Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Правовой статус потребителя




В целом, любой субъект маркетинговой деятельности действует в определенной среде. На сегодняшний день сложилась соответствующая система нормативных правовых актов, регулирующих все направления маркетинговой деятельности и ее элементы.

Учебная дисциплина «Маркетинговое право» построена на формулировании системы среды маркетинга и ее правового обеспечения, где каждому элементу среды маркетинга должны соответствовать определенные правовые нормы.

В соответствии с приведенной схемой определяется и анализируется правовое регулирование в сфере конкуренции, защиты прав потребителя, получения и исследования информации и т.д. Как видно правовые процессы являются одними из основных процессов при осуществлении маркетинговой деятельности.

Право, в целом, представляет собой систему общеобязательных правил поведения, которые:

· устанавливаются и охраняются государством;

· выражают общие и индивидуальные интересы участников правоотношений;

· выступают государственным регулятором общественных отношений.

Право взаимосвязано с различными общественными явлениями: экономикой, маркетингом, политикой, моралью, культурой, религией.

Конституционные положения, касающиеся имущественных отношений, получили развитие в Гражданском кодексе Российской Федерации. На уровне закона в России установлены такие принципы регулирования экономических отношений, как признание равенства их участников, неприкосновенность права собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрекословного осуществления прав и их судебной защиты.

С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации можно говорить о правовой основе экономических реформ в нашей стране.

В этих условиях приобретает особую важность развитие законодательной базы, направленной на обеспечение правового регулирования коммерческой деятельности, изучение и применение на практике этих правовых норм. В последнее время принимается значительное количество нормативных правовых актов, касающихся правового регулирования сферы предпринимательской деятельности и в этих условиях правовое обеспечение маркетинга представляет особую актуальность, поскольку касается правовых основ коммерческой деятельности, банковского дела, инвестиций, валютного контроля и т.д.

Несмотря на огромные масштабы маркетинговой деятельности до сих пор отсутствует законодательно закрепленная единая модель системы источников права, регулирующих маркетинг в целом. В свою очередь несовершенство законодательства вызвано отсутствием обоснованной научной концепции данной отрасли права. Только ряде нормативных актов закреплена общая установка на всемерное внедрение маркетинга как необходимой составной части мер по формированию рыночных отношений.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством маркетинг нацелен на определение наиболее благоприятного положения организации на рынке и получение на этой основе прибыли.

Маркетинг как вид деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена и как комплексная система управления производством и сбытом продукции, построенная на основе предварительного изучения потребностей покупателей и направленная на решение проблемы реализации продукции путем целенаправленного формирования спроса на продукцию и услуги, относится к сфере регулирования имущественных отношений. Это, в свою очередь, является предметом гражданского права. А гражданско-правовой договор, как средство организации субъектами маркетинговой деятельности координирующих действий путем установления взаимных прав, обязанностей и ответственности, является составной частью маркетинга и проявляется как инструмент организации и функционирования товарного обмена.

Гражданско-правовая база служит исходной точкой и непременным условием развития деловой жизни, превращения предпринимательства в источник благополучия общества и самореализации его граждан. Известно, богатство и процветание государства держится не столько на политической и экономической, сколько на правовой стабильности.

Однако в рамках одной отрасли гражданского права достаточно затруднительно в полной мере регулировать маркетинговую деятельность. Содержание маркетингового права тесно связано с вопросами иных традиционных юридических дисциплин (административного, уголовного, трудового, финансового права и др.) и экономической теории. Право как составная часть маркетинговой среды, обеспечивает регулирование организации и функционирования бизнеса, осуществляет взаимосвязь правовых и маркетинговых процессов и механизма воздействия права на маркетинг, определяет применения основных инструментов правового регулирования, используемых в современной российской хозяйственной практике.

Правовое регулирование маркетинговой деятельности или маркетинговое право, в целом, является комплексной отраслью, основанной на принципах гражданского права, и представляет собой систему норм, регулирующих отношения, связанные с осуществлением маркетинговой деятельности.

В этой связи определяется вид и характер соглашений по движению товара и услуг в условиях рынка с целью изучения, формирования и удовлетворения спроса и определения содержания, порядка заключения и исполнения договоров, а также регламентации прав, обязанностей и ответственности сторон.

Определяя связь права и маркетинга еще раз отметим, что право является составной частью внешней среды (макро- и микросреды) и представляет волю государства, выраженную в нормах права. Каждый элемент внешней и внутренней среды маркетинга тесно связан с определенными нормативными правовыми актами. Кроме знания общеправовых вопросов необходимо и углубленное изучение специальных правовых норм, которые раскрывают и детализируют маркетинговую деятельность.

Например, в рамках микросреды право регулирует взаимоотношения субъекта маркетинговой деятельности с другими участниками рыночных отношений и именно правовые знания могут позволить должным образом построить свои отношения с потребителями, максимально удовлетворить потребности и реализовать их экономические интересы; избежать проблем, связанных с антимонопольным законодательством; выбрать наиболее эффективный вид гражданско-правового договора с посредником и пр.

Внутренняя среда. Право регулирует порядок управления, организации, планирования, получения информации, применения комплекса маркетинга в условиях внутренней среды: а) при характеристике комплекса маркетинга также можно определить законодательство, регулирующее каждый из его элементов; б) известно, что юридическое лицо в соответствии с одним из своих признаков (наличие организационного единства) имеет определенную организационную структуру. В целях максимальной эффективности каждого подразделения разрабатываются и принимаются специальные документы, определяющие сферу деятельности и полномочия как его подразделений, так и работников (например: “Положение о службе маркетинга в организации”, должностные инструкции и т. п.).

Следовательно, право воздействует на маркетинг следующим образом:

1) право определяет статус субъекта маркетинговой деятельности;

2) право определяет права и обязанности субъекта маркетинговой деятельности;

3) право определяет ответственность субъекта маркетинговой деятельности;

4) право определяет возможности использования маркетингового инструментария;

5) регулирует взаимоотношения субъекта с другими участниками рыночной деятельности, в т.ч. с государством;

6) с помощью права определяется порядок управления, организации, получения информации, применения комплекса маркетинга в рамках внутренней среды.

 

 

Известна следующая фраза, олицетворяющая успешную предпринимательскую деятельность: «Найди потребность и удовлетвори ее!». Но в современных условиях конкурентной среды следование исключительно данному принципу недостаточно для получения прибыли; необходимо не только найти и удовлетворить потребность, но совершить данные действия, не нарушая прав потребителя.

15 марта 1962 г. Президент США, учитывая, что потребители как таковые в тоже время являются и его потенциальными избирателями на будущих президентских выборах, произнес в Конгрессе речь, провозгласившей 4 основных прав потребителей, Именно этот день и отмечается мировой общественностью как день защиты прав потребителей. Предполагалось, что потребителям принадлежат следующие права:

- право на безопасность, обеспечивающее защиту от продажи товаров, которые опасны для здоровья или для жизни;

- право на информацию, обеспечивающее защищенность от информации, грубо искажающей действительность и вводящей потребителя в заблуждение в области рекламы и маркировки товаров;

- право на выбор, обеспечивающее уверенность в том, что потребитель имеет доступ к разнообразной продукции по ценам, соответствующим качеству продукции;

- право быть услышанным, обеспечивающее то условие, при котором все жалобы и запросы потребителя будут в полной мере учтены при разработке правительственной политики и при рассмотрении исков в суде.

Но само движение в защиту потребителей (консъюмеризм) как комплекс взаимоотношений потребителей с продавцами, изготовителями и исполнителями - возникло в США намного раньше и включает в себя следующие этапы.

Первый этап - конец 19 века до начало 1-ой мировой войны.

Второй этап - конец 20-х годов - начало 30-х годов 20 века.

Третий этап - с конца 50-х годов до настоящего времени.

9 апреля 1985 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», которая закрепила 8 основополагающих прав потребителей, добавив к вышеперечисленным право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей, право на качество, право на возмещение ущерба. Не являясь источником права данный документ, тем не менее, представляет собой объединенное мнение о том, какими могут и должны быть законы и практика защиты потребителей в мире.

Российское законодательство в части защиты прав потребителей полностью основывается на данный документ и содержит в себе следующие основные положения: положения, определяющие права потребителей; последствия нарушения этих прав; порядок защиты прав потребителей.

Процесс становления российского законодательства о защите прав потребителей не настолько прост как может показаться. Первый проект Закона аналогичного современному российскому Закону «О защите права потребителей» был опубликован еще 11 февраля 1989 г. Но, как следует из его названия, закон являлся комплексным источником, охватывающим вопросы не только определенных прав потребителя, но и рассматривающим вопросы качества продукции. Качество товара, в свою очередь, сложная комплексная категория, представляющая собой совокупность технических и потребительских характеристик товара. Проекту были присущи декларативность и противоречивость, в нем отсутствовали необходимые организационно-правовые гарантии действенности будущего закона. В документе говорилось только об одной стороне - потребителе, определялись его права. Но о гарантии прав потребителя умалчивалось, неясно было также каким образом можно требовать удовлетворения данных прав. Данный проект так и не был принят.

Но в дальнейшем (в марте 1991 г.) был опубликован новый проект Закона СССР «О защите прав потребителей». Как видно, из названия, а, следовательно, и из текста были исключены положения, касающиеся характеристики качества продукции. Новый проект содержал ряд прогрессивных идей, в основу которых были положены «Руководящие принципы...». В документе были четко определены не только права потребителя, но обязанности и ответственность изготовителя, исполнителя, продавца.

Проект содержал ряд принципиально новых для того времени положения. Потребителям было дано право на обмен качественного товара; при рассмотрении требований потребителей о возмещении убытков, изготовитель (продавец, исполнитель) должны были исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках приобретаемой продукции; запрещалось понуждение потребителя к приобретению продукции ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента. В документе было определено право граждан на создание общественных организаций потребителей. Закон был принят 22 мая 1991 г., однако в силу вступить не успел.

7 апреля 1992 года вступил в действие Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее - Закон), принятый Верховным Советом 7 февраля 1992 года. Далее с учетом обобщения судебной практики был принят Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях», вступивший в силу 16 января 1996 года.

Новая редакция Закона, затронула содержание почти всех его статей, что позволяло в определенной мере говорить о новом Законе, который, расширив права потребителей, установил ряд новых обязанностей изготовителей продукции, исполнителей работ и услуг, а также продавцов продукции.

Затем, 17 ноября 1999 г. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» с целью приведения его в соответствие с Гражданским кодексом РФ были внесены существенные изменения и дополнения в рассматриваемый Закон. Новации либо уточняли и конкретизировали отдельные положения закона (преамбула, ст.ст. 5, 10, 15, 28, 33 и др.), либо еще более расширяли права потребителей и усиливали ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) – ст.ст. 12, 18, 19. 29, 30, 37. Затем изменения и дополнения в Закон были внесены 30 декабря 2001 г.

Неоднократно существенные изменения и дополнения вносились в Закон в 2004 г. Данное обстоятельство обусловлено необходимостью приведения в соответствие норма Закона с частью II Гражданского кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ (ст. 17, 18 и др.), а также устранения неоднозначных формулировок положений Закона, приводящих к неправильному их применению на практике (ст.ст. 12, 18 и др.). В целом, указанные изменения и дополнения направлены на усиление гарантий реализации прав потребителей (преамбула, ст.ст.5, 10, 25, 26.1 и др.).

Основой правового регулирования в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации. Относительно отношений, подпадающих под действие настоящего Закона, применяется последний, в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются также принимаемыми в соответствии с ГК РФ иными федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. К иным правовым актам, в соответствии со ст. 3 ГК РФ относятся Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. В этой связи следует отметить, что Указы Президента РФ не должны противоречить ГК РФ, настоящему Закону и иным законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей. На основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Закона, указов Президента Российской Федерации Правительство РФ вправе принимать постановления, регулирующие отношения с участием потребителей.

Как указывается в преамбуле, Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.