Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные тенденции развития психодиагностики




Для понимания новых тенденций развития психодиагностики, следует остановиться на основных направлениях критики этой отрасли психологической науки и ее практики. Л.С. Выготский подверг критике тесты за их направленность на диагностику лишь «актуального развития», отмечая несостоятельность самого понятия «интеллект». С.Л. Рубинштейн отмечал, что тесты статичны, «стягивая весь процесс к одному моменту решения задачи, унифицированной для всех испытуемых». Во всех исследованиях делается вывод о тесной зависимости тестовых достижений от принадлежности испытуемых к определенному социально-экономическому уровню. Как известно в 1936 году в России исследования по психодиагностике были свернуты на несколько десятилетий. Новый всплеск интереса к ним наблюдается в 60-70 годы. В это время критическому анализу подвергаются тесты интеллекта (К.М. Гуревич, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина). Их недостатки (Эльконин): 1) представление о психическом развитии как о чисто количественном процессе; 2) применение общей схемы диагностики в различные возрастные периоды (дошк. и школьн.) без уета качественных изменений которые происходят при переходе от одного периода к другому; 3) невозможность на основе такой диагностики строить какие-либо коррекционно-педагогические мероприятия. Все это привело исследователей к осознанию необходимости пересмотра ключевых понятий психодиагностики, разработке новых теоретических основ и принципов психологического тестирования. Новые тенденции развития психодиагностики позволяют снять многие критические замечания, высказываемые в ее адрес. Так, внедрение компьютерного тестирования открывает возможности изучения процессуальной стороны деятельности, которую моделирует тест, позволяет выявить индивидуальные стратегии решения заданий, анализировать затруднения, что открывает путь для коррекционной работы. Постепенно преодолевается и такой недостаток тестирования как выявление наличного уровня достижений, это удается реализовать в тестах обучаемости, основанных на идее «зоны ближайшего развития». В них вводится звено педагогического воздействия и отслеживается успешность дальнейшего продвижения испытуемого после вмешательства взрослого. Анализируются усилия, затраченные на учение и достигнутые успехи, что дает основание делать заключение об интеллектуальных возможностях учащихся. Широкое распространение в настоящее время получило критереально-ориентированное тестирование. Главным здесь становится не балл, который получил испытуемый, т.е. не сравнение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого к выполнению критериального задания. Т.е. в системе образования эти тесты используются для выявления уровня владения учащимися определенными умениями и навыками. Все большую популярность получают тесты с психологическим содержанием. Они направлены на выявление сформированности умственных действий учащихся, необходимых для выполнения определенного задания, т.е. являются эффективными для выявления логико-психологической готовности к выполнению задания. Таким образом, новизна данного подхода в отказе от статистических норм как критериев оценки достижений субъекта. В основе одной из новых концепций психодиагностики (К.М. Гуревич) лежит представление о нормативности психического и личностного развития. В качестве критерия используется социально-психологический норматив (СПН) – система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию его членов (Нормативы умственного развития, нравственные, личностные). Введение принципа нормативности заставляет пересмотреть способы обработки результатов тестирования. Приоритетным становится качественный анализ, можно отметить основные его линии: анализ особенностей усвоения терминов и понятий, включенных в тест; анализ специфики овладения логико-функциональными отношениями между понятиями (часть – целое; вид – род и т.д.); анализ особенностей понимания смыслового содержания заданий; анализ умения выявлять алгоритмы построения заданий (в заданиях на количественные отношения); соотношение содержания заданий с содержанием программы обучения и жизненным опытом испытуемых, что необходимо для понимания специфики допускаемых ими ошибок.

Этот анализ с одной стороны, открывает возможность для построения коррекционной работы, а с другой – позволяет получить богатый материал для возрастной психологии о качественных особенностях мышления детей.

Таким образом, основные тенденции развития психодиагностики подразумевают решение ряда задач: 1.Разработка принципов нормативности психодиагностики, предусматривающих отход от статистической нормы и введение сходных критериев оценки результатов тестирования. 2. Разработка принципов содержательной диагностики, что выражается в необходимости включения в тест определенного содержания (например, разделов учебных дисциплин).3. Введение принципа коррекционности, предусматривающего возможности проведения коррекционной работы по результатам тестов. 4. Создание новых тестов обучаемости, основанных на идее «зоны ближайшего развития». 5. Создание компьютерных вариантов методик, позволяющих прослеживать процесс выполнения тестов, выявляющих индивидуальные особенности мышления. 6. Усовершенствование способов качественной оценки тестовых результатов, их приоритет над количественной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.