Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И исследования информации




Тема 4. Правовое регулирование получения

Маркетинговые действия, в частности, маркетинговые исследования, связаны со сбором, обработкой, анализом и использованием различных сведений (информации).

В соответствии с Гражданским кодексом РФ информация является одним из видов объектов гражданских прав, наряду с другими видами объектов: вещами, работами и услугами, результатами интеллектуальной деятельности, нематериальными благами. Следовательно, по поводу такого объекта гражданских прав как информация возникают определенные общественные отношения, подлежащие правовому регулированию. Определение информации как самостоятельного объекта гражданско-правового регулирования влечет необходимость защиты информации как нематериального блага.

Понятие «информация» сегодня употребляется повсеместно. Существует множество теорий, в которых с позиций различных научных направлений исследуется данная категория.

Так, в литературе по философским и техническим вопросам теории информации и кибернетики понятие «информация» часто определяют как: передача разнообразия, мера определенности в переданном сообщении; оригинальность, новизна, мера сложности структур; вероятность выбора; специфическое средство познания; логико-семиотическое построение; средство уменьшения неопределенности; разрозненное многообразие; мера выбора самоорганизующейся системы и др.

В латинском языке «informatio» означает «разъяснение», «изложение», «осведомление».

Объектом научного исследования информация стала с появлением кибернетики. Основатель этой науки Н. Винер определил, что «информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде».

Как видим, здесь отражены два важных признака этого понятия: информация нематериальна (именно этот признак обусловливает специфику правового регулирования информационных отношений); информация - это определенное содержание, то есть сведения, факты, получаемые из внешнего мира в процессе приспособления, а следовательно, в процессе взаимодействия с внешним миром.

Подобное определение можно найти также и в словаре С.И. Ожегова, где сказано, что информация - это «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством». Там же раскрывается понятие «сведения» - это познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представление о чем-либо.

Современные исследователи определяют информацию как нематериальный объект в системе взаимодействий в рамках человеческого общества, который представляет собой сведения о лицах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, а также результаты их оценки в сознании человека.

Исходя из содержания ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 января 1995 г. информацией являются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Определим, в целом, место информации в системе объектов гражданских прав.

Соотношение информации и материальных объектов (вещей).

Как указывалось выше, информация относится к нематериальным объектам. Как и результаты творческой деятельности информация, являясь нематериальным объектом, всегда выражается в какой-либо объективной форме. Достаточно часто объективная форма реализуется в материальном носителе, и тогда мы говорим о документированной информации.

Документированная информация определяется как совокупность содержания информации; реквизитов, позволяющих установить источник, полноту информации, степень ее достоверности, принадлежность и другие параметры; материального носителя информации, на котором ее содержание и реквизиты закреплены. Но при этом необходимо отделять собственно информацию от ее материального носителя.

В связи с этим определим некоторые особенности информации:

1) информация - нематериальное благо;

2) информация - непотребляемое благо, т.к. возможно только моральное старение сведений;

3) информация – неистребимое, неотчуждаемое, неисчерпаемое благо;

4) возможность неограниченного тиражирования информации;

5) невозможна монополия на информацию, кроме случаев, когда она является государственной тайной или конфиденциальной информацией;

6) содержательная сущность информации определяет ценность исследуемого объекта;

7) информация тесно связана с процессом ее передачи;

8) количественный объем информации определяют с помощью таких понятий как «информационный объем», «плотность», «емкость», «информативность».

Говоря о нематериальной сущности информации мы не можем отнести ее к объектам права собственности, так как на информацию невозможно распространить в традиционном смысле правомочия владения, пользования и распоряжения. Право собственности распространяется на материальные носители информации – информационные ресурсы, документы. Собственно сведения, содержащие информацию, рассматриваются не как объект права собственности, а как объект исключительных прав.

Соотношение информации и объектов интеллектуальной собственности.

Стокгольмская конвенция 1967 года, учредившая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (ВОИС) и ратифицированнная СССР 19 сентября 1968 г., определила перечень объектов интеллектуальной собственности:

- литературное, художественное, научное произведение;

- исполнительская деятельность, звукозапись, радио- и телепередачи;

- изобретения;

- научные открытия;

- промышленные образцы;

- товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования;

- защита против недобросовестной конкуренции;

- другие объекты, относящиеся к интеллектуальной деятельности.

Причем, каждому из указанных направлений соответствуют определенные нормативные правовые акты.

Следовательно, информация, как и другие объекты интеллектуальной собственности, относится к объектам гражданских прав, на которые распространяются права, называемые исключительными, каковыми являются прежде всего имущественные права на использование данных нематериальных объектов.

От иных объектов интеллектуальной собственности информацию отличает то, что среди общего массива сведений, содержащих информацию, законодатель выделяет информацию общедоступную, ограниченного доступа (конфиденциальную) и закрытую информацию (государственную тайну).

Общедоступная информация свободно предоставляется, передается, тиражируется, распространяется и т.п.

Информация, составляющая государственную тайну, есть защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется посредством ознакомления конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну, с санкции полномочного должностного лица.

К конфиденциальной информации относится документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень конфиденциальной информации определен Указом Президента РФ от 06 марта 1997 г. Можно привести примерный перечень видов информации, имеющей ограниченный доступ:

- персональные данные;

- тайна следствия и судопроизводства;

- служебная тайна;

- коммерческая тайна;

- банковская тайна;

- врачебная тайна,

- нотариальная тайна,

- адвокатская тайна,

- тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений;

- другие виды тайн в соответствии с законом.

Таким образом, информация, являясь объектом нематериальным, не может рассматриваться без материального носителя. Иными словами, информация представляет собой не столько совокупность сведений, сколько совокупность символов, подлежащих декодированию. При этом следует различать отношения по поводу информации, носителя информации и информации, находящейся на носителе информации.

Информацию можно классифицировать следующим образом:

1) по виду информации: правовая, научно-техническая, политическая, статистическая, персональная, экономическая, финансовая и т.д.;

2) по способу обработки: ручная, механическая, автоматизированная;

3) по форме организации ресурсов: а) традиционные формы - документ, массив, фонд, архив; б) автоматизированные формы - автоматические информационные системы, автоматические системы управления, информационно-поисковые системы, банки данных и т.д.;

4) по видам носителя: на бумаге, в виде изображения, в электронном виде и т.д.;

5) по доступу к информации: общедоступная; информация с ограниченным доступом; закрытая.

Для маркетолога наибольший интерес представляют такие виды информации как персональные данные, коммерческая тайна и служебная тайна.

Следует отметить, что информация, выступающая в правоотношениях в виде служебной, коммерческой, государственной и иной охраняемой законом тайны, имеет определенные идентифицирующие признаки. Как было сказано выше, основной формой существования информации, с которой может быть связана коммерческая, служебная и государственная тайна, является документ. Зафиксированная на материальном носителе документированная информация (документ) с реквизитами, облеченная в форму, позволяющую ее идентифицировать, как правило, подлежит правовой защите.

Рассмотрим отдельные виды информации, используемые в маркетинговой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.