Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Государство и АТЕ как участники гражданского оборота

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками гражданских правоотношений являются государство и административно-территориальные единицы. Согласно ст. 2 ГК Республики Беларусь одним из принципов гражданского права является принцип равенства участников гражданских отношений. Поэтому государство и административно-территориальные единицы выступают в гражданско-правовых отношениях на равных началах с иными их участниками – гражданами и юридическими лицами (п.1 ст. 124 ГК). Однако государство сохраняет властные функции, даже вступая в гражданские отношения, построенные на началах равенства (например, в отношения по поставке товаров для государственных нужд или в договоре на выполнение подрядных работ для государственных нужд).

Государству свойственны многие признаки, характерные для юридических лиц: организационное единство, имущественная обособленность, наличие правосубъектности. Тем не менее, государство хоть и приравнено к юридическому лицу, однако таковым не является. Объяснить данное положение можно особенностями правосубъектности государства и административно-территориальных единиц, которые отличаются от специальной правосубъектности юридических лиц и общей правосубъектности физических лиц.

Наиболее значимой сферой участия государства в гражданском обороте можно назвать правоотношения собственности. Государство, осуществляя полномочия собственника по распоряжению государственным имуществом, вправе создавать государственные унитарные предприятия, наделять их правом хозяйственного ведения или оперативного управления на передаваемое имущество, решать вопросы приватизации государственного имущества, а также прекращения деятельности унитарных предприятий.

Государство и административно-территориальные единицы могут участвовать и в относительных правоотношениях, например, обязательственных, наследственных. Согласно ст. 938 – 940 ГК вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного управления и самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы. Вред, причиненный государственному имуществу, также подлежит возмещению в размере, определенном законодательством.

Кроме того, государство обладает некоторыми правами, которые не свойственны другим участникам гражданского оборота, например, правом выпуска государственных ценных бумаг, правом приобретения имущества в порядке реквизиции, конфискации, национализации и пр.

В то же время государство не может обладать рядом прав, которые могут принадлежать только физическим и юридическим лицам: право форменного наименования юридического лица, право передавать принадлежащее ему имущество по наследству, создавать филиалы и представительства и т.д. Правосубъектность государства в отличие от других субъектов гражданского права не подлежит ограничению.

Особыми участниками гражданских правоотношений выступают административно-территориальные единицы. Они создаются для обеспечения местного самоуправления. Республика Беларусь не несет ответственности по их обязательствам, а административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам друг друга и по обязательствам Республики Беларусь. Исключение составляют случаи, когда Республика Беларусь приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно-территориальной единицы (п. 3-5 ст. 126 ГК).

Соответственно административно-территориальные единицы не вправе вступать в гражданско-правовые отношения от имени Республики Беларусь. Административно-территориальные образования обладают имуществом на началах права коммунальной собственности, могут создавать коммунальные юридические лица и осуществлять руководство их деятельностью как собственники, а также вступать в договорные отношения с другими участниками гражданского оборота. Правосубъектность административно-территориальных единиц реализуется через областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты и местные администрации, правовое положение которых определено в Законе Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. «О местном управлении и самоуправлении».

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные виды юридических лиц и их правовое положение | Понятие и виды объектов гражданских правоотношений. Вещи, как объекты гражданских прав
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.