Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная психология. Конспект лекций. витие эмоций — удовольствия, неудовольствия, страха, любопытства




витие эмоций — удовольствия, неудовольствия, страха, любопытства. Институт Гезелла продолжил эти работы и после смерти исследователя. Систематическое наблюдение, как правило, проводится либо за собственным ребенком, либо в условиях закрытого детского учреждения (детских домах и интернатах).

Метод требует незаметности для субъекта. Л. С. Выготский говорил о том, что взрослый для ребенка всегда центральная и самая притягательная фигура в ситуации, поэтому все внимание ребенка фиксируется на нем. Потребность в общении со взрослым — важнейшая базовая потребность ребенка, которая формируется уже на втором месяце жизни. Надо учитывать сенситивные периоды, когда ребенок особенно чувствителен к наблюдению. Это начало второго полугодия жизни, когда потребность общения со взрослым подкрепляется инициативой ребенка в установлении контакта; кризисы 3 лет, 6-7 лет и подростковый. Если ребенок видит, что за ним наблюдают, его поведение резко меняется. Например, семилетки начинают манерничать, кривляться, «работать на публику», что обусловлено потерей непосредственности. У подростка чувствительность к вниманию взрослого связана с формированием чувства взрослости и потребностью в уважении и принятии взрослым. Что касается взрослых, то причиной изменения естественного поведения в ситуации, когда он ощущает себя объектом наблюдения, может стать страх социальной оценки. Чтобы предотвратить эти искажения поведения, используется прием «включенного наблюдения». Исследователь, наблюдая за ребенком, включается в совместную с ним деятельность. Требование незаметности наблюдения обусловлено принципом экологической валидности исследования.

Существуют следующие виды наблюдения в зависимости:

* от того, кто осуществляет наблюдение: самонаблюдение и объек-
тивное наблюдение;

* от систематичности: сплошное, предполагающее фиксацию всех
действий и высказываний ребенка в протоколе, и выборочное
наблюдение;

* от позиции наблюдателя: внешнее, включенное и параллельное
наблюдение.

Наблюдение, как правило, дополняется методом объективного эксперимента. Почему необходимо такое дополнение? Метод наблюдения имеет достаточно серьезные ограничения. Первое — невозможность повторного воспроизведения изучаемого явления. Сегод-


___________________ Лекция 3. Стратегии и методы возрастной психологии ■ 39

ня это ограничение снимается за счет средств технической регистрации. Второе — невозможность варьирования условий и тем самым невозможность проверки гипотез о причинно-следственных связях, констатация лишь внешней картины. Со вторым ограничением и связано введение метода объективного эксперимента.

П. Фресс выделяет четыре ступени исследования: 1) наблюдение, сбор фактов, их систематизация; 2) формулирование гипотез на основе собранных фактов; 3) проведение эксперимента с целью проверки гипотез; 4) анализ данных, подтверждение или переформулирование выдвинутых гипотез.

Нельзя отделять наблюдение от эксперимента, так как это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие методы. Сегодня наблюдение переживает второе рождение, связанное с утверждением экологического подхода к изучению развития ребенка. У. Бронфен-бреннер [111], видный методолог, теоретик в области психологии развития, автор книги «Два мира детства», предложил экологическую парадигму изучения развития или экологический подход. Еще в 1960-е гг. он писал о неудовлетворительном состоянии в исследовании детского развития. Это было время господства бихевиоризма и схематичных экспериментальных подходов в американской психологии. У. Бронфенбреннер подверг критике эти исследования, считая, что лабораторный эксперимент есть не что иное, как «странное поведение детей в странных ситуациях со странными взрослыми». Ситуация, когда для ребенка не ясны смысл и значение тех задач, которые он решает, отрываясь от естественной среды жизнедеятельности, с точки зрения ученого, не позволяет изучить подлинную систему его взаимодействий с миром.

Основным требованием экологического подхода стало требование коренного пересмотра представлений о содержании, структуре и роли среды в психическом развитии ребенка. Бронфенбреннер сформулировал основные требования к экологически валидному исследованию [111]. Необходимо сохранять целостность реальных жизненных ситуаций, выступающих объектом экспериментального исследования. Планируемое исследование должно учитывать широкие социальные и культурные контексты, в которых происходит развитие детей, и соответствующим образом отражать их в модели эксперимента. Наконец, экспериментальные процедуры (задачи, инструкции, полученные результаты) должны быть восприняты участниками в соответствии с теми концептуальными определениями, которые были заложены в проекте исследования, как в явном, так и скрытом виде.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.