Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основы статистики




ЛЕКЦИЯ №1

Логопедические пункты при общеобразовательных школах

Развертывание сети логопедических пунктов при средних общеобразовательных школах в республиканских, краевых и областных центрах началось в 1949 г. В 1976 г. вступило в действие Положение об образовании логопедических пунктов при общеобразовательных школах на всей территории страны. В настоящее время организация работы логопедического пункта образовательного учреждения регламентирует Письмо Минобразования РФ от 14.12.00 № 2.

Логопедические пункты — это специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста.

Основные задачи логопедического пункта:

· исправлять недостатки речи у учащихся;

· пропагандировать логопедические знания среди учителей и населения;

· своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи у детей, поступающих в первые классы.

Основной контингент логопедических пунктов составляют учащиеся, имеющие недостатки звукопроизношения, заикание, нарушения чтения и письма, нерезко выраженное ОНР. При отборе детей логопед обследует их в классе (подготовительной группе). На логопедический пункт дети направляются по инициативе психоневрологов, учителей, родителей.

Предельная наполняемость городского логопедического пункта 25 чел., сельского — 20 чел. Продолжительность коррекционно - развивающегося обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма составляет примерно 4— 9 мес.; детей с ОНР и нарушениями чтения и письма — 1,5—2 года.

Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте ребенка и доводятся до сведения классного руководителя и родителей. Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий и выполнение необходимых требований возлагается на учителя-логопеда, классного руководителя и администрацию школы.

Эффективность логопедической работы зависит от методического уровня коррекционных мероприятий, тесного контакта и единых требований учителей и логопеда к речи детей. Важное значение имеет также и активное участие родителