Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Своеобразие диагностической работы психолога с детьми в младенческом возрасте




ПЛАН

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. КАЛССИФИКАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК.

ЛЕКЦИЯ № 3

1. Малоформализованные методики: наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности.

2. Строго формализованные методики: тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики.

3. Требования к построению и проверке методик: стандартизация, надежность, валидность.

1. Малоформализованные методики: наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности.

К этой группе относятся методики, дающие сведения о процессах и явлениях, которые мало поддаются объекивизации. (Например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являющиеся изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений). Эти методики весьма трудоемки и основаны на профессиональном опыте и подготовленности педагога или психолога.

Малоформализованные методики дополняют строго формализованные.

1. Метод наблюдения.

Исследователю не требуется согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними. Особое значение метод имеет для изучения психологических особенностей детей в отличии от взрослых. Научная разработка метода наблюдения была сделана в 20-е годы в России М.Я. Басовым. В этом методе в качестве измерительного инструмента выступает сам наблюдатель, поэтому он должен владеть техникой наблюдения, которая характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуации наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые будут объектами наблюдения, разработкой собственной фиксации. Наблюдение, как метод включает цель и схему. Цель наблюдения. Наблюдение может носить поисковый и конкретный характер. Цель поискового наблюдения: получить наиболее полное описание всех свойственных проблеме сторон, охватить ее целиком. Цель конкретного наблюдения иначе оно называется исследующим или выбирающим. Здесь заранее определено предметное содержание наблюдения (что наблюдать) и проведено расчленение наблюдаемого на единицы. Главная цель – исследование личности ребенка. Эта общая цель может распадаться на частные: а) наблюдение за развитием личности ребенка; б) наблюдение за индивидуально-психическими особенностями; в) наблюдение за какой-то одной стороной личности (например эмоциональной). Схема наблюдения.

Она включает в себя перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления. Например, если наблюдаем за поведением, то делим его на ряд единиц: моторика, речь, общение, эмоции и т.д. Если предметом наблюдения является речь, то единицами могут быть ее содержание, направленность, продолжительность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя.

Требования к записи наблюдения: 1) Запись должна быть фотографической, т.е. записываем только то, что происходило и каким образом, без личных впечатлений. 2) Запись должна фиксировать фон, в котором происходит фиксируемый факт. 3) Запись должна соответствовать поставленной цели, отражать изучаемую реальность.

Дневник используется при продолжительных наблюдениях, запись ведется во время наблюдения. При исследующем наблюдении заранее перечислены категории, в которых будет осуществляться запись единиц наблюдения, и добавить в эту систему что-то новое нельзя. Анализ результатов может быть качественным и количественным – используется психологическое шкалирование.

Виды наблюдения. 1. Хронологические: а) лонгитюдные (продольные) – проводятся в течение длительного времени и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения; б) периодические – проводятся в течение точно заданных промежутков времени; в) единичные (однократные) – представлены в виде описания отдельного случая. 2. В зависимости от ситуации наблюдение может быть: а) полевым – естественные для жизни наблюдаемого условия; б) лабораторным – искусственные условия; в) справоцированным в естественных условиях. 3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту: а) открытое или скрытое; б) наблюдение со стороны или включенное.

Правила, при соблюдении которых эффективность наблюдения повышается: 1. Многократное наблюдение факта в различных ситуациях, что позволяет отграничить случайность от закономерности. 2. Не делать поспешных выводов, проверять альтернативные предположения. 3. Не отрывать условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации. 4. Беспристрастие. 5. Оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не менее двух).

2. Метод беседы, интервью.

Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьера с респондентом. По форме оно бывает: а) свободным – беседа без стогой детализации вопросов, но по общей программе; б) стандартизированным (с разработкой общего плана, последовательности вопросов, вариантов ответов и т.д.); в) частично-стандартизированным (стойкая стратегия, а тактика более свободная). Диагностическим целям в большей мере соответствует второй тип. Но применять его можно только тогда, когда испытуемый легко отвечает на вопросы, в противном случае искренность испытуемого ограничена. Интервью не должно быть продолжительным, регистрация ответов не должна ограничивать испытуемого. В зависимости от цели интервью делятся на диагностические и клинические. Диагностические – получение информации общего содержания, выявление различных аспектов поведения, свойств личности, характера, выяснение интересов, склонностей, положения в семье. Клинические – метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознавать свои внутренние затруднения, скрытые мотивы поведения. При работе с детьми стандартизированное интервью применяется редко, чаще – диагностическое. Здесь важную роль играет правильно сформулированный вопрос.

Вопросы делятся на три группы:

1) прямые (Ты боишься грозы?); 2) косвенные (что ты делаешь во время грозы?); 3) проективные (Дети боятся грозы. А ты?). 2 и 3 виды вопросов помогают выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию, их можно использовать, чтобы исключить социально-желательные ответы.

Правила беседы: а) создание теплой атмосферы взаимопонимания, позволяющей установить контакт; б) принятие ребенка таким, какой он есть; в) тактичное отношение к позициям ребенка, ничего не осуждая и не оправдывая, но все понимая.

3. Анализ продуктов деятельности.

Количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, творческие результаты в искусстве, материалы СМС. Был разработан специальный метод – КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ( анализ содержания) – это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем просчитывается частота их употребления. Контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов) поэтому применять его следует только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа. Этот метод является дополнительным при обработке данных, полученных с помощью других методов. Например, при обработке данных Роршах-теста, методики незавершенных предложений, интервью, при анализе грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого. Такой анализ позволяет выявить и объективизировать скрытую ситуацию в ответах испытуемого.

2. Строго формализованные методики: тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики.

Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования (инструкции, схема предъявления стимульного материала), стандартизация (единообразие обработки), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

1. ТЕСТЫ (англ. – испытание, проверка, проба) – стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Их особенность состоит в том, что от испытуемого необходимо получить правильный ответ, в опросниках же и в проективных и психофизиологических методиках правильного ответа не существует. Индивидуальные и групповые (коллективные тесты). Индивидуальные – взаимодействие психолога и испытуемого один на один. Психолог имеет возможность наблюдать за испытуемым (мимика, непроизвольные реакции), слышать непредусмотренные инструкцией высказывания, кроме того, в зависимости от уровня подготовленности испытуемого можно по ходу эксперимента заменить один тест на другой. (Применяются при тестировании детей младшего школьного и дошкольного возраста, лиц с нервно-психическими заболеваниями). Групповые – позволяют одновременно проводить испытания с большой группой людей. Здесь особенно строго должно соблюдаться единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов может проводиться с помощью ЭВМ. У экспериментатора здесь меньше возможностей установить взаимопонимание с испытуемым, пробудить его интерес, проследить случайные состояния испытуемого: болезнь, утомление, тревожность, которые могут повлиять на выполнение заданий. Устные и письменные тесты – отличаются по форме ответов. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными – групповые. Устные ответы могут либо формулироваться самим испытуемым (открытые ответы), либо он должен выбрать один ответ из нескольких (закрытые ответы). В письменных тестах ответы даются на бланке, они также могут быть открытыми и закрытыми. Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Они различаются по материалу, который используется при тестировании. Бланковые тесты – бланки с инструкцией, примерами решений заданий, сами задания, графы для ответов. Индивидуальные и групповые. Предметные тесты – материал представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, геометрических фигур (кубики Кооса, тест сложения фигур из набора Векслера, доски Сегена). В основном индивидуальные. Аппаратные тесты – с применением технических средств. Например для исследования быстроты реакции – реактометры, рефлексометры. Индивидуальное использование. Компьютерные тесты – диалог испытуемого с ЭВМ. Быстро проводится обработка, результаты можно сразу получить в виде графика или таблицы.

Вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала. Вербальные – основным содержанием работы испытуемого являются операции и понятия, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Этот тип тестов наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей. Невербальные – тестовый материал представлен в наглядной форме (картинки, чертежи). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, выполнение же задания опирается на перцептивные и моторные функции (матрицы Ровена). Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий, облегчают тестирование испытуемых с нарушениями слуха, речи, с низким уровнем образования.

По содержанию тесты делятся: 1. Тесты интеллекта. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а те, которые имеют отношение к познавательным процессам (мышление, память, внимание, восприятие и т.д.) 2. Тесты способностей – этот тип предназначен для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, умениями и навыками в различных областях – математике, технике, литературе и т.д. Принято выделять общие и специальные способности. Общие - обеспечивают овладение различными видами знаний, которые человек реализует во многих видах деятельности. Они могут отчасти отождествляться с интеллектом. Специальные способности – рассматриваются в отношении к отдельным специальным отраслям деятельности (музыкальные, художественные и т.д.) 3. Тесты личности – направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности – мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения, т.е. диагностируют неинтеллектуальные психические проявления испытуемых. 4. Тесты достижений, или тесты объективного контроля успешности ( школьной, профессиональной, спортивной). Они предназначены для оценки степени продвинутости знаний, умений, навыков после прохождения человеком соответствующего обучения. Эти тесты прежде всего измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий.

2. ОПРОСНИКИ. Они делятся на опросники личности и опросники - анкеты. В отличие от тестов здесь не может быть правильных и неправильных ответов. 1. Личностные опросники – можно рассматривать, как стандартизированные самоотчеты, которые по форме могут быть групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые) и со свободными ответами (открытые)

В закрытых предусмотрены варианты ответов (да, нет, или затрудняюсь ответить). Достоинство – простота процедуры обработки, вместе с тем такая форма ответов несколько «огрубляет» информацию. Открытые опросники предусматривают свободные ответы без ограничений. Стандартизация обработки достигается путем отнесения ответов к стандартным категориям. Наряду с достоинствами такими как получение развернутой информации, проведение качественного анализа ответов они имеют и недостатки: сложность формализации ответов, громоздкость процедуры, большие затраты времени. Форма ответов может быть представлена в виде шкалы (от трудный – до легкий; от хороший – до плохой). По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок. 2.Опросники-анкеты служат для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к психологическим особенностям человека (например, для получения данных об истории жизни). Предполагают жестко фиксированный порядок, содержание, форму вопросов, четкое указание формы ответов. Различают анкеты с открытыми вопросами; анкеты с закрытыми вопросами и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа предложенных или дать свой). Вопросы могут комбинироваться.

2. МЕТОДИКИ ПРОЕКТИВНОЙ ТЕХНИКИ. Предназначены для диагностики личности. Существенным признаком этих методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять интерпретировать (Например, интерпретация сюжетных картинок, завершение незаконченных предложений, толкование неопределенных очертаний, рисуночные тесты).

3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ. Они диагностирую природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системой. Эти методики лишены оценочного подхода к индивиду, т.к. нельзя утверждать какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних ситуациях лучше проявляют себя люди с одними свойствами н.с., в – других с другими. По форме большинство этих методик – аппаратурные, используются электроэнцефалографы и специальная аппаратура. Но есть и методики типа «карандаш и бумага». С помощью этих методик проверяются быстрота, темп, выносливость, работоспособность, помехоустойчивость и т.д.

3.Требования к построению и проверке методик: стандартизация, надежность, валидность.

1. Стандартизация – единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Стандартизация процедуры диагностического эксперимента подразумевает единообразие инструкций, бланков, способов регистрации, условий проведения.

Требования к эксперименту: 1. Инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; 2. Ни один испытуемый не должен иметь преимуществ перед другими; 3. В процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительных пояснений; 4. Эксперимент с различными группами следует проводить в одно и то же время дня, в сходных условиях; 5. Временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.

Другим наиболее важным этапом стандартизации методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов, т.к. диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешности или неудачи их выполнения (например, ребенок 6 лет набрал 17 баллов по методике умственного развития Стенфорда-Бине. Хорошо это или плохо? С чем это сравнивать?). В традиционном тестировании точка отсчета добывается статистическим путем – это так называемая статистическая норма, которая определяется путем проведения методики на большой предварительной выборке испытуемых, которые ничем не отличаются от тех, для которых данная методика предназначена (несколько тысяч человек). В психодиагностике существует и другой способ оценки результатов (Гуревич), где в качестве точки отсчета выступает независимый от результатов испытания, объективно заданный социально-психологический норматив. Сам тест в полном объеме и является таким нормативом. Все сопоставления результатов проводятся с тем максимумом, который представлен в тесте (а это полный набор знаний) или 100% выполнение теста. По результатам все испытуемые делятся на 5 подгрупп: 1) наиболее успешные (от 91 – 100% выполнения теста); 2) близкие к успешным (71 – 90%); 3) средние по успешности (31 – 70%); 4)малоуспешные (11 – 30%); 5) наименее успешные (0 – 10%). Данные каждой группы переносятся на график, который сравнивается с графиком социально-психологического норматива.

2. Надежность – постоянство, устойчивость результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых. Этот критерий говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Проверка методик на надежность идет по трем направлениям: 1) проверяется надежность самого измерительного инструмента; 2) проверяется стабильность измеряемого признака, свойства; 3) проверяется константность, т.е. независимость результатов от личности испытуемого и экспериментатора, незначительность изменения условий эксперимента. Во всех случаях высчитывается коэффициент корреляции (Кк), который и является показателем надежности, которая тем выше, чем ближе Кк к единице (он должен быть не ниже 0,75). Для проверки надежности задания делятся на четные и нечетные, отдельно обрабатываются их результаты и сравниваются между собой, если методика однородна, то большой разницы результатов нет – Кк = 0,75. Для проверки стабильности используется прием повторного тестирования спустя какое-то время (от двух недель до полугода). О стабильности судят по Кк между результатами первого и второго тестирования (Кк = 0,7) Константность методики определяется путем корреляции результатов 2-х экспериментов, проведенных в относительно одинаковых условиях, на одной выборке испытуемых, но разными экспериментаторами.(Кк = 0,8) 3. Валидность – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Валидность – комплексное понятие, включающее в себя сведения о том, пригодна ли методика для изучения того, для чего была создана (теоретическая валидизация), какова ее практическая полезность (прагматическая валидизация). Провести теоретическую валидизацию – значит доказать, что данная методика измеряет то, для чего создана. Для этого достаточно провести методику для изучения данного свойства с уже доказанной валидностью. Наличие корреляции между новой и уже проверенной аналогичной методикой указывает на то, что разработанная методика измеряет то же качество, что и эталонная. Что касается прагматической валидизации, то для нее используется внешний критерий – показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни (например, успеваемость для тестов способностей к обучению, тестов достижений, тестов интеллекта). Сопоставив у одних и тех же лиц результаты методики с данными внешнего критерия, можно судить о валидности. Коэф. валидности = 0,3 – 0,5 считается удовлетворительным.

ЛЕКЦИЯ № 4 +СЕМИНАР № 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.