водолечебницы, которые действуют до сих пор. В этих лечебницах могли получать процедуры как военнослужащие, так и гражданское население. Медицинский инструментарий производился в специальных мастерских, их еще называли инструментальной избой. Начнем рассмотрение исторического периода с сословий, имевшихся в России в начале XIX в. Сословие – это замкнутая группа людей с определенными правами и обязанностями, которые передаются по наследству. Так, были привилегированные и податные сословия. Привилегированные: дворянство и духовенство. Податные – купцы (I, II и III гильдии), казачество (около 1,5 млн чел.), мещане, крестьяне. В 1801 г. в ночь с 11 на 12 марта был убит император Павел I в результате заговора. Для широкой общественности причиной смерти императора стал апоплексический удар. На престол взошел Александр Павлович, или Александр I. С восхождением на престол Александра I ожидались многочисленные изменения. Его наставником в детстве был Ф. С. Лагарп – видный политический деятель из Швейцарии, который был по своим убеждениям либералом, противником рабства. Эти мысли он внушал своему воспитаннику. Кроме того, в юношеские годы Александр увлекался идеями таких просветителей, как Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Руссо. Таким образом, мысли о равенстве и свободе соседствовали у Александра с самодержавным правлением, и это отразилось на его реформах, все они носили, так сказать, половинчатый характер.
Итак, 1801 г. – Негласный комитет. В этот комитет входили Н. Н. Новосильцев, П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский, В. П. Кочубей. Негласный комитет обсуждал вопросы распространения просвещения, различного рода государственные преобразования, а также проблемы крепостничества. В 1802 г. коллегии, которые были созданы еще при Петре I, заменились министерствами. Во главе министерства стоял министр, который подчинялся непосредственно царю. В 1803 г. был издано новое положение, в котором говорилось об устройстве учебных заведений. Теперь было следующее разделение между школами: 1) приходские школы; 2) уездные училища; 3) гимназии; 4) университет. Кроме этого, были открыты новые университеты: Петербургский, Виленский, Дерптский, Харьковский. А уже в уставе от 1804 г. университеты получили право выбирать самостоятельно профессоров и ректора, а также решать свои университетские проблемы самостоятельно. В 1803 г. также был издан «Указ о вольных хлебопашцах». Суть его заключалась в том, что помещики теперь могли отпускать крестьян с землей за определенный выкуп. Необходимо упомянуть об изданном в 1804 г. новом «Цензурном уставе», который также носил либеральный характер.
Июнь 1812 г. – начало Отечественной войны. Противником России была Франция во главе с Наполеоном. Нельзя не упомянуть об известном сражении при Бородино – Бородинском сражении. Русские одержали здесь политическую и моральную победу. Вот что Наполеон сказал об этом сражении: «Французы показали себя в нем (Бородинском сражении) достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Русская армия одержала победу в этой войне, и войско Наполеона было разгромлено. Надо упомянуть о заграничных походах русских 1813–1815 гг. Задачи: 1) вернуть на троны Европы дореволюционных монархов; 2) освободить Европу от Наполеона; 3) восстановить в Европе феодально-абсолютистские режимы; 4) обеспечить России европейскую гегемонию. Истоки декабризма: 1) война 1812 г.; 2) заграничные походы 1813–1815 гг.; 3) передовая литература; 4) противоречия российской действительности, т. е. противоречия между интересами национального развития и феодально-крепостническими порядками. Так, складываются четыре дворянских объединения, получившие названия «преддекабристские»: 1) «Орден русских рыцарей»; 2) «Священная артель»; 3) «Союз спасения»; 4) «Союз благоденствия». «Союз спасения» возник в 1816 г. Его основателями были Никита Муравьев, Иван Якушкин, Сергей Трубецкой. Главной целью было введение конституции и гражданских свобод. Тактика выступления: заговор с целью убийства царствующего монарха и замена его на престоле более сговорчивым правителем. «Союз благоденствия» основан в 1818 г. Включал в себя около 200 человек. В центре внимания были судьба крепостного крестьянина и рядового солдата. Большое значение предавалось гуманистическому воспитанию юношества. Для достижения своей цели члены организации должны были активно участвовать в общественной жизни, в деятельности легальных научных, литературных и просветительских обществ. Одной из целей было установление республики. Использовали тактику военной революции. В России установили два общества: февраль 1821 г. – крупное тайное «Южное общество». Возглавляя его П. И. Пестель, создатель «Русской правды». Осень 1822 г. – «Северное общество», возглавлял которое Н. М. Муравьев. Основным документом «Северного общества» была «Конституция». Рассмотрим основные отличия «Русской правды» от «Конституции».
