Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и формы международных экономических отношений

Международные экономические отношения – хозяйственные связи между экономическими агентами разных стран.Международные экономические отношенияимеют преждевсего форму мировой торговли товарами и услугами, международного движения капитала, международной миграции рабочей силы. Возможны и другие классификации форм международных экономических отношений в связи с их разнообразием и взаимопереплетением.

Основные характеристики мировой торговли

Международная торговля -это обмен товаров и услуг между государственно-национальными хозяйствами. Она существует в двух формах: свобода торговли и протекционизм.

Протекционизм -форма мировой торговой политики, появившаяся в эпоху меркантилизма в Европе, и представляющая, что в интересах каждой нации способствовать увеличению своего экспорта в другие страны и ограничивать импорт оттуда. Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа (таможенные пошлины) на ввозимые из-за рубежа товары, а также через нетарифные ограничения (нетарифные барьеры). Кроме этого – количественные (контингентирование, добровольное ограничение экспорта, лицензирование) и валютные ограничения импорта товаров, сложная таможенная процедура, высокие требования к соответствию импортируемых товаров национальным техническим и санитарным стандартам, внутренние сборы и налоги на импортируемые товары, жёсткие антидемпинговые пошлины.

Свобода торговли – принцип внешнеторговой политики, предусматривающий свободу предпринимателей, фирм в принятии и осуществлении решений по ведению внешней торговли. Фритридерство (либерализм международных экономических отношений) - форма мировой торговой политики утверждающая что в интересах как отдельной нации, так и всех стран вместе - допустить полную свободу торговли.

 

Валютные отношения

Валютная система - совокупность экономических (денежно-кредитных) отношений, связанных с функционированием валюты, и форм их организации. Валютная система как национальная, региональная, так и мировая состоит из ряда взаимосвязанных элементов и взаимозависимостей. Основой ее является валюта: в национальной системе таковой служит национальная, в мировой - резервные валюты, выполняющие функции международного платежного и резервного средства, а также международные счетные валютные единицы.

Валюта - это любая национальная денежная единица.

Различают свободно конвертируемую валюта частично конвертируемую валюту и неконвертируемую валюту.

Свободно конвертируемая валюта - валюта, при совершении сделок с которой отсутствуют какие-либо законодательные ограничения по любым видам операций.

Частично конвертируемая валюта - валюта тех стран, где существует количественные ограничения или специальные разреши тельные процедуры на обмен валюты по отдельным видам операций или для различных субъектов валютных сделок.

Неконвертируемая (замкнутая) валюта - национальная денежная единица, законодательство которых предусматривает ограничения практически по всем видам операций.

В современное время в процессе интеграции формируется коллективная валюта.

Коллективная валюта - валюта, обращающаяся в рамках отдельных интеграционных группировок или в отдельных международных сделках: СДР, ЭКЮ, ЕВРО.

Валютные курсы являются важным «нервным узлом» всей системы международных экономических отношений, и весь комплекс внутренних и внешних факторов (от долгосрочных экономических до политических и даже психологических), определяющих развитие экономики той или иной страны, влияет на динамику валютных курсов.

Валютный курс -это соотношение двух денежных единиц или цена одной денежной единицы, выраженная в денежной единице другой страны.

Первой сложившейся мировой валютной системой была Парижская (с 1867 г. до начала 20-х гг. ХХ в.). Ее признаки: принятие золотого (золотомонетного) стандарта и режим свободноплаваю свободноплавающих валютных курсов с учетом спроса и предложения. Каждая национальная валюта имела золотое содержание, в соответствии с которым устанавливался ее приоритет к другим валютам. Признавался обмен валют на золото, за которым была признана роль мировых денег.

Генуэзская валютная система (1922г.) базировалась на золото-девизном стандарте. В дополнение к золоту использовались девизы - иностранные валюты. Золотые паритеты были сохранены, режим плавающих валютных курсов восстановлен. Генуэзская система просуществовала до II-ой мировой войны.

Бреттонвудская валютная система (1944г.). Доллар стал единственной валютой, конвертируемой в золото. Переход к системе фиксированных валютных курсов, которые могли отклоняться от установленных пределов лишь в узких пределах. Создание двух валютно-финансовых и кредитных организаций: Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития.

Ямайская система (1976г.). Вместо золото-девизного стандарта была введена система плавающих валютных курсов, которые формируются в зависимости от спроса и предложения на валюту. Завершился процесс демонетизации золота, т.е. утраты им денежных функций.

В Западной Европе в конце 70-х годов была юридически оформлена региональная Европейская валютная система (ЕВС).

 

Международная миграция рабочей силы

По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы и населения. Это – один из наиболее сложных элементов международных экономических отношений, поскольку объектом являются человеческие ресурсы, что и определяет остроту возникающих в связи с международной миграцией проблем и многогранных последствий этого процесса.

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обуславливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Международная миграция включает также процесс репатриации - возвращение в страну происхождения ранее выехавших из них граждан.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий: иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну; работники-мигранты по контракту; нелегальные иммигранты; лица, просящие убежища; беженцы.

Международная миграция рабочей силы как социально-экономическое явление значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран.

Последствия для принимающих стран. В принимающих странах рынок труда переполняется, в результате чего растет количество безработных - цена труда снижается. Это выгодно для предпринимателей, нанимающих работников. Однако рабочие теряют часть денежных средств из-за понижения доходов.

Для принимающей страны мигранты представляют собой излишнее бремя для бюджета из-за роста выплаты пособий по бедности, перегрузке общественных школ. Но с другой стороны, мигранты в виде налогов получают намного больше, чем их приезд стоит бюджету.

Последствия для стран-доноров. Страны-доноры при миграции теряют трудовые ресурсы и порою квалифицированные. На локальных рынках труда может возникнуть дефицит работников некоторой квалификации. Цена труда повышается. Это положительный момент для рабочих и отрицательный для фирм.

Теряя трудовые ресурсы, страна-донор теряет средства, которые были затрачены государством на подготовку специалистов, и налоги, которые смогли бы выплатить в государственный бюджет эти специалисты в будущем.

Последствия для мирового сообщества. Миграция рабочей силы подчиняется рыночным законам спроса и предложения, в соответствии с которым трудовые ресурсы перемещаются туда, где существуют наилучшие экономические условия, где существует спрос. Значит, процесс миграции рабочей силы эффективен.

 

Сущность и формы движения капитала

Международное движение капитала - это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах:

1. В форме частного или государственного капитала в зависимости от того, вывозится он частными и государственными организациями и компаниями. Движение капитала по линии международных организаций часто выделяется в самостоятельную форму.

2. В денежной и товарной формах. Вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставной капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты.

3. В краткосрочной (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах (прямые и портфельные инвестиции,долгосрочные займы и кредиты ). Хотя депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более года, их традиционно относят к краткосрочному капиталу.

4. В ссудной и предпринимательской формах. Капитал в ссудной форме (ссудный капитал) приносит его владельцу доход в основном в виде процента по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме (предпринимательский капитал) - преимущественно в виде прибыли.

 

Достоинства и недостатки эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета [2]

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета.
Достоинства Недостатки  
Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии В долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.  
Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму). Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.  
     

Монетизация как способ сокращения дефицита бюджета представляет собой увеличение количества денег в обращении (в том числе за счет банковского финансирования). Хотя этот способ используется государством очень редко, в исключительных случаях, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не стоит исключать из арсенала методов финансирования дефицита бюджета [9].

При монетизации увеличивается количество денег в обращении, темпы роста денежной массы существенно превосходят темпы роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. При этом все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. У государства образуется дополнительный доход - сеньораж, то есть новый доход от печатания денег.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а осуществляться в других формах. Например, в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. В последнем случае Правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то они нередко финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит государственного бюджета. Поэтому хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

В целом монетизация может быть использована как способ решения проблемы дефицита госбюджета. Однако необходимо иметь в виду, что это небезопасный для экономики способ. Национальными правительствами он обычно используется в исключительных случаях, когда, например:

1) имеется значительный внешний долг, что исключает льготное финансирование дефицита бюджета из внешних источников;

2) возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны;

3) валютные резервы Центрального банка истощены, в силу чего регулирование платежного баланса остается первостепенной задачей;

4) экономика способна выдержать высокую инфляцию, а граждане уже привыкли к постоянному росту цен.

Менее болезненным и более управляемым способом решения проблемы дефицита государственного бюджета является долговое финансирование. В результате долгового финансирования дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется внешний и внутренний долг государства. В таблице 2.2. представлены достоинства и недостатки финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга.

Таблица 2

Достоинства и недостатки финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга [2]

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга
Достоинства Недостатки  
Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.  
Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать - это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент). Этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным.  
  «Эффект вытеснения» частных инвестиций. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции.  
  Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса.  

Применение государственных займов для финансирования дополнительных государственных расходов определяется также значительно меньшими их негативными последствиями для экономики по сравнению, например, с дополнительной эмиссией. С другой стороны, практика долгового финансирования является политически более благоприятной для правительства, чем повышение налогов. В странах, где дефициты бюджета запрещены и финансирование через эмиссионный банк также недопустимо, доходная часть государственного бюджета может финансироваться только через налоги. Но увеличение налогов всегда негативно воспринимается гражданами, мнение которых для правительства является небезразличным, особенно во время выборов. Поэтому посредством кредитного финансирования правительство может значительно увеличить свои расходы, не усиливая столь непопулярное налоговое бремя. Это, кстати, и объясняет тот факт, почему в последнее время кредитное финансирование стало одним из популярных инструментов экономической политики в большинстве развитых стран, задолженности которых в последние два-три десятилетия значительно возросли [16, С.364].

Долговое финансирование может стимулировать экономический рост. Увеличивая свои расходы за счет займов, государство тем самым предъявляет спрос на инвестиционные и потребительские товары. При этом начинает действовать положительный эффект мультипликатора, оказывая стимулирующее влияние на другие отрасли хозяйства и занятость.

Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса».

Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу.

Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию [12, С.13].

Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

В целях сбалансированности бюджетов правительства могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Среди конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует назвать такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой -- способствовали сокращению государственных расходов, а именно [10]:

* изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью повышения эффективности производства;

* более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих экономический рост;

* резкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования;

* снижение военных расходов;

* сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ, мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

* запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.

Контрольные вопросы

3. Дайте определение понятию экономическая политика?

4. Назовите основные цели и инструменты экономической политики?

5. Что такое денежно-кредитная система?

6. Дайте определение понятию Денежная система?

7. Дайте определение понятию Кредитная система?

8. Назовите функции кредитной системы?

9. Дайте определение понятию кредитная политика?

10. Спрос и предложение денег. Равновесие на рынке денег?

11. Дайте определение понятию денежный рынок?

12. Объясните что такое жесткая монетарная политика?

13. Объясните что такое мягкая монетарная политика?

14. Объясните что такое Денежный мультипликатор?

15. Что такое кредит?

16. Назовите основные формы кредита?

17. Какие принципы кредита существуют?

18. Объясните что такое Финансовая система?

19. Объясните что такое Финансовый механизм?

20. Что такое структура финансового механизма?

21. Дайте определение понятию финансовое регулирование?

22. Дайте определение понятию финансовое стимулирование?

23. Что такое финансовые рычаги?

24. Дайте определение понятию государственный бюджет?

25. Что такое доходы государственного бюджета?

26. Что такое Расходы государственного бюджета?

27. Что такое Мультипликатор государственных расходов?

28. Что такоеНалоги?

29. Что такое ставка налога?

30. Объекты и субъекты налогообложения?

31. Какую взаимосвязь показывает Кривая Лаффера?

32. Что такое Бюджетный дефицит?

33. Что такое Бюджет?

34. Назовите соновные способы финансирования дефицита государственного бюджета?

35. Что такое государственный долг?

36. Что такое внутренний и внешний государственный долг?

37. Что такое основные и дополнительные доходы?

38. Что такое потребительская корзина?

39. Что такое номиналь­ные доходы?

40. Что такое реальные доходы?

41. Что такое система социальной защиты населения?

42. Международные экономические отношения + это?

43. Что такое международная торговля?

44. Что такое свобода торговли и протекционизм?

45. Что такое валютная система?

46. Что такое свободно конвертируемая валюта?

47. Что такое частично конвертируемая валюта?

48. Что такое неконвертируемая (замкнутая) валюта?

49. Что такое коллективная валюта?

50. Что такое валютный курс?

51. Что такое международная миграция рабочей силы?

52. Что такое международное движение капитала?

 

Лекция 15. Экономический рост

1. Понятие и показатели экономического роста

2. Факторы экономического роста

3. Типы экономического роста

4. Модели экономического роста

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рыночный механизм формирования доходов населения. Социальная политика государства | Понятие, показатели экономического роста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.