Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные пути исследования психики детей




Исходя из принципов изучения тех или иных особенностей психики ребенка, определяется стратегия, общий путь психологического исследования. Можно выделить три основные стратегии исследований – исследование путем «поперечных срезов», «продольное» изучение (лонгитюдная стратегия) и изучение развития отдельных сторон детской психики в процессе их активного формирования (формирующая стратегия). Исследование путем «поперечных срезов». Подбираются относительно однородные группы детей, которые отличаются друг от друга по какому либо существенному признаку – возрасту, полу, времени пребывания в образовательном учреждении, и сравниваются по уровню развития какой-либо психологической характеристики. Например, при изучении памяти подбирается 100 испытуемых 3-х летнего и 5-ти летнего возраста. Посредством методик у них измеряются основные показатели памяти (скорость запоминания, время сохранения и т.д.). Полученные данные сравнивают между собой и делают выводы о возрастных особенностях памяти.

Положительной стороной этой стратегии можно считать то, что здесь за сравнительно короткий срок можно получить статистически достоверные данные, у4становить как влияет пол, возраст или какой-либо другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостатком этой стратегии является то, что мы почти ничего не можем узнать о природе и движущих силах самого процесса развития. Кроме того, при таких массовых обследованиях, когда полученные результаты усредняются, невозможно учесть индивидуальные особенности, которые могут быть значительными.

При «продольном» (логитюдном) исследовании систематически изучается развитие одних и тех же детей на протяжении продолжительных отрезков жизни. Организовать такое продолжительное и непрерывное изучение большого контингента трудно. Поэтому приходится ограничиваться небольшим числом испытуемых. Оно дает возможность установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить их причины. Изучение развития при лонгитюдной стратегии может быть выборочным, когда изучается какая-то определенная сторона или психический процесс, и комплексным, когда исследуется психическое развитие ребенка в целом. Например, ученый-лингвист А.Н. Гвоздев систематически изучал развитие речи своего сына на протяжении 8 лет. На основании этого исследования была написана работа «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка».

Основной недостаток лонгитюдных исследований заключается в том, что их результаты, основанные на изучении небольшого числа детей (а иногда даже одного ребенка), опасно распространять на всех детей. Здесь может быть преувеличена роль индивидуальных различий и в динамике и в содержании психического развития. Изучение психики детей в процессе активного формирования тех или иных ее сторон (экспериментально-генетический путь исследования) основывается на теоретических положениях Л.С. Выготского, согласно которым ведущую роль в психическом развитии играет обучение. В процессе экспериментально-генетического исследования мы не просто измеряем, то или иное психическое явление, а стремимся его активно сформировать, исходя из предположений о закономерностях его возникновения и применения в обычных условиях. Особое значение данной стратегии заключается в том, что на ее основе создаются эффективные методы не только изучения, но и обучения и воспитания детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.