Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная психология. Конспект лекций




Вопросы для самопроверки

1. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии.

2. Связь психологии развития и возрастной психологии с психологиче
скими дисциплинами и другими науками.

3. Проблема метода исследования психического развития. Принципи
альная ограниченность стратегии «срезов».

4. Соотношение понятий «рост, развитие, созревание». Основные харак
теристики психического развития человека.

5. Эволюция детства в истории человечества.

6. Возраст и критерии его выделения. В чем различия хронологическо
го (паспортного), биологического (органической зрелости), социально
го и психологического возраста?

7. Как можно объяснить существование аналогий и параллелей в инди
видуальном развитии человека и истории развития рода?

8. Различия в понимании роли среды в психическом развитии ребенка
в бихевиоризме и в культурно-историческом подходе.

9. Роль созревания в психическом развитии человека в онтогенезе.

10. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления (Ж. Пи
аже, Л. С. Выготский). Современные подходы к пониманию феномена
эгоцентрической речи.

11. Понятие эго-идентичности (Э. Эриксон). Статусы эго-идентичности и
механизмы ее формирования.

12. Основные детерминанты интеллектуального развития в концепции
Ж. Пиаже.

13. Периодизация стадий развития интеллекта в онтогенезе в концепции
Ж. Пиаже. Понятие «операция».

 

14. «Феномен сохранения». Его теоретическая интерпретация в теории
Ж. Пиаже и в исследованиях школы П. Я. Гальперина.

15. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Роль при
своения социально-исторического культурного опыта.

16. Соотношение социальной и органической (генетической) форм насле
дования человеком видового опыта. Значение органической наслед
ственности и процессов созревания для психического развития в он
тогенезе.

17. Понятие высших психических функций: структура, свойства, гене
зис. Закон развития высших психических функций (Л. С. Выгот
ский).

18. Понятие психологического возраста. Социальная ситуация развития,
возрастные психологические новообразования и динамика детского
развития.

19. Психологическое содержание возрастных кризисов.

20. Вклад Л. С. Выготского в решение проблемы соотношения обучения и
развития.

21. Теоретическое и практическое значения понятия «зона ближайшего
развития». Способ измерения зоны ближайшего развития.

22. Социальная среда как источник психического развития ребенка.


23. Деятельность как детерминанта психического развития в онтогенезе.
Понятие ведущей деятельности.

24. Сравнительная характеристика двух подходов к организации практи
ки воспитания ребенка — концепции искусственной акселерации и
теории амплификации (А. В. Запорожец).

25. Проблема генезиса потребности ребенка в общении. Механизм воз
никновения и развития новых форм общения.

26. Критерии построения периодизации психического развития ребенка
в культурно-историческом подходе.

27. Особенности кризиса новорожденности. Критерии его завершения.

28. Проблема соотношения развития сенсорики и моторики в младенче
стве.

29. Психологические.особенности младенческого возраста.

30. Качественное отличие орудий и предметно-орудийных действий чело
века и вспомогательных средств животных.

31. Основные закономерное^ развития предметно-орудийных действий в
раннем возрасте.

32. Сравнительная характеристика игры детей раннего и дошкольного
возраста.

'33. Развитие речи в раннем возрасте.

34. Причины, сущность и новообразования кризиса трех лет.

35. Структура и функции детской игры.

36. Основные закономерности развития игровой деятельности.

37. Основные психологические новообразования дошкольного возраста.

38. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

39. Основные компоненты психологической готовности ребенка к школе.

40. Значение содержания и организации учебной деятельности для пси
хического развития ребенка.

41. Основные психологические новообразования младшего школьного
возраста.

42. Проблема «кризиса» подросткового возраста в зарубежной и отече
ственной психологии.

43. «Чувство взрослости» и его генезис.

44. Самосознание и самопознание в подростковом и юношеском возрасте.

45. Психологические новообразования подросткового и юношеского воз
раста.

46. Основные закономерности психологического развития в зрелых воз
растах.

47. Возрастные кризисы зрелости.


Список литературы

1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. М., 1991.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М., 1997.

3. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., 1982.

4. Анцыферова Л. И. Психологические закономерности развития лично
сти взрослого человека и проблема непрерывного образования // Пси
хологический журнал. 1980. Т. 1. № 2.

5. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории /
Под ред. И. С. Кона. М., 1977.

6. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2000.

7. Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследова
ние подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический
журнал. 1994. № 1.

8. Басов М. Я. Опыт методики психологических наблюдений над детьми
дошкольного возраста // Избранные психологические произведения.
М., 1975.

9. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000.

10. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.

11. Блонский П. П. Избранные педагогические труды. М., 1986.

12. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995.

13. Боулби Дж. Привязанность. М., 2002.

14. Братусъ Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте //
Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1980. № 2.

 

15. Бронфенбреннер У. Два мира детства: дети в США и в СССР. М., 1976.

16. БрунерД. О познавательном развитии // Исследование развития по
знавательной деятельности / Под ред. Д. Брунера. М., 1971.

17. Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1930.

18. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

19. ВенгерА. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской пси
хологии и научное творчество Д. Б. Эльконина // Вопросы психоло
гии. 1988. № 3.

20. ВенгерА. Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования де
тей младшего школьного возраста. Томск, 1993.

21. ВенгерЛ.А. Развитие общих познавательных способностей как пред
мет психологического исследования // Развитие познавательных спо
собностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Вен-
гера. М., 1986.

22. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Младенческий возраст. Кри
зис первого года жизни. Раннее детство. Кризис трех лет. Кризис семи
лет. Педология подростка. М., 1983.

23. Выготский Л. С. Вступительная статья к русскому переводу книги
К. Бюлера «Очерк духовного развития ребенка» // Собр. соч.: В 6 т.
Т. l.M.,1982.

24. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //
Вопросы психологии. 1966. № 6.

25. Выготский Л. С. Психология. М., 2000.


236 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

26. Выготский Л. С. Биогенетический подход в психологии и педагогике //
Хрестоматия по возрастной психологии. Ч. 1 / Под ред. О. А. Караба-
новой, А. И. Подольского, Г. В. Бурменской. М., 1999.

27. Выготский Л. С, ЛурияА. Р. Предисловие к русскому переводу работы
«По ту сторону принципа удовольствия» // Фрейд 3. Психология бес
сознательного. М., 1989.

28. Гальперин П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в
исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966. № 4.

29. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж,
1998.

30. Гальперин П. Я., ЭлъконинД. В., Запорожец А. В. К анализу теории
Ж. Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге
Д. Флейвелла «Генетическая психология Ж. Пиаже». М., 1967.

31. ГезеллА. Педология раннего возраста. М., 1932.

32. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая
проблема // Вопросы пАхологии. 1988. № 2.

33. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в
период кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. № 5.

34. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

35. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как
субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3-4.

36. Дети, лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под
ред. В. С. Мухиной. М., 1991.

37. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.

38. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории
и практики. М., 1991.

39. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики // Избран
ные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1986.

40. Захарова А. В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего
школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 4.

41. Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы
психологии.1984. № 4.

42. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1930.

43. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.

44. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

45. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

 

46. КоулМ. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.,
1997.

47. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обуче
нию в школе. М., 1991.

48. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

49. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Полный
жизненный цикл развития человека. М., 2001.

50. Ладыгина-Коте Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинк
тах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935.


Список литературы ■ 237

51. Лангмейер Й„ МатейчекЗ. Психическая депривация в детском воз
расте. Прага, 1985.

52. Левина Р. Е. Идеи Л. С. Выготского о планирующей речи // Вопросы
психологии. 1968. № 4.

53. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

54. Леонтьев А. Н., ЛурияА. Р. Психологические воззрения Л. С. Выготс
кого // Выготский Л. С. Избранные психологические исследования.
М., 1956.

55. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.

56. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

57. Лоренцо О., МачадоА. В защиту теории Пиаже: ответ на десять основ
ных пунктов критики // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискус
сии / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. М., 2001.

58. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М.,
1974.

59. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.

60. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

61. Массен П. и др. Развитие личности в среднем возрасте // Психоло
гия личности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1982.

62. Mud M. Культура и мир детства. М., 1988.

63. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности
в психологии. М., 1981.

64. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, дет
ство, отрочество. М., 2000.

65. Нежнова Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дош
кольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Серия
14: Психология. 1988. № 1.

66. Обухова Л. Ф. Детская психология. М., 1995.

67. Обухова Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. М., 1981.

68. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М., 2002.

69. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под
ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988.

70. Перре-Клермон А. Роль социальных взаимодействий в развитии ин
теллекта детей. М., 1991.

71. Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельно
сти // Вопросы психологии. 1987. № 1.

 

72. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические
труды. М., 1994.

73. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932.

74. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001.

75. Попцова Е. В. Качества матери и психическое развитие ребенка ран
него возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1995.

76. Прейер В. Душа ребенка. Наблюдение над духовным развитием чело
века в первые годы жизни. СПб., 1912.

77. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение.
М.; Воронеж, 1996.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.