Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика психолого-педагогического обследования детей 2-го года

Методика проведения психолого-педагогического обследования

При отборе методик для психолого-педагогического обследования детей раннего возраста (приложения 11 — 12) необходимо исходить из закономерностей развития нормально развивающихся детей и особенностей развития их умственно отсталых сверстников.Для успешного решения диагностических задач, стоящих пе­ред исследователем детей раннего возраста, требуется особая тактика проведения обследования. Прежде всего, с ребенком надо наладить доброжелательный кон­такт, т.е. заинтересовать его. Естественно, что тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и со­стоянием ребенка. При анализе результатов обследования основное внимание надо уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т.е. его обучаемости.Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности от наиболее простых - до более усложнен­ных.

Отдельные задания дублируются, т.е. даются несколько за­даний аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы ис­ключить некоторые привнесенные факторы, например необхо­димость приложения определенного мышечного усилия, что для отдельных детей может стать непреодолимым препятствием (раз­бор и складывание матрешки).Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету.Особым этапом в диагностике являются задания на выясне­ние уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать тот факт, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка. Поэтому при необходимости следует провести обследование слуха и зрения.

Приложение 11

1. Принеси мяч. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, на выявление навыка ходьбы.

Оборудование: большой надувной мяч. Проведение обследования: взрослый катит мяч по ковру мимо ребенка и просит его принести мяч. Игра повторяется 2 — 3 раза. Обучение: если ребенок не идет за мячом, взрослый берет мяч сам и подает его ребенку. После того как ребенок подержал мяч в руках, взрослый просит прокатить мяч: "Кати мяч!" Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание ре­чевой инструкции, отношение к сотрудничеству (желание при­нять игру или отказ), результат обучения.

2. Каталка. Задание направлено на выявление уровня сформированности навыка ходьбы, наличия элементарного согласо­вания действий рук и ног, умения двигаться целенаправленно вперед. Оборудование: каталка с длинной ручкой, впереди каталки — подвижная игрушка (бабочка или петушок). Проведение обследования: взрослый показывает, как можно катать впереди себя каталку. Затем предлагает ребенку сделать так же. В случаях затруднения действия выполняются совмест­но со взрослым. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, наличие навыка ходьбы, элементарная согласованность действий рук и ног, целенаправленность действий, обучаемость, умение ребенка действовать совместно с новыми взрослыми.

3. Игра "Kv-ку". Задание направлено на выявление психоло­гического новообразования — представления. Оборудование: ширма, кукла. Проведение обследования: перед ребенком ставят экран и предлагают поиграть с куклой. Взрослый показывает куклу с одной стороны ширмы и одновременно произносит: "Ку-ку", вы­зывая ребенка на общение с куклой. Затем снова показывает кук­лу с другой стороны экрана и так же одновременно произносит: "Ку-ку". Так повторяется 3 раза. На четвертый раз взрослый произносит: "Ку-ку", а появление куклы задерживает. В это время у ребенка появляется реакция "ожидания" куклы (вытя­гивает или наклоняет голову), после чего появляется кукла. Игра повторяется до 6 раз. Оценка действий ребенка: принятие задания, желание со­трудничать со взрослым, наличие реакции "ожидания".

4. Пирамидки. Задание направлено на проверку умения удерживать предмет в руке, действовать целенаправленно с предметами с учетом их свойств, умения подражать взросло­му. Оборудование: две пирамидки из четырех-пяти шаров (две пирамидки из пяти-шести колец одного размера). Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка снимает шары (колечки) со стержня и кладет их на поднос. Затем, предлагает ребенку собрать пирамидку, надеть шары (колечки) на стержень. Обучение: взрослый дает другую пирамидку ребенку, просит его снимать, а затем надевать шары (колечки) на стержень, выполняя все действия по подражанию, обращая внимание на то, что в шарах (колечках) есть дырочки и их можно надевать на стержень. При затруднениях надо использовать совместные, действия взрослого и ребенка. Оценка действий ребенка: принятие задания, умение подражать действиям взрослого, целенаправленность действий в определенной ситуации.

