Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль общения

Значение общения в психическом развитии ребенка доказывается следующими фактами:

* влиянием дефицита общения или социальной депривации на
развитие ребенка;

* воспитанием детей животными: нет человеческого общения —
нет развития;

* воспитанием слепоглухонемых детей. Если такой ребенок ос
тается вне специальной системы воспитания, то даже при ус
ловии сохранного интеллекта ему грозит глубокая умственная
отсталость. Специальная система воспитания обеспечит впол
не полноценное развитие. В чем же состоит основная цель и
способ такого воспитания? Чтобы вернуть слепоглухонемого
ребенка на магистральный путь развития, необходимо прежде


1.
I

Лекция 10. Теория психического развития ребенка в деятельностном подходе «143

всего установить с ним контакт и создать формы общения и сотрудничества.

Функции, структура и закономерности развития общения ребенка обсуждались в работах М. И. Лисиной [55, 56]. Общение как коммуникативная деятельность выполняет следующие функции: передача культурного опыта; организация совместной деятельности; формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга и самопознание. Структура общения включает: предмет — другой человек, партнер по общению; потребность в общении, стремление к познанию и оценке других людей, а через них — к самопознанию и самооценке; мотивы; действия — инициативные акты и ответные действия; задачи или цели; средства (вербальные, мимические, предметные) и т.д.; продукты (образования материального и духовного характера).

Для каждой возрастной стадии характерна своя специфическая форма общения. Критериями выделения этих форм являются: время возникновения, место в системе жизнедеятельности ребенка, потребности, мотивы и средства общения.

М. И. Лисина предложила периодизацию общения, охватывающую детский возраст от рождения до семи лет, включающую четыре основные формы общения:

1. Ситуативно-личностное (2-6 месяцев)— отвечает потреб
ности в доброжелательном внимании взрослого. Основные сред
ства общения — экспрессивно-мимические.

2. Ситуативно-деловое (6 месяцев— 3 года)— реализует по
требность в сотрудничестве со взрослым и связана с предметной
деятельностью. Ведущим является деловой мотив. До года сред
ства общения преимущественно предметно-действенные, после
года — вербальные.

3. Внеситуативно-познавательное (3-5 лет)— ведущей явля
ется потребность в уважительном отношении взрослого. Реализует
познавательные мотивы. Используются вербальные средства, где
преобладают вопросы «Почему?», «Зачем?».

4. Внеситуативно-личностное (5-7 лет) — реализует потреб
ность во взаимопонимании и сопереживании. Мотив общения —
установление межличностных отношений с партнером. Средства
общения вербальные.

Общение как коммуникативная деятельность формируется уже в первые месяцы жизни ребенка. Потребность в общении не врож-


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возрастная психология. Конспект лекций. Роль социальной среды и наследственности | Возрастная психология. Конспект лекций. денная, а формируется прижизненно
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.