КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 14. Маркетинговое исследование рынка и его методы
Тест контроля знаний по теме.
Вопросы к теме: 1. Комплексное исследование рынка в системе маркетинга, его структура. Типы маркетинговых исследований. 3. Важнейшие направления маркетинговых исследований: исследование рынка, потребителей, конкурентов фирменной структуры рынка товаров цен, товародвижения и продаж, системы стимулирования сбыта и рекламы, внутренней среды предприятия.
1. Маркетинговые исследования - аналитический процесс определения маркетинговых проблем и возможностей, систематического сбора и анализа информации, а также выработки рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности организации Исследования маркетинга представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Исследованиям подвергаются рынок, потребители, конкуренты, цены, внутренний потенциал предприятий Существуют следующие виды маркетинговых исследований: - изучение доступных данных о рынке; - количественные исследования рынка товаров и услуг – опросы населения, отдельных товаропроизводителей, посредников и т.д; - качественные исследования – с целью изучения поведенческого фактора потребителя; Изучение доступных данных о рынке проводится с целю анализа: - статистики о производстве и реализации интересующего товара; - демографической структуры потребителей; - списка конкурентов; - информации о конкурентах и т.д. К доступным данным относятся: - персональные данные (у знакомых, друзей); - коммерческие данные (реклама); - публичные данные (радио, телевидение, печать);
- эмпирические данные (выставки). Маркетинговое исследование состоит из комплекса последовательных этапов:
Рис. Этапы процесса маркетингового исследования На 1 этапе следует различать:
Поэтому цели маркетингового исследования непосредственно вытекают из выявленной проблемы и связанными с ней целями предприятия и целями маркетинга. 2. К источникам информации при маркетинговом исследовании относятся: - первичные данные – собранные в результате наблюдений, опросов, экспериментов; - вторичны е – которые уже кем-то собраны. Источники вторичной информации представлены в таблице.
Большинство маркетинговых исследований предполагает сбор первичных данных.
Используются различные методы сбора первичной информации.. Наблюдение - один из возможных способов сбора первичных данных, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой. Так, исследователи какой-либо авиакомпании могут обосноваться в аэропортах, службах и офисах авиалинии и бюро путешествий и слушать, что говорят люди о разных авиакомпаниях. Они могут также подмечать, как агенты справляются с выполнением заказов. Они могут совершать полеты на самолетах конкурентов для того, чтобы узнать о качестве обслуживания пассажиров в полете и услышать их отзыв. Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставляемых групп субъектов, создание для этих групп разной обстановки, контроля за переменными составляющими и установления степени значимости наблюдаемых различий. Цель исследования - вскрыть причинно-следственные связи. Опрос располагается, где-то посередине между наблюдением и экспериментом. Наблюдение лучше подходит для поисковых исследований, эксперимент - для выявления причинно-следственных связей, а опрос наиболее выгоден при проведении описательных исследований. Те фирмы, что проводят опросы, хотят получить какую либо информацию о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности, а также для замеров прочности своего положения в глазах аудитории. Фокус-группа. Суть этого метода в том, что участвуют 10 - 12 случайно подобравшихся респондентов, которые стремятся обсудить возможно большее число различных аспектов проблемы. При этом руководитель дискуссии минимально вмешивается в нее. Обсуждению может быть представлена идея нового товара, аргумент рекламы, новая упаковка и т.п.
3. Важнейшими направлениями маркетинговых исследований являются: - исследование рынка с целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности предприятия – тенденций и процессов развития рынка; его структуры, географии, емкости, динамики продаж, состояния конкуренции, сложившейся конъюнктуры, возможностей и рисков;
- исследование потребителей с целью изучения комплекса побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров; - исследование конкурентов с целью получения необходимых данных для обеспечения преимущества на рынке – анализа сильных и слабых сторон конкурентов, доли их рынка; - исследование фирменной структуры рынка с целью получения сведений о возможных посредниках; - исследование товаров с целью определения соответствия их технико-экономических показателей и качества запросам и требованиям покупателей, а также их конкурентоспособности; - исследование цены с целью определения уровня и соотношения цен, позволяющих получать максимальную прибыль при наименьших затратах; - исследование товародвижения и продаж с целью определения наиболее эффективных путей, способов и средств быстрейшего доведения товара до потребителя и его реализации; - исследование системы стимулирования сбыта и рекламы с целью выявления наиболее эффективных способов стимулирования сбыта, повышения престижа товаропроизводителя на рынке; - исследование внутренней среды предприятия с целью определения реального уровня его конкурентоспособности, степени влияния факторов внешней среды.. Основными результатами исследований являются: - прогнозы развития рынка, определение наиболее эффективных способов ведения конкурентной борьбы, возможностей выхода на новые рынки; - типология потребителей, моделирование их поведения на рынке, прогноз ожидаемого спроса; - разработка собственного ассортимента в соответствии с требованиями рынка, поиск новых идей и разработка новых товаров, определение способов патентной защиты и т.д.; - определение возможностей увеличения товарооборота предприятия, выбор наиболее эффективных каналов продвижения товаров, разработка приемов продаж конечным потребителям; - повышение эффективности коммуникационных связей; - разработка стратегии действий предприятия для создания условий полной адаптации к динамично развивающимся факторам внешней среды.
4. Методы маркетинговых исследований подразделяются на: 1) кабинетные исследования, осуществляемые на основе вторичной информации. Достоинства – низкая стоимость и короткие сроки; 2) полевое исследование (исследование рынка на месте) – самое дорогое, но самое эффективное. Позволяет устанавливать личные контакты, закупать образцы товаров на данном рынке, проводить анкетирование; 3) метод пробных продаж – применяется в случаях отсутствия информации о рынке или времени на его всестороннее изучение; 4) методы из других областей знаний (таблица):
Нет однозначного согласия по вопросу о том, присущи ли маркетингу собственные методы исследований, что является обязательными требованиями любой самостоятельной науки. Однако бесспорно, что существует широкий комплекс технологий, присущих именно маркетингу и ориентированных на решения специфических маркетинговых проблем. Это - инструментарий маркетингового анализа и воздействия, включая методики сегментации рынков, SWOT-анализ, технологии позиционирования фирмы и товара на рынке, оценка конкурентоспособности товара и др. Контрольные вопросы и задания Практическое занятие 8. Овладение методикой проведения опросовпотребителей по выявлению потребностей. Практические занятия 9,10. Проведение маркетинговых исследований рынка определенного вида товаров или услуг
Самостоятельная работа: сообщение на тему «Специфические приемы маркетинговой коммуникации: торговые презентации, экспозиции, специализированные выставки, ярмарки».
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |