Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития

ПЛАН

ЛЕКЦИЯ № 5

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1 – 3 ГОДА)

1.Особенности развития. 2. Параметры оценки умственного развития.

3. Методика проведения психолого-педагогического обследования. 4.Педагогическое обследование слуха.

Возраст от 1 года до 3 лет является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего он начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передви­гаться, он вхо­дит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными. В результате такого "высвобождения" ребенка, уменьше­ния его зависимости от взрослого бурно развиваются позна­вательная активность. На 2-м году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных дей­ствий, и на 3-м году жизни предметная деятельность стано­вится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук. С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, ко­торые обеспечивают его использование по назначению, меня­ется тип ориентировки в предметном мире. Вместо вопроса: "Что это?" — при столкновении с новым предметом, у ре­бенка возникает вопрос: "Что с этим можно делать?" (Р.Я. Лехтман-Абрамович, Д.Б. Эльконин). Вместе с тем, этот ин­терес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек он стремится познакомиться с возмож­но большим количеством их, вовлекая предметы в свою дея­тельность. В тесной связи с развитием предметных действий идет раз­витие восприятия ребенка, так как в процессе действий с пред­метами он знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами — формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п. У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно свя­занные с выделением тех или иных внешних и внутренних при­знаков предметов. Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет), приводить их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем оно приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцеп­тивных действий.Хотя ребенок в этом возрасте редко пользуется зритель­ным соотнесением, а использует развернутое "примеривание", однако оно обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи. Овладение "примериванием" и зрительным соотнесением позволяет детям раннего возраста не только производить дифференциацию свойств предметов на "сигнальном" уровне, т.е. производить поиск, обнаружение, различение объектов, но и осуществлять отображение свойств объектов, их подлинное восприятие на основе образа. Это находит свое выражение возможности осуществлять выбор по образцу.

Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ре­бенка 2 — 3-го годов жизни. К трем годам его словарь насчитывает более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка. Она становится важнейшим средством передачи ребенку об­щественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются названиями свойств предметов.Возникновение речи тесно связано с деятельностью обще­ния, она появляется для целей общения и развивается в его кон­тексте.Потребность в общении формируется при активном воздей­ствии взрослого на ребенка. Смена форм общения также проис­ходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка. Та­ким образом, в раннем детстве можно отметить бурное разви­тие следующих психических сфер: общения, речевой, познава­тельной (восприятия, мышления), двигательной и эмоциональ­но-волевой сфер.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы изучения эмоций и чувств ребенка | Параметры оценки умственного развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.