Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Базовые концепции финансового менеджмента




Финансовый менеджмент как наука базируется на ряде фундаментальных концепций, разработанных в рамках современной теории финансов. Эти концепции являются методологической основой для понимания сути тенденций, имеющих место на финансовых рынках, логики принятия решений финансового характера, обоснованности применения тех или иных методов количественного анализа. Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) – это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, выражающий их основную идею. (В.В.Ковалев»Введение в ФМ» стр64)

Базовые концепции финансового менеджмента:

1. Концепция денежного потока. Любой хозяйствующий субъект функционирует как некий «черный ящик» для производства денег. То есть как на входе в этот «черный ящик», так и на выходе из него всегда присутствует некая величина денежных средств или распределенный во времени поток денежных средств. Вкладывать средства в этот черный ящик можно только в том случае, если величина денежного потока на выходе превышает величину денежного потока средств на входе и величину всех расходов, связанных с функционированием данного черного ящика. Таким образом, ценность хозяйствующего субъекта определяется теми денежными потоками, которые он способен создавать для своих настоящих или потенциальных владельцев.

Любой денежный поток обладает рядом характеристик, а именно: его продолжительность и вид; факторы, определяющие величину денежного потока; коэффициент дисконтирования, позволяющий сопоставить потоки, появляющиеся в различные моменты времени; риск, связанный с данным потоком и способ его учета.

2. Концепция временной ценности денежных средств. Временная ценность является объективной существующей характеристикой денежных ресурсов. Согласно данной концепции деньги, которыми мы обладаем в разные моменты времени, имеют неодинаковую ценность. Соответственно время получения денег играет не менее главную роль, чем их величина. Денежные средства, полученные сегодня можно либо потратить на удовлетворение текущих потребностей, либо инвестировать с перспективой получения дохода в будущем. Однако, для того, чтобы оценить целесообразность и величину инвестирования необходимо уметь оценивать будущие денежные потоки с позиции текущего момента времени, что осуществляется с помощью дисконтирования денежных потоков.

Неравноценность денежных единиц определятся действием следующих факторов:

1) инфляция;

2) риск неполучения ожидаемой суммы – любой договор, согласно которому в будущем ожидается поступление средств, имеет ненулевую вероятность быть неисполненным, либо исполненным частично;

3) оборачиваемость – денежные средства должны с течением времени приносить доход по ставке, которая является приемлемой для владельца средств, т.е. сумма, ожидаемая к получению через некоторое время должна превышать аналогичную сумму которой располагает инвестор в момент принятия решения, на величину приемлемого дохода.

3. Концепция компромисса между рисками и доходностью. Суть концепции заключается в том, что получение дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между доходностью и риском прямо пропорциональна. Т.е. чем выше риск той или иной операции, тем выше шансы получения как полезных, так и негативных результатов. Поэтому данная концепция акцентирует внимание на том, что необходимо при оценке результатов хозяйственной операции детально анализировать риски, связанные с ее осуществлением, а также разрабатывать адекватные меры по их минимизации. В любом случае, в управлении финансами всегда необходимо стремиться к достижению разумного соотношения (компромисса) между доходностью и риском.

4. Теория стоимости капитала. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость. А эта стоимость показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию этого источника, позволяющий не оказаться в убытке. Изучение положений данной теории позволяет определить и исследовать все факторы, которые нужно учитывать при принятии решений об источниках финансирования деятельности хозяйствующего субъекта.

5. Концепция эффективности рынка капитала. В условиях рыночной экономики большинство компаний связаны с рынком капитала. Крупные предприятия выступают там как в роли кредиторов, так и инвесторов. Эффективность рынка капитала понимается не в экономическом, а в информационном плане, т.е. степень эффективности рынка капитала характеризуется информационной насыщенностью и доступностью информации всем участникам рынка. Предположим, что на рынке, находящемся в равновесии, появилась информация о том, что цена акций некоторого предприятия занижена, это приведет к повышению стоимости акций этого предприятия до уровня, соответствующего реальной стоимости этих акций. Время, через которое отразится влияние информации на стоимость акций, характеризует эффективность данного рынка капитала.

6. Концепция асимметричности информации. Суть концепции заключается в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, которая недоступна всем участникам рынка. Такую информацию называют асимметричной. Носителями подобной информации чаще всего выступают менеджеры и собственники предприятия. Эта информация может использоваться ими различными способами в зависимости от того, какой эффект (положительный или отрицательный) будет иметь обнародование этой информации. Потенци­альные инвесторы компании (возможные покупатели ценных бумаг) располагают о ее деятельности меньшим объемом информации, чем ее менеджеры. В результате асимметрической информации инвесторы несут впоследствии определенные финансовые потери. Практически любой рынок капитала характеризуется наличием асимметричной информации, но чем более этот рынок эффективен, тем меньше на нем асимметричной информации.

7. Концепция агентских отношений. Большинству крупных предприятий присущ разрыв между функцией владения и функцией управления, т.е. владельцы предприятия (принципалы) не занимаются оперативным управлением, передавая их наемным работникам – управляющим (агентам). Однако интересы владельцев и управляющих совпадают далеко не всегда, особенно в случае выбора между перспективной и сиюминутной прибылью. Собственники предприятия пытаются ограничить возможность нежелательных действий управляющих и при этом несут определенные издержки, которые называются агентскими. Теория агентских отношений изучает сущность и причины возникновения конфликтов между интересами собственников и менеджеров, а также разрабатывает методы и инструменты, позволяющие преодолевать или снижать их негативные последствия. Концепция предполагает, что деятельность менеджеров (агентов) лишь тогда будет направлена на реализацию главной цели управления финансами, когда она будет дополнительно стимулироваться их участием в прибыли и эффективно контролироваться собственниками.

8. Концепция альтернативных затрат. Принятие любого решения финансового характера практически всегда связано с отказом от какого-то альтернативного варианта(Например, можно осуществлять транспортировку произведенной продукции своим транспортом, а можно прибегнуть к услугам специализированной компании). В данном случае решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат. Альтернативные затраты, называемые также ценой упущенных возможностей, представляют собой доход, который могло бы получать предприятие, если бы предпочло иной вариант использовании имеющихся у него ресурсов.

9. Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта. Суть концепции заключается в том, что предприятие однажды возникнув должно существовать вечно. Естественно то, что в любой стране ежегодно создается и ликвидируется большое число предприятий, но в рамках этой концепции речь идет не о конкретном предприятии, а о развитии экономики в целом путем создания большого количества конкурирующих между собой предприятий.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.