5. Доска Сегена. Задание направлено на выявление уровня развития ориентировки на форму, умения действовать с плоскими формами, развитие ручной моторики. Оборудование: две доски с прорезями: одна — с двумя (круг, квадрат), другая — с тремя (круг, квадрат, треугольник). Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка вынимает фигурки из прорезей доски и перемешивает их. Затем просит ребенка вставить фигурки в свои прорези.

Обучение: взрослый подносит круглую фигурку к квадратной прорези и говорит: "Попробуем сюда. Нет не подходит. Потом в другую прорезь, подходит". Затем предлагает ребенку действовать самостоятельно. В случаях затруднения используют совмстные действия.

6. Разложи игрушки. Задание направлено на проверку уровня развития восприятия, а именно умения устанавливать идентичность предметов. Оборудование: коробка с мелкими игрушками (елочки, бочки, матрешки), по шесть штук каждой. Проведение обследования: взрослый ставит перед ребенком два подноса, кладет на один матрешку, а на другой — елочку. Затем просит ребенка разложить игрушки в таком же порядке. В случаях затруднения взрослый показывает и объясняет: "Сюда: класть матрешки, а сюда — елочки". Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение устанавливать идентичность предметов, целенаправленность действий.

7. Построй башню. Задание направлено на выявление у ребен­ка способности к подражанию, организации его целесообразно­го поведения в продуктивной деятельности. Оборудование: восемь кубиков одного цвета. Проведение обследования: взрослый дает ребенку четыре
кубика и просит его по подражанию строить башню. В случаях затруднений взрослый использует сначала совместные действия, а затем предлагает снова выполнить задание по подра­жанию. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение подражать действиям взрослого и действовать целенап­равленно.

8. Возьми игрушку. Задание направлено на выявление уров­ня понимания речевой инструкции, наличия указательного же­ста. Оборудование: неваляшка (озвученная), паровоз.

Проведение обследования: взрослый дает ребенку по очере­ди неваляшку, показывая, как она звучит при легком толкании и произнося: "Это ляля", а затем — паровозик, показывая как он едет, и гудит: "Ту-ту". Затем ставит игрушки на некотором расстоянии от ребенка и друг от друга и просит взять одну из игрушек: «Покажи лялю, возьми лялю». После того как ребенок поиграл с неваляшкой, взрослый просит взять паровозик и ска­зать, как он гудит. В случаях затруднения взрослый повторяет обучение 2 — 3 раза. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания выделение игрушки по слову, умение ребенка отраженно повто­рить звукоподражание.

9. Найди картинку. Задание направлено на выявление пове­дения ребенка в определенной ситуации, умения соотносить иг­рушку с ее изображением. Оборудование: две игрушки (кошка, собачка) и соответству­ющие картинки. Проведение обследования: взрослый показывает игрушку (собачку) и говорит: "Это собачка, гав-гав". Ставит недалеко от ребенка. Показывает кошку: "Это киса, мяу-мяу". Ставит кошку рядом с собачкой. Затем показывает ребенку картинку с изображением кошки и спрашивает: "Кто это? Положи картинку к игрушке. Если ребенок задание выполнил верно, эту картинку убирают и дают картинку с изображением собачки, спрашивая: «Кто это?» В случаях затруднения взрослый подносит картинку к игрушке, показывает указательным жестом и говорит: "Это собачка и это собачка. Это кошечка и это кошечка". Соотнесение проводится не более 2 — 3 раз. Оценка действий ребенка: принятие и понимание обращенной речи, уровень восприятия предметного изображения, o6учаемость.

10. Покатай куклу. Задание направлено на выявление умений действовать по подражанию действиям взрослого, поведения ребенка в определенной ситуации, заданной взрослым. Оборудование: тележка, кукла, тесьма. Проведение обследования: взрослый показывает ребенку тележку и сажает в нее куклу (или матрешку). Везет тележку и говорит: "Покатаем лялю. Теперь привяжем тесемку к тележке и покатаем куклу" (катает по столу). Затем просит ребенка за тесемку и покатать куклу. В случаях затруднения взрослый обучает ребенка, используя совместные действия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Параметры оценки умственного развития | Оценка в баллах. 1 балл — ребенок не начал сотрудничать даже после o6учения и ведет себя неадекватно (кусает руки, хватает за лицо себя или взрослого
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.