«Конституция»: 1) сохранение монархии; 2) ликвидация крепостного права; 3) переход к освобожденному крестьянину двух десятин земли на двор; 4) введение федеративного устройства и создание двухпалатного представительного органа; 5) ограничение власти монарха, расширение полномочий представительных органов. «Русская правда»: 1) провозглашение России единой и неделимой республикой с однопалатным парламентом (народным вече). Унитарное государство; 2) избирательное право с 18 лет (для лиц мужского пола); 3) государственной властью должна обладать Державная дума; 4) президент тот, кто находится в Думе последний год; 5) ликвидация сословий; 6) отмена крепостничества; 7) переход к освобожденным крестьянам половины всего земельного фонда (10–12 десятин). 14 декабря 1825 г. в 11:00 началось восстание декабристов («Северное общество»). 25 декабря 1825 г. (длилось вплоть до 3 января 1826 г.) – восстание на Юге – «Южное общество». Однако оба эти восстания были подавлены царскими войсками. В 19 ноября 1825 умер Александр I. На престол вступил Николай I, которому на тот момент было 19 лет. При Николае I: 1) усиление политического сыска; 2) ужесточение цензуры. 1826 г. – цензурный устав (включал в себя 230 статей); 3) реформы просвещения. 1828 г. – школьный устав. 1835 г. – новый университетский устав; 4) 1839 г. – денежная реформа (серебряный рубль); 5) крестьянская политика. Надо сказать, что вся внутренняя политика царизма при Николае I служила интересам дворян и крепостников. Обозначим основные направления внешней политики Николая I. 1) борьба с революционными движениями в Европе; 2) попытки разрешить восточный вопрос. Восточный вопрос – это международные отношения, связанные с разделом территории бывшей Османской империи (Турции). В 1820-1840-х гг. в России были два основных направления в общественном движении: 1) революционные; 2) либеральные. Наиболее ярким представителем либерального движения является П. Я. Чаадаев («Философское письмо»).
Разночинцы – выходцы из разных сословий, получившие образование. Разночинцы рассчитывали на переворот силами армии с обязательным привлечением народа. Наиболее ярким представителем революционно-социалистического течения был А. И. Герцен. Герцен был создателем «русского социализма» (или «народничества»): 1) Россия может вступить в социализм, минуя капиталистическую стадию; 2) основа будущего социалистического строя в России – крестьянские общины; 3) необходимо свергнуть самодержавие, уничтожить крепостное право, раздать землю общинам. 16 октября 1853 г. – Турция объявила России войну. Причины Крымской войны: 1) стремление Турции отторгнуть от России Крым и Кавказ; 2) столкновение колониальных интересов России, Англии, Франции, Австрии на ближнем Востоке и Балканах. Характер войны грабительский, разбойнический, захватнический. В 1856 г. был заключен Парижский мирный договор – итог Крымской войны. Условия Парижского мира: 1) Россия теряла устье Дуная и Южную Бессарабию; 2) возвращение Турции Каре и получение Севастополя, Евпатории; 3) России запрещалось иметь военный флот на Черном море. Итоги Крымской войны: 1) война послужила толчком к развалу самодержавия и отмене крепостного права; 2) война нанесла сокрушительный удар всей внешнеполитической системе царизма.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |