Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов

I. У манипулятора — это ложь, а точнее, самообман. Фальшь, мошенничество. Он играет роли и желает произвести должное впечатление. В своей деятельности использует методы «удочки». Настоящих чувств не испытывает, выражаемые им чувства выбирает в зависимости от обстоятельств, «как бы для внешнего мира». У актуализатора — это честность, искренность. Он способен к правдивому и неподдельному проявлению своих чувств. Он по-настоящему бывает самим собой, открыто, чистосердечно выражает свое отношение к окружающей действительности.

II. У манипулятора — неосознанность, апатия, скука. Он не понимает действительного значения жизни, а сознает только то, что входит в его схему привычной формы поведения. Он видит, слышит и осязает только то, что от него хотят. У актуализатора — осознанность, интерес, полнота жизни. Его жизнь полна настоящей заинтересованности. Он свободен от штампов, имеет свое суждение о жизни, о произведениях изобразительного искусства, музыке, поэзии и т. п.

III. У манипулятора — контроль, закрытость, нарочитость. Для него жизнь — игра в шахматы, карты, нарды. Где нужно, он постоянно контролирует ситуацию, внешне выражая спокойствие и сдержанность, внутри же у него могут кипеть страсти. И все это для того, чтобы скрыть свои подлинные цели и мотивы. У актуализатора — свобода и открытость. Он открыт для себя, для всех и каждого. У него нет камня за пазухой. Он свободен в выборе своих чувств и эмоций, он — хозяин своей жизни.

IV. У манипулятора — цинизм и безверие. Он не доверяет никому, ни себе, ни другим. Он считает, что людям свойственно недоверие, что во взаимоотношениях между людьми существует только два варианта — управлять и быть управляемыми. У актуализатора — доверие, вера, убежденность. Он обладает глубокой верой в себя, считает, что справится с жизненными трудностями. Он также верит, что при желании с трудностями может справиться почти каждый. Э. Шостром полагает, что при осознании себя, честности перед самим собой, доверии к себе и открытости к другим из диктатора может развиться лидер, из «тряпки» получиться сочувствующий, из калькулятора — внимательный, из прилипалы — признательный, из хулигана — напористый, из славного парня — заботливый, из судьи — выразитель, из защитника — победитель. Эти изменения отражены на приведенной схеме.

Если манипулятор — это обычно один или два типа поведения, то актуализатор интегрирует множество типов поведения, он гибок и волен в выборе поведения. Его действия всегда многообразны и свободны. Он может быть одновременно напористым и заботливым, лидером и сочувствующим. Но он не сверхчеловек. Он не борется ни со своими недостатками, ни с недостатками других. Он может быть умным и глупым, бережливым и расточительным, гибким и упрямым. Но он не может быть безрадостным, поскольку ищет радость в искренних проявлениях жизни. Манипулятор и актуализатор распознаются по тому, как они восстанавливают контакты и как взаимодействуют или общаются друг с другом. Контакт манипулятора всегда инструментальный и поверхностный, т. е. он устанавливается для каких-то целей с обязательным контролем, оценкой. Контакт же у актуализатора открытый, искренний, без какой-либо специально оговоренной цели. Он не боится выразить свои чувства, "эмоции, будь это обида, страх, ненависть или любовь.

Манипулятор же постоянно находится в страхе перед выражением своих чувств и эмоций. Он советует другим: «Не расстраивайтесь», «Контролируйте себя», «Принимайте это...». Хорошо складывается семейная жизнь двух актуализаторов, могут ужиться два манипулятора, но совсем не уживутся манипулятор и актуализатор, потому что один будет чувствовать, а другой будет постоянно играть на этих чувствах.

К манипулятивным отношениям относится все, что относится к теме любовных взаимоотношений, начинающихся словами: «Если бы ты меня любил, то ты бы....», «А ты докажи, что любишь меня». Часто многие истеричные женщины ведут настоящую манипулятивную войну везде: в семье, на работе. на отдыхе. Позиция актуализатора не всегда должна быть соглашательской, уступчивой, не портящей взаимоотноше­ний. У людей разные вкусы, взгляды, убеждения. Поэтому актуализатор подходит к этим вещам с пониманием и уважением принципов других людей. Где нужно, он будет отстаивать свою точку зрения, а где нет — не будет. Важнейшей характеристикой личности является ее отношение ко времени. Здесь актуализатор и манипулятор могут очень сильно отличаться друг от друга. Рассмотрим отношение манипулятора к прошлому, настоящему и будущему. Ориентированного на прошлое манипулятора очень легко узнать, так как оно его часто мучает. Манипулятора могут расстраивать события двадцатилетней давности, и он, вспомнив, как его оскорбили, может впасть в ярость или расплакаться. Его состояние характеризуется чувством вины, сожаления, раскаяния, угрызениями совести и жаждой мести. Если манипулятор обращен в будущее, он живет в мире мечты, грез, планов, ожиданий и страхов. Он полнос­тью погружен в заботы о будущем и постоянно терзается тем, как будут свершаться его планы. Обычно его помыслы обращены в будущее: «Следующим летом я разведу такой сад...», «Через два года я сделаю такой ремонт, увидишь — упадешь», «Через пять лет...». Самые худшие из временных манипуляторов — это манипуляторы сегодняш­ние. Они суют нос не в свои дела, много говорят, и все без толку. Или вовлечены в такую суету, из которой трудно выбраться. Поэтому от этих людей постоянно можно слышать одни и те же отговорки: «У меня сейчас так много дел», «Кручусь, как белка в колесе», «Не сейчас, не сейчас, давай потом». Некоторые манипулятивные черты закладываются с дет­ства родителями. Так, например, считается, что если у родителей большие сомнения, как лучше вырастить ребенка, то у того развивается так называемая радарная система: «Что подумают люди?», «Какую позицию мне занять?» — т. е. мы имеем зависимость детей от ситуации. Это может быть манипуляция в форме угождения окружающим. Но не исклю­чена и обратная ситуация. Если родители предоставляю! большую самостоятельность ребенку, то тот вырастает слишком самоуверенным, с чувством, что он прав во всем. Впоследствии такой человек будет «наставлять на путь истинный» всех и вся, указывая, как нужно жить. Он становится нечувствительным к мнению других и бескомп­ромиссным в суждениях об окружающих. Актуализатор свободен в своем выборе творить, констру­ировать, путешествовать, любить и рисковать. Он понимает и осознает свой выбор. Он играет в жизни, осознает, что манипулирует, понимает также, когда им манипулируют. Актуализатор радуется самому процессу делания, независимо от того, что он делает. Если он настоящий актуализатор, он всегда занимается любимым делом. Он способен любую работу, даже самую рутинную, превратить для себя в увлекательное занятие, поэтому жизнь он воспринимает такой, какова она есть, со всеми ее взлетами и падениями. С детства нам внушали, что работой и усердием можно добиться всего. Впоследствии выяснилось, что это не всегда следует понимать буквально. Например, есть такое мнение: сколько ни старайся, невозможно воспитать такие качества, как мудрость, достоинство, мужество.

Каждое качество человеческой натуры имеет свою поляр­ность. Человек обычно выражает одно из своих качеств, другие же старается не замечать или меньше показывать. Он обычно уважает сильные, правильные стороны своей лично­сти, а другие стороны как-то не очень признает. Но, однако, из-за того, что правая рука может делать больше, чем левая, мы любим ее не больше, чем левую. Поэтому без биполярнос-ти черт характера не может быть нормальной личности. У актуализатора есть и слабые, и сильные стороны, которые он осознает и воспринимает с достоинством. Он бывает активным и пассивным, слабым и сильным, зависимым и независимым, агрессивным и послушным, постоянно оста­ваясь самим собой. На проблему конфликтов Э. Шостром придерживается иного взгляда, чем многие ученые. Например, если Д. Кар-неги советует: «Стремитесь избегать конфликтов», то Э. Шостром считает, что конфликты неизбежны и даже необходимы, так как они являются движением вперед, к росту. Бесконфликтная жизнь подобна болоту, которое засасы­вает все живое и творческое. Но единственное, что мешает творческому в конфликте, — это страх перед обидой.

Человек в конфликте выражает свои чувства. Поэтому он говорит, что цель в жизни не выигрыш, а выражение своих чувств, эмоций и своего «я». В заключение приведем несколько примеров манипуля­ции и актуализации между родителями и детьми.

Лучшие манипуляторы — это, конечно, дети. Лучшие манипулятивные взаимоотношения — это взаимоотноше­ния родителей и детей. Часто на улице можно заметить маленького диктатора, который управляет родителями не­послушанием, топанием ног, упрямством, надутыми щеками и губками, плачем и криком. Родители после некоторого давления, конечно, уступают маленькому диктатору, лишь бы не видеть этого безобразного зрелища. Но это еще куда ни шло по сравнению с типом жестокого манипулятора, от которого даже сами родители не знают, куда деваться. Его отличительная черта — склонность к насильственным действиям, он задирается, обзывает детей, дерется, ругается, плюется. Он любит играть с ружьями, ножами, саблями. Он быстро соображает, что людей можно легко приручить, и его «дремучая смесь из ненависти и страха делает людей хорошо управляемыми» (Э. Шостром). Постепенно он становится хулиганом. Чем больше растет его самонадеянность и безупречная вера в свои методы, тем больше укореняется в нем склонность к хулиганству. Но самым распространенным манипулятором ввиду осо­бенностей детской психологии является маленькая «тряпка». Она постоянно находится в состоянии беспомощности. плохо себя чувствует, постоянно все забывает, не доделывает до конца, выбирает роль глупого или глупенькой, заставляя таким образом работать за себя.

Следующий тип детской манипуляции — это «плакса-вакса». Этот ребенок быстро смекнул, что слезы хорошо «оплачиваются». Сначала он ревет от боли после падения, ушиба, но потом и без особого повода. И что интересно, во время его манипуляции все становятся заботливыми, ласко­выми, все бросаются его успокаивать. «Слезный механизм» работает безотказно. Но так как в обществе плакать не принято, то в школе оттачиваются другие аналогичные механизмы, которые позволяют вызывать к себе жалость и повышенное внимание, сочувствие и любовь. Он постепен­но делается большим «вычислителем». Его оружием стано­вится симуляция. Ясно, что дети сами по себе не становятся манипулятора­ми. Это мы, вводя их во взрослую жизнь, приучаем к манипуляции и управлению. Они как губка впитывают нашу форму поведения, они — наши «гениальные ученики». А наш мир — это мир манипулятивных ролей, где каждый, добиваясь своих целей, старается манипулировать другими, но соответственно и сам таким же образом становится объектом манипуляции. И только актуализатор, понимая и принимая мир таким как он есть, осознавая все происходящее, выбирает жизнь, Свободную от манипуляции и манипуляторов.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система манипуляций | Организационный момент (2 минуты)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.