Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л. В. Щерба

Советский период.

Этапы развития методики.

Лекция № 5

Первый этап (20-40-е.гг.)

Начало преподавания русского как иностранного в Советском Союзе следует отнести к 20-м гг. XX столетия, когда на учебу в СССР стали приезжать иностранные граждане.

Среди первых студентов-иностранцев были посланники коммунистических и рабочих партий, для обучения которых создавались учебные заведения нового типа, получивщие название коммунистических университетов (комвузы).

В 1919 г. был создан Коммунистический университет имени Свердлова.

В 1926 г.- Коммунистический университете трудящихся Востока и Коммунистический университет национальных меньшинств Запада имени Махлевского.

Русский язык изучался также в Туркестанском университете имени Ленина(в нем были русское и тюркское отделения)

Всего к 1925г. работало 11 комвузов.

В этих учебных заведениях русский язык как иностранный изучался в течение 2 лет и занимал 1/5 часть учебного времени среди университетских дисциплин.

Этого времени было достаточно, чтобы подготовить студентов к слушанию лекций на русском языке, чтению литературы по специальности и к общению с носителями языка.

Контингент учащихся: литовцы, латыши, евреи, поляки, румыны, венгры, сербы, немцы.

В эти годы цель обучения формулировалась как практическая, направленная на овладение всеми видами речевой деятельности с преимущественным вниманием к устной речевой деятельности и чтению литературы по специальности.

Главным средством обучения был текст (общественно-политический или по специальности).

Лучшим средством овладения языком считалось «пребывание в стихии языка» и в этой связи предпочтение отдавалось натуральному(прямому ) методу обучения, который рассматривался как метод активного общения с учащимися на изучаемом языке.

С середины 30-х гг. наметился постепенный отход от прямого метода в пользу «комбинированного», опирающегося на принцип сознательности обучения и предусматривающий опору на родной язык и использование перевода.

Эти методы отвечали индивидуально-психологическим особенностям взрослой аудитории учащихся.

Переосмысление роли различных методов обучения русскому языку как иностранному происходило под влиянием работ академика Щербы.

В 1929 г. академик написал работу «Как надо изучать иностранные языки», в которой выдвинул ряд принципиальных положений, касающихся изучения иностранных языков взрослыми.
В частности Щерба подчеркнул важность хорошего знания строения родного языка для изучения иностранного (это позволяет учащемуся «опереться на приобретенный опыт»)

Академик также четко определил цели обучения иностранному языку (свободное владение разговорным языком, умение читать литературу по специальности, полное владение всеми формами письменной речи)

Содержание и организация занятий по русскому языку

Занятия начинались с вводного курса (от 1 до 1,5 месяцев), на протяжении которого учащийся знакомился со звуковой системой языка, на материале языковых единиц, необходимых для повседневного общения.

На протяжении вводного курса выдерживалось устное опережение, при котором учащиеся от слушания речи преподавателя переходили к повторению звуков, буквосочетаний, слов, фраз, а затем к их чтению и письму.

Лексика для вводного курса отбиралась преимущественно из сферы повседневного общения и вводилась тематически. Слова не переводились, а семантизировались, широко использовалась наглядность.

К языку-посреднику и родному языку рекомендовалось обращаться при объяснения абстрактных и многозначных слов.

Изучение грамматики, которой отводилась служебная роль, велось параллельно с занятиями по развитию речи.

Грамматический материал вводился функционально, а изучение морфологии происходило на синтаксической основе, что обеспечивало практическую направленность обучения.

Развитие речи велось параллельно с обучением чтению и письму.

Для работы над текстом использовалось объяснительное чтение(с анализом языковых особенностей текста) и чтение с общим охватом содержания(общее содержание текста).

Особое внимание уделялось составлению письменных отзывов о прочитанном, организации диспутов.

Преподаватель знакомил учащихся с видами словесного творчества, учил пользоваться книгой, справочником, словарем, готовиться к выступлению, записи лекций.

Все пособия по русскому языку тех лет давали слушателям сведения, выходящие за привычные рамки содержания современных учебников.

Учебник «Русский язык в комвузах» в 4-х книгах(Дудель, 1927-1929) помимо фонетического, лексического, грамматического материалов, текстов для чтения содержал сведения о том, как составить деловую бумагу, конспект, вести протокол заседания, знакомил с элементами литературного творчества.

В этот переид времени были созданы первые национально ориентированные учебные пособия (для англоговорящих и франкоговорящих учащихся).

В предвоенный период были изданы первые методики известных специалистов в области русского языка и его преподавания:

1)Поливанов(1935)

2)Палей(1941)

3)Миртов(1926)

4)Бернштейн(1937)

У истоков предвоенной методики стояли такие ученые, как И.Пулькина, А.Шапиро, Н.Потапова, И.Вульфиус.

 

Можно утверждать, что в 20-40-е гг. сформиравались основы методики обучения русскому языку как иностранному (в отличие от преподавания иностранных языков и русского языка как родного)

Заслугой методистов этого периода стали: теоретическое обоснование целей, содержания, методов обучения РКИ, публикация учебников, отражающих социальный заказ того времени.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прямой метод | Лекция №6
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.