Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическая школа

Социологическая школа объединяет ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе и организации человечества. К этой школе относятся такие социологи как П. Сорокин, А. Вебер, Т.Парсонс, М. Вебер, Э. Дюркгейм и др.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968гг.) – русско-американский социолог и историк культуры, в 1922 году вместе с большой группой ученых и писателей был выслан из Советской России. С 1923 г. живет в США, где создает и возглавляет факультет социологии в Гарвардском университете.

В своих многочисленных трудах («Социальная и культурная динамика» и др.) он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, сопровождающуюся «циклическими флуктуациями» Сорокин выделял три типа культур: 1) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности (греко-римская цивилизация III – IV вв. н.э., западная последних 5 веков); 2) идеациональный (ideational), где преобладают сверхчувственные духовные ценности – поклонение некоему Абсолюту, Богу (раннее европейское средневековье, русская культура); 3) идеалистический тип (idealistik), представляющий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравнивается интеллектом, вера – наукой и т.п. (великая культура эпохи Возрождения).

Радикальное преобразование и смена этих типов обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями. Будучи человеком верующим, Сорокин видел выход из нынешнего кризиса в неизбежном восстановлении «идеациональной» культуры с ее абсолютными религиозными идеалами.

Как социолог, Сорокин видел в фактах общественной жизни объяснение многим явлениям культуры. Он был одним из создателей теории «социальной стратификации» и «социальной мобильности», а также теории «конвергенции».

Альфред Вебер (1868-1958гг.) – немецкий экономист и социолог, автор труда «Принципы социологии, истории и культуры», (1951г.) Он выдвинул оригинальную теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающих по разным законом процессов: социальный (формирование социальных институтов), цивилизационный (поступательное развитие науки и техники) и культурный (творчество, искусство, религия и философия). Правильно определить общий уровень развития той или иной национальной культуры можно только при рассмотрении ее в совокупности по этим трем основным процессам. Так, если придерживаться концепции Вебера, за последние два века в США преобладали социальный и цивилизационный процессы в ущерб культурному, а в России ХІХ век был «золотым веком» русской культуры на фоне социального консерватизма и технической отсталости. Специфический облик эпохи, по Веберу, определяют культурные факторы, а не социальные или цивилизационные. Поэтому, развитие культуры иррационально, а ее творцом является духовно-интеллектуальная элита.

Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.) – американский социолог, один из создателей структурно-функционального направления в социологии. Суть его теории сводится к следующему: все духовные и материальные достижения людей, которые мы объединяем понятием «культура», являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем: 1) социальной и 2) собственно культурной. В основе первой и более «низкой» из них – социальной – лежат совместные действия людей, движимых в первую очередь целями своего биологического самосохранения и реализации этих целей соответствуют исторически сложившиеся социальные институты. Здесь каждый индивид стремится: а) адаптироваться, чему соответствуют – экономические институты; б) достичь поставленных перед собою задач – выполняют политические институты; в) интегрироваться, т.е. объединиться с другими индивидами – задача правовых институтов; г) воспроизводить уже найденные социальные структуры – система верований, мораль и органы социализации; д) снимать постоянно возникающее нервное и физическое напряжение – индустрия отдыха.

Для второй более высокой культурной системы, которая является направляющей и регулирующей по отношению к социальной, характерны символичность (язык и система других символов), нормативность (зависимость человека от общепризнанных ценностей и норм), волюнтаристичность (или известная иррациональность и независимость от действий человека и диктата окружающей среды). Культура, следовательно, предстает как важнейший регулятор общественной жизни с ее системой символов и норм, которые постоянно совершенствуются.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Натуралистическая школа | Символическая школа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.