Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Правовое регулирование конкурентной среды




Конкуренция является неотъемлемым элементом рыночных отношений и представляет собой фактор внешней среды маркетинга. Конкуренция означает состязательность, экономическое соперничество участников рыночных отношений за лучшие условия хозяйствования, причем самостоятельные действия субъектов эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. При этом все участники конкурентной среды ставят перед собой одну цель - получение максимально возможной прибыли.

Право на конкуренцию, в свою очередь, представляет собой узаконенную возможность лица при осуществлении им предпринимательской деятельности состязаться посредством совершения самостоятельных действий с другими субъектами предпринимательства (конкурентами) за приоритетное приобретение его товаров (работ, услуг) потребителями. Именно этим обусловлено совершение хозяйствующим субъектом конкурентных действий по улучшению качества товара, снижению цен, использованию рекламы и т.д.

Вместе с развитием конкурентной среды формируется и совершенствуется нормативная правовая база, направленная на реализацию двух основных задач: поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности.

Современное антитрестовское регулирование уходит своими корнями в средние века. В Англии, например, еще в XV в. суды отказывались принимать законными договоры, которыми вводились помехи торговле.

В США промышленная революция, начавшаяся в середине XIX века, существенно ускорила хозяйственное развитие. Появилось множество крупных фирм, вступивших в ожесточенную конкурентную борьбу, которая во многих случаях приводила к резкому снижению цен и тарифов, в том числе и железнодорожных, к убыткам и банкротствам. В борьбе с монополистами объединились популисты, грейнджеры и другие группы.

Под давлением этих сил сначала в отдельных штатах, а затем и на уровне федерации были приняты специальные антитрестовские законы.

Первый антимонопольный закон, ставший моделью для многих других, Акт Шермана, был принят в США в 1890 г. Данный закон запрещал помехи торговле, выражающиеся в виде тайного сговора между компаниями и всяких соглашений, ограничивающих торговлю и предпринимательскую деятельность, монополизацию рынка и попытки его монополизации; вводил для виновных наказания и поручал расследование антитрестовских дел министерству юстиции, с тем, чтобы оно направляло подготовленные дела в суд.

Нормы российского антимонопольного права содержатся в Конституции Российской Федерации, Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. в ред. от 09 октября 2002 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (далее - Закон о конкуренции), издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», а также постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» (с изм. от 30 июня 2004 г.) Федеральная антимонопольная служба, созданная вместо упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, наделена полномочиями издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты.

Основополагающим антимонопольными законами являются Закон о конкуренции и ФЗ от 23 июня 1999 г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (в ред. от 30 декабря 2001 г.). Главное их отличие заключается в сфере действия: первый распространяет действие своих норм на товарный рынок (сфера обращения товаров), второй - на рынок финансовых услуг, включающий рынки ценных бумаг, банковских, страховых и иных финансовых услуг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.