Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже




Лекция 7

7.1. Движущие силы развития

Операциональная концепция Ж. Пиаже представляет целостную картину интеллектуального развития ребенка. Им выделены четыре основные детерминанты, определяющие развитие интеллекта.

1. Фактор равновесия (гомеостаза) с внешней средой. Жизнь —
постоянное нарушение гомеостаза между субъектом и средой. Как
только нарушается равновесие, организм проявляет активность в
направлении его компенсации. Принцип активности выражает дви
жение к равновесию.

2. Биологическое созревание. Создает предпосылки развития, но
не определяет содержания и закономерностей развития.

3. Собственная активность субъекта. Источником развития
интеллекта и познания субъектом мира является действие как
субъект-объектное взаимодействие.

4. Социальный опыт. Ребенок в процессе развития овладевает
языком, интеллектуальными, социальными ценностями. Однако
социальный опыт воспринимается ровно настолько, насколько у
ребенка сформированы соответствующие интеллектуальные способ
ности. Неусвоение социального опыта приводит к развитию интел
лекта, а, напротив, развитие интеллекта делает возможным само
усвоение социального опыта. Социализация начинается достаточ
но поздно, когда у ребенка уже есть интеллектуальные инструмен
ты для присвоения социального опыта. Это положение принципи
ально отличает взгляды Ж. Пиаже от культурно-исторического
подхода в отечественной психологии, где усвоение социокультурно
го опыта рассматривается как специфическая форма психического
развития ребенка.

Стремление к равновесию — генеральный принцип и главный регулятор функционирования и развития. Чем более высокую ступень на эволюционной лестнице занимает вид, тем чаще для восстановления утраченного равновесия используется предвосхище-


94 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

ние. Человек активно компенсирует прогнозируемые изменения еще до того, как равновесие будет нарушено. Вся жизнь подчинена верховному принципу равновесия, выступающему в формах ритма, регуляции и группировки на разных этапах развития.

Интеллект имеет адаптивную природу и выполняет функцию уравновешивания организма и внешней среды. Основная функция интеллекта — структурирование отношений между организмом и средой. И восприятие, и память, и воображение, и мышление обеспечивают адаптацию и равновесие, однако интеллект — самое совершенное средство.

В поздней концепции Ж. Пиаже [72] кардинально пересмотрел прежние представления об основных детерминантах развития. Если в ранней концепции развитие определяется только двумя факторами — наследственностью 1|^редой, то в своих поздних работах психолог выделяет сложную систему детерминант, где важнейшую роль приобретает активность субъекта. Роль наследственности выражена, во-первых, в процессах биологического созревания, выступающих как условия развития, и, во-вторых, в заданности/врожденно-сти двух базовых тенденций всех живых организмов. Эти базовые тенденции выступают как инвариантные функции адаптации, или стремление к равновесию со средой, и организации опыта и информации в системы и схемы. Процессы уравновешивания представляют собой общую наследственность, т. е. являются врожденными и составляют функциональную сторону развития. Структуры и схемы формируются прижизненно, составляя структурный аспект развития. Структура определяется активностью субъекта, в то время как стремление к структурированию — наследственностью. Среда, социальная и природная, поставляет необходимый для структурирования материал. Развитие интеллекта представляет собой последовательную смену логических структур мышления, конечной целью которой является формирование формально-логических операций. Исследования Пиаже направлены на изучение того, как в процессе развития возникают и преобразуются структуры интеллекта.

Важнейшим понятием в концепции Пиаже является адаптация. Только интеллект, по мнению Ж. Пиаже, обеспечивает полное равновесие между организмом и средой, т. е. адаптацию. Адаптация представляет собой уравновешивание процессов ассимиляции и аккомодации. Источником развития интеллекта является активность субъекта, единицей анализа которой выступает действие. В основе развития интеллекта лежит развитие действий. Для того


Лекция 7. Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже ■ 95

чтобы понять, что такое действие, обратимся к следующей схеме (схема 4).

Ассимиляция

Субъект < > Объект

Аккомодация

Схема 4. Схема действия по Ж. Пиаже

Пиаже определяет действие как неразрывное единство субъект-но-объектного взаимодействия, в ходе которого происходит познание мира субъектом. Ассимиляция — это процесс включения объекта в имеющиеся схемы действия. Например, врожденный безусловный рефлекс сосания включает все новые и новые объекты в одну и ту же схему сосания. Аккомодация — изменение схемы действия в соответствии с особенностями объекта. Когда ребенок сосет пустышку и пытается сосать свой палец или край одеяла, он трансформирует саму схему сосания с учетом величины объекта. Уравновешивание ассимиляции и аккомодации имеет результатом адаптацию организма к среде.

Смысл аккомодации и ассимиляции для развития различен. Аккомодация обеспечивает прирост, изменение. Ассимиляция обеспечивает стабилизацию, сохранение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.