Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы налогообложения




Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. Под методом налогообложения пони­мается установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения. В практике налогообложения используются три метода взимания налогов:

· метод начисления;

· метод удержания;

· кадастровый метод.

Если используется первый метод, то налогоплательщик должен представить в налоговые органы налоговую декларацию (расчеты по уплате налогов). На основе этого документа определяется сумма налогового платежа. В России этот метод используется при взимании большинства налогов, например, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и др.

Второй метод предполагает уплату налога у источника получения дохода. Он применяется при взимании налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций (с доходов в виде дивидендов). Согласно этому методу лицо, выплачивающее другому лицу доход, исключает из него сумму налога и перечисляет в бюджет.

Удержание налога у источника выплаты дохода имеет ряд преимуществ, в том числе:

· налог уплачивается в момент выплаты дохода;

· уменьшается риск уклонения от уплаты налога;

· у источника дохода легче проконтролировать правильность исчисления суммы налога.

При кадастровом методе сумма налогового платежа определяется на основе данных кадастра.

Кадастр - это реестр, устанавливающий перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и определяющий среднюю доходность объекта обложения.

Налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой доходности имущества. Например, единый налог на вмененный доход для определения видов деятельности.

 

При изучении данной темы и выполнении практических заданий необходимо руководствоваться положениями глав 2, 4—6 НК РФ.

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

 

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков

Налогоплательщиками и плательщиками сборов призна­ются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сбо­ры. Права и обязанности налогоплательщиков определены главой 3 «Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты» НК РФ. Для правильного установления взаимоотношений с нало­говыми органами налогоплательщикам необходимо знать свои пра­ва, основными из которых являются:

■получение от налоговых органов бесплатной инфор­мации, в том числе в письменной форме, о действующих налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков и полномочи­ях налоговых органов и их должностных лиц;

■использование налоговых льгот при наличии осно­ваний;

■получение отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;

■право требовать от должностных лиц налоговых орга­нов соблюдения законодательства о налогах и сборах, соблюдения налоговой тайны.

Первоочередные обязанности налогоплательщиков — правильное исчисление и своевременная уплата законно установ­ленных налогов, а также постановка на учет в налоговых органах, ведение учета доходов, расходов и объектов налогообложения, пред­ставление в налоговые органы по месту учета налоговых деклара­ций, а также бухгалтерской отчетности.

За нарушение налогового законодательства наступает ответственность как для физических лиц, так и для организаций и их должностных лиц. Привлечение к ответственности осуществ­ляется только на основаниях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Для того чтобы знать, какие последствия может повлечь за собой нарушение налогового законодательства, следует изучить систему финансовых и административных штрафов, которые нала­гаются при совершении налогового правонарушения. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение нало­гового законодательства только с 16 лет. Лицо не может быть повторно привлечено к ответственности за совершение одного и того же нало­гового правонарушения. Законодательством установлены обстоятель­ства, которые полностью исключают привлечение лица к ответствен­ности, исключают вину лица в совершении налогового правона­рушения.

При изучении данной темы и выполнении практических заданий необходимо руководствоваться положениями главы 3 и раз­дела V «Налоговая декларация и налоговый контроль» НК РФ.

 

Права и обязанности налоговых органов. Налоговый контроль

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчис­ления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты. Права и обязанности налоговых органов определены гла­вой 5 «Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые орга­ны. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц» НК РФ. Знание этих положений налогопла­тельщиками позволяет им квалифицированно решать возникающие разногласия по применению налогового законодательства. В соот­ветствии с положениями главы 5 НК РФ налоговые органы наделе­ны следующими основными правами:

■ требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность и своевременность исчисления и уплаты налогов;

■ проводить налоговые проверки;

■приостанавливать операции по счетам налогоплатель­щиков;

■определять суммы налогов расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к проверке;

■привлекать для проведения налогового контроля спе­циалистов, экспертов и переводчиков;

■ иными правами, предусмотренными НК РФ. Налоговые органы несут ответственность за превыше­ния своих прав. Налоговые органы обязаны:

■соблюдать законодательство о налогах и сборах и осу­ществлять контроль за его соблюдением;

■вести в установленном порядке учет налогоплатель­щиков;

■проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах;

■осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней и штрафов, установленных НК РФ;

■ соблюдать налоговую тайну;

■ направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа;

■ выполнять другие обязанности, предусмотренные НК РФ. Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий или бездействия. Причиненные убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

Одним из наиболее эффективных методов контроля со стороны налоговых органов является налоговая проверка. Суще­ствует несколько видов налоговых проверок. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе пред­ставленных налогоплательщиками деклараций и документов, в соот­ветствии с которыми исчисляются и уплачиваются налоги. Выезд­ная проверка проводится по решению руководителя (его заместите­ля) налогового органа как по месту деятельности налогоплательщи­ка, так и по месту нахождения налогового органа, с учетом данных первичных бухгалтерских документов.

При изучении этой темы и выполнении практических заданий необходимо руководствоваться положениями глав 5, 9 «Изме­нение срока уплаты налога и сбора, а также пени» и разделов V, VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» НК РФ.

НАЛОГИ

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость был введен в действие с 1 января 1992 г. В связи с введением НДС и акцизов были отменены налог с оборота и налог с продаж.

Правовой основой взимания НДС является НК РФ (ч. 1 и гл. 21 части второй).

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС – косвенный налог, т. е. надбавка к цене товара.

НДС относится к налогам на потребление, поскольку процесс переложения налога с продавца на покупателя товара завершается тогда, когда товар приобретает его конечный покупатель. Роль НДС в формировании государственных доходов значительна.

Добавленной стоимостью является разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных благ, отнесенных на себестоимость и издержки обращения. Учитывается увеличение стоимости на всех стадиях производства товаров (работ, услуг), налог вносится по мере их реализации.

НДС автоматически приплюсовывается к цене реализации и компенсируется посредством увеличения розничной цены товаров. Налог уплачивается конечным потребителем при покупке товаров (работ, услуг), а также на различных стадиях производства и реализации товаров.

Фискальное значение НДС велико. Однако, являясь налогом на потребление, НДС

сокращает потребительский рынок, тем самым отрицательно влияет на развитие производства, особенно на рост наукоемких отраслей производства и точных технологий.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

– организации;

– индивидуальные предприниматели;

– лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Объектом налогообложения в соответствии со ст. 146 НК РФ признаются следующие операции:

1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации.

Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, а также оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, в том числе через амортизационные отчисления.

3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Товаром считается предмет, изделие, продукция, в том числе производственно-технического назначения, недвижимое имущество, включая здания и сооружения, а также электро– и теплоэнергия, газ, вода.

К работам как объектам обложения НДС относятся: объемы реализации строи-

тельно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, технологических, проектноизыскательских, реставрационных и других видов работ.

Услуги в качестве объекта обложения НДС – это выручка от оказания любых платных услуг, кроме сдачи земли в аренду (транспортные услуги, погрузка и хранение товаров, посреднические услуги, а также услуги, связанные с поставкой товаров, услуги связи, бытовые, жилищно-коммунальные услуги, физкультура и спорт, реклама, услуги по сдаче в аренду имущества и недвижимости, в том числе по лизингу, и т. д.).

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Освобождение о т уплаты НДС не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов, кроме того не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета, не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение

Для правильного расчета налогооблагаемой базы важно определить место реализации товаров (работ, услуг).

Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

· товар находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется;

· товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией;

Местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:

· работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;

· работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание;

· услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

· покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

В случае, если организацией или индивидуальным предпринимателем выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг).

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

 

Моментом определения налоговой базы является наи­более ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты полной или частичной в счет предстоя­щих поставок товаров (выполненных работ, услуг), передачи имуще­ственных прав. Следует правильно определять цены товаров (работ, услуг) с учетом положений ст. 40 НК РФ.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал.

Установлены три ставки налога: 0%, 10% и 18%. Ставки налога применяются в зависимости от вида объекта налогообложения и порядка формирования цены. Необходимо знать требования для подтверждения нулевой ставки и ставки 10 %, для этого обратиться к статье 164 НК РФ. Если применяются различные ставки, налоговая база исчисляется отдельно по каждой группе товаров.

Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога на налоговые вычеты. Вычетам подлежат следующие суммы налога:

■предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг);

■предъявленные покупателю продавцом товаров (работ, услуг) в бюджет в случае возврата этих товаров (отказа от работ, услуг);

■уплаченные по расходам на командировки, предста­вительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

■исчисленные и уплаченные с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Необходимо изучить условия применения этих вычетов: наличие счетов-фактур, товары (работы, услуги) должны быть опла­чены, оприходованы и быть производственного назначения, объек­ты основных средств введены в эксплуатацию, а сырье и материалы отпущены в производство.

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету служит счет-фактура.

Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.

Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является документом, служащим основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету.

Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.

При изучении данной темы и выполнении практических заданий необходимо руководствоваться положениями главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

 

 

Налог на прибыль организаций

 

 

Плательщиками налога на прибыль являются российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При расчете доходов необходимо исходить из цены товаров (работ, услуг), определяемой в соответствии со ст. 40 НК РФ. Учитываются доходы, полученные как в денежном, так и в натуральном выражении.

Для российских организаций прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, установленных в НК РФ. Прибылью иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, является полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими представительствами расходов. Для иных иностранных организаций прибылью признается доход, полученный от источников в РФ.

К доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

2) внереализационные доходы;

3) доходы, не учитываемые в целях налогообложения (ст. 251 НК РФ).

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы: от долевого участия в других организациях; от операций купли-продажи иностранной валюты; от сдачи имущества в аренду (субаренду); в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского вклада и т. п.; в виде штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав и другие доходы (ст. 250 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, и убытки), понесенные налогоплательщиком.

Указанные затраты будут признаваться расходами, если выполняются три условия:

1) являются обоснованными, т. е. они экономически оправданны, а их оценка затрат выражается в денежной форме;

2) подтверждены документами, оформленными в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ;

3) осуществлены для деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности, подразделяются на:

1. Расходы, связанные с производством и реализацией (материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы).

2. Внереализационные расходы, в состав которых включаются обоснованные затраты деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией.

3. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения.

Налоговым периодом по налогу является календарный год.

Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются:

а) в случае уплаты налога авансовыми платежами исходя из предполагаемой прибыли – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года;

б) для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, – месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года.

Налоговой базой для целей налогообложения признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 налогового Кодекса, подлежащей налогообложению. Налоговая база рассчитывается отдельно по каждому виду деятельности, если они облагаются по разным ставкам. Нало­гоплательщик вправе уменьшить налогооблагаемую базу на сумму убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде.

Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов. В отдельных случаях, предусмотренных НК РФ, налоговая ставка составляет 0, 9, 10, 15%.

Сумму налога организации исчисляют самостоятельно. Уплата производится ежемесячно исходя из фактической прибыли или ежеквартально исходя из фактической прибыли с ежемесячны­ми платежами, сумма которых определяется расчетным путем. Ряд налогоплательщиков при соблюдении условий по объему выручки имеют право уплачивать налог только ежеквартально.

При изучении данной темы и выполнении практических заданий необходимо руководствоваться положениями главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

 

Налог на имущество организаций

С 1 января 2004 г. налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Налогоплательщиками налога признаются:

– российские организации;

– иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные

представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории

РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Объектом налогообложения для россий ских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Не признаются объектом налогообложения: земельные участки, водные объекты, другие природные ресурсы, а также имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и используемое ими для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечение безопасности и охраны правопорядка.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.Налоговая база определяется отдельно:

– в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);

– в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

– в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;

– в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

По истечении каждого отчетного и налогового периода налогоплательщик обязан представить в налоговые органы расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию. Он представляет эти документы по месту своего нахождения, по месту нахождения каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по месту нахождения каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которой установлен отдельный

порядок исчисления и уплаты налога).

Срок представления налоговых расчетов по авансовым платежам – не позднее 30 дней с момента окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговая декларация по итогам налогового периода, форма которой утверждается ФНС, должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с предыдущим абзацем, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении

имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации или месту

постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации:

– в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

– в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;

– в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с НК РФ.

Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Льготы. Список льгот насчитывает 16 позиций. В частности, льгота распространяется на имущество мобилизационного назначения, имущество религиозных организаций, общероссийских общественных организаций инвалидов, организаций уголовно-исполнительной системы, организаций, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, космические объекты, памятников истории и культуры.

Также законом предусмотрено освобождение от налогообложения имущества специализированных протезноорто пе дических предприятий, коллегий адвокатов, государственных научных центров и научных организаций различных российских академий в отношении имущества, используемого в научных целях._

 

Ставка налога на имущество юридических лиц устанав­ливается законами субъектов Российской Федерации, но не может превышать 2,2%. В Республике Бурятия ставка налога составляет 2,2 %.

При изучении данной темы и выполнении практических заданий необходимо руководствоваться положениями главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ.

 

Акцизы

Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, были введены в действие с 1 января 1992 г. Правовой основой уплаты акцизов является НК РФ (ч. 1 и ч. 2 гл. 22).

Понятие «акциз» происходит от латинского «accidere» («обрезать»). Акцизы относятся к косвенным налогам, включаются в цену товара (продукции) и оплачиваются покупателем.

Акцизы в формировании доходов бюджета играют меньшую роль по сравнению с НДС, но их регулярное поступление в бюджет позволяет укреплять финансовую основу деятельности государства.

В законе устанавливается конкретный перечень товаров, подлежащих обложению

акцизами. В соответствии со ст. 181 НК РФ подакцизными товарами признаются:

– спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

– спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;

– алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки,

вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);

– пиво;

– табачная продукция;

– автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 КВт (150 л/с);

– автомобильный бензин;

– дизельное топливо;

– моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

– прямогонный бензин.

Плательщиками акциза являются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ;

4) организации и иные лица признаются плательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с НК РФ.

Объектом налогообложения являются стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза, а по подакцизным товарам, на которые установлены твердые ставки (в абсолютной сумме на единицу обложения), – объем реализации подакцизных товаров в натуральном выражении.

Налоговый кодекс РФ признает объектом налогообложения операции по реализации или передаче подакцизных товаров, их можно классифицировать по следующим операциям:

– реализация на территории РФ подакцизных товаров или за ее пределами (экспорт),

в том числе передача прав собственности на эти товары на безвозмездной основе и использование их при натуральной оплате;

– реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков – производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций;

– передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой

основе (за исключением нефте продуктов);

– ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и др.

При реализации налогоплательщиком подакцизных товаров налоговая база определяется в зависимости от ставок, установленных в отношении этих видов товаров. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров.

При изучении данной темы и выполнении практических заданий необходимо руководствоваться положениями главы 22 «Акцизы» НК РФ.

 

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) занимает центральное место в системе налогов, взимаемых с физических лиц. Плательщики налога — физические лица, признаваемые налоговы­ми резидентами Российской Федерации, и физические лица, не явля­ющиеся резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников, расположенных на территории Российской Федера­ции. С 1 января 2007 г. налоговым резидентом признается физичес­кое лицо, фактически находящееся на территории Российской Фе­дерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Следует понять различия между категориями налогоплательщиков и вытекающие отсюда особенности формирования облагаемой базы и применения ставок налога.

Объектом налогообложения являются для резидентов — доход, полученный от источников как на территории России, так и за ее пределами, а для нерезидентов — доход, полученный только от источников на территории России. Существует перечень доходов, которые не подлежат налогообложению.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные как в денежной, так и в нату­ральной формах, или право на распоряжение которым у него воз­никло, а также доходы в виде материальной выгоды. НК РФ выделяет три формы доходов: доходы в денежной форме; доходы в натуральной форме; доходы в виде материальной выгоды.

К доходам в натуральной форме относятся: оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика; полученные налогоплательщиком товары; выполненные в интересах налогоплательщика работы; оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе; оплата труда в натуральной форме.

Материальной выгодой признаются льготные проценты за пользование заемными (кредитными) средствами, приобретение товаров (работ, услуг) у взаимозависимых лиц по сниженной цене, льготное приобретение ценных бумаг. При пользовании заемными средства­ми материальная выгода определяется как превышение суммы про­центов, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки Банка России, над суммой процентов, исчисленной исходя из усло­вий договора.

Налого­вая база уменьшается на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты. По каждой группе налого­вых вычетов разработаны критерии, определяющие возможности применения вычетов. Существует общее правило для всех видов вычетов: они применяются только в отношении доходов, облагаемых по ставке налога 13%.

Законодательством установлена система ставок по отдель­ным видам доходов: общая — 13%, в отношении доходов нерезиден­тов — 30%, в отношении выигрышей, призов, доходов в виде матери­альной выгоды — 35%, в отношении дивидендов — 9%. Налог исчисляется и удерживается у физического лица налоговым агентом.

Следует обратить внимание на особенности налогооб­ложения доходов индивидуальных предпринимателей, которые упла­чивают авансовые платежи, исчисленные налоговыми органами на основе предполагаемого дохода, а по окончании налогового периода подают налоговую декларацию о фактически полученных доходах. Законодательством предусмотрен перечень физических лиц, которые обязаны подавать налоговые декларации о своих доходах. Важно знать порядок представления деклараций в налоговые органы и ответ­ственность граждан за непредставление деклараций.

При изучении данной темы и выполнении практических заданий необходимо руководствоваться положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

 

 

Налог на имущество физических лиц

Действующий налог на имущество физических лиц введен 1 января 1992 г. и является налогом с владельцев строений.

Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектом обложения представлена группа имущества: недвижимое имущество – жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта предоставлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником – начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

Льготы. Федеральное законодательство предоставляет широкий перечень льгот. Так, например, освобождаются от уплаты налога следующие категории граждан: герои СССР и РФ, награжденные орденом Славы трех степеней; инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства; участники двух войн, боевых операций по защите СССР и РФ; лица, пострадавшие от радиации (по законодательству); члены семей военнослужащих, потерявших кормильца; граждане из подразделений особого риска; уволенные с военной службы (с продолжительностью службы более 20 лет), пенсионеры РФ и др.

 

При изучении данной темы и выполнении практических заданий необходимо руководствоваться положениями Закона Россий­ской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имуще­ство физических лиц» и Инструкции МНС России от 2 ноября 1999 г. № 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», разъясняющей порядок определе­ния объекта обложения, исчисление и уплаты налога.

 

Транспортный налог

Транспортный налог, введенный в налоговую систему России в 2003 г., заменил собой налог с владельцев транспортных средств и налог на имущество физических лиц в части некоторых видов транспортных средств. Правовую основу транспортного налога составляют ч. 1 и гл. 28 НК РФ и законы субъектов Российской Федерации об установлении и введении в действие данного налога на территории соответствующего субъекта РФ. Это поимущественный, реальный налог, вводимый на территории субъекта РФ актом представительного органа, в котором определяются ставка налога, порядок и сроки его уплаты, форма отчетности.

Налог уплачивают организации и физические лица, на которых в установленном порядке зарегистрированы транспортные средства.

Федеральным законодательством установлен перечень транспортных средств, подлежащих налогообложению. В него включены зарегистрированные в России автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, установлена как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (паспортная статическая тяга). В отношении других водных и воздушных транспортных средств она установлена либо как валовая вместимость в регистровых тоннах, либо как единица транспортного средства.

Для физических и юридических лиц установлен различный порядок налогообложения.

Организации исчисляют сумму налога самостоятельно, предоставляя в налоговый орган налоговую декларацию.

Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.

В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов РФ не предусмотрено иное.

По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном НК РФ. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода предоставляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу.

Форма налоговой декларации по налогу утверждается Минфином РФ.

Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода предоставляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Минфином РФ.

Налоговые декларации по налогу предоставляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При изучении данной темы и выполнении практических заданий необходимо руководствоваться положениями главы 28 «Транспортный налог» НК РФ, региональными законодательными актами по транспортному налогу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.21 сек.