Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Следы транспортных средств




Криминалистическая экспертиза следов орудий взлома

Обнаружение, осмотр, фиксация и изъятие следов орудий взлома

Успех расследования преступлений в значительной степени зависит от того, все ли следы, оставленные орудиями взлома, выявлены. Одни следы взлома при осмотре места происшествия обнаружить не составляет труда. На поиск других следов необходимы определенные усилия: они недоступны визуальному наблюдению, например, следы отмычки внутри короба замка. Обнаружить их можно только открыв короб замка, что делать на месте происшествия не следует.

При поиске следов орудий взлома необходимо учитывать их взаимосвязь с другими следами (пальцев рук, обуви и т. д.).

Поиск следов требует правильного представления общей картины происшествия и понимания.

Целесообразно выяснить также, должны ли были при образовании следов остаться какие-либо вещества: стружки, опилки, отщипы и т. п. Их наличие, расположение либо их отсутствие позволяют судить о месте взлома, его способе, направлении. В процессе осмотра выясняются первоначальное состояние преграды, изменение ее в результате последующих действий преступника, осматриваются участки, прилегающие к месту взлома.

Фиксация следов производится путем описания в протоколе, изготовления зарисовок, планов, фотографирования и изготовления слепков из гипса, пластилина, силиконовых паст и других слепочных материалов.

После изучения, описания и фотографирования следы орудий взлома подлежат изъятию. Изымается сам предмет со следом или его часть, а также части предмета, отделившиеся в результате применения орудия или инструментов (стружки при сверлении, щепки при разрубе). В тех случаях, когда предмет или часть его со следами изъять нельзя, изготавливаются объемные копии следов. Для изготовления слепков чаще всего используется пластилин, силиконовые пасты.

 

Обычно назначается для установления отдельных обстоятельств взлома, определения групповой принадлежности и идентификации орудия (инструмента), которым произведен взлом. В результате трассологического исследования посторонние частицы, обнаруженные в следах и на орудиях, нередко подвергаются физическим и химическим методам исследования.

 

Практика расследования преступлений свидетельствует о том, что следы наземных безрельсовых транспортных средств нередко выступают в качестве носителей информации об обстоятельствах преступления и его участниках. Эти следы специфичны не только для дорожно-транспортных происшествий – аварий, наездов и т. п. Значение их далеко выходит за рамки этих случаев. Автомобиль используется преступниками и как средство собственного передвижения, и как средство перевозки грузов, похищенного. Нередко и сами транспортные средства становятся объектами, а порой и орудиями преступлений.

Наземный безрельсовый транспорт принято классифицировать по способу передвижения и по устройству ходовой части.

Наибольшее распространение имеет в настоящее время самоходный транспорт, приводимый в движение различными двигателями. К нему относятся: легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мотороллеры, аэросани, тракторы, комбайны, экскаваторы, автогрейдеры, автокраны, прочие транспортные средства специального назначения.

Несамоходный транспорт движется с помощью силы человека (тачка, ручные тележки, велосипед) или с помощью силы животного: лошадей, волов, оленей, собак и других (двуколки, телеги, тарантасы, линейки, сани, нарты и т. д.).

По устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными или на полозьях, а несамоходные – колесными и на полозьях.

Транспортные средства принято также различать по числу осей и колес. Самоходный транспорт, как правило, двухосный, реже трехосный. Несамоходный – в большинстве двухосный, реже – одноосный. На каждой оси крепится одно, два или четыре колеса.

Следы, оставляемые транспортными средствами, по механизму образования могут быть объемными (вдавленными) или поверхностными (наслоения или отслоения), в зависимости от механизма формирования – статическими и динамическими.

Следы, образуемые движениями колес (качение) при поступательно-вращательном перемещении по следовоспринимающей поверхности, относятся к статическим следам. В таком отпечатке отображение каждой детали возникает при статическом контакте: в момент кратковременного покоя объекта.

Динамические следы (следы скольжения) появляются при поступательном движении машины юзом, то есть без вращения колес, а также при движении транспортных средств на полозьях.

Под следами транспортных средств в широком смысле понимаются:

– следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транспортного средства (например, следы шин, гусениц, полозьев, след подставки-упора мотоцикла);

– предметы (детали), отделившиеся от транспортного средства (например, кусочек древесины, отколовшейся от борта кузова, осколки фарного рассеивателя);

– вещества, отделившиеся от транспортного средства, – пятна смазочных материалов, тормозная жидкость.

В следах транспортных средств запечатляется информация о типе и виде транспортного средства, его индивидуальных особенностях, направлении движения, скорости, взаимном положении транспортных средств в момент столкновения и т. п.

Значение следов транспортных средств определяется совокупностью задач, которые могут быть решены в результате осмотра и экспертного исследования следов.

По этим следам можно установить:

а) групповую принадлежность транспортного средства, то есть его вид, марку, модель;

б) идентифицировать транспортное средство или отдельную его часть (колесо, шину, рассеиватель фары);

в) отдельные обстоятельства происшествия: направление движения транспорта, длину тормозного пути, скорость перед торможением, взаимное положение транспортных средств в момент столкновения;

г) на основании результатов изучения следов транспортных средств и всей обстановки места происшествия информацию о повреждениях, возникших на транспортном средстве (например, на правом крыле, разрушение фарного рассеивателя); неисправностях некоторых его агрегатов (течь смазки из картера заднего моста); перевозимом грузе, а также о тех веществах, которые могли попасть на транспортные средства с места происшествия (частицы грунта, других различных веществ).

Указанные данные могут быть успешно использованы для розыска транспортного средства, доказывания его причастности к расследуемому событию, установления направления и скорости движения транспортного средства, что в определенных ситуациях бывает крайне важным.

 

Осмотр следов с целью установления
направления движения транспортного средства

1. По установившемуся международному правилу протекторы шин изготавливаются так, что все угловые элементы их рисунка обращены вершиной угла вперед, а это значит, что в следе протектора вершина угла всегда будет обращена в сторону, противоположную направлению движения. Однако следует иметь в виду, что такие шины могут быть установлены и наоборот.

2. Различные сломанные мелкие прутья, соломинки, стебли травы, которые, наоборот, снимаясь протектором, образуют угол, направленный в сторону движения транспорта.

3. В случае переезда транспортного средства через лужи образуются брызги, которые расходятся, отбрасываясь колесом, и расширяются в сторону, противоположную направлению движения.

4. Форма капель жидких веществ (воды, бензина, масла и т. д.), падающих на дорогу во время движения автотранспорта, имеет вид неправильных кружков, вытянутых и разбрызганных в сторону движения транспорта.

5. При переезде колесами твердых предметов между ними и грунтом образуется зазор со стороны, противоположной направлению движения.

 

Осмотр следов с целью установления
групповой принадлежности и идентификации транспортных средств

В следах транспортных средств отображаются признаки, используемые для определения групповой принадлежности и идентификации транспортных средств.

При осмотре следов ходовой части колесных транспортных средств необходимо зафиксировать:

– ширину колеи – расстояние между осевыми линиями колес, находящимися на одной оси;

– базу автомобиля – расстояние между передними и задними осями;

– количество осей и колес, вид колес (с жесткой или пневматической шиной) и некоторые их размеры (ширина беговой дорожки, длина окружности). Длина окружности шины по ее следу определяется расстоянием между двумя последовательными отпечатками одной и той же особенности. Разделив длину окружности на 3,14, находят диаметр колеса с шиной. Ширина шины определяется по ширине следа, причем в объемном следе она измеряется по его дну.

Основными внешними признаками модели шины является строение рисунка протектора и размеры его элементов. Некоторые модели шин имеют сходные по строению рисунки протекторов, но размеры отдельных элементов и ширина боковых дорожек будут различными.

В следах шин отображаются также различные дефекты, повреждения, возникающие в процессе изготовления, эксплуатации и ремонта шин. Эти признаки имеют значение при идентификации тождества шины по ее следу.

При идентификации колес с металлическими шинами в качестве частных признаков используются швы сварки, наличие, количество, взаиморасположение, размеры и конфигурации головок болтов, наличие переносов шины на ободе.

Частными признаками гусеничных транспортных средств являются различные повреждения и дефекты грунтозацепов.

В следах полозьев саней отображаются как общие признаки: колея, вид и ширина полозьев, так и частные. К последним относятся мелкие дефекты нижней поверхности полозьев (трещины, заусеницы), отображающиеся в виде валиков и бороздок.

Следы копыт (подков) животных дают возможность сделать вывод и о способе хода (шаг, рысь, галоп и т. д.), и о направлении движения животного. В следах отображаются также общие и частные признаки, которые могут быть использованы для идентификации животного (подковы).

Для фиксации следов транспортных средств применяются те же средства и приемы, что и для фиксации следов ног.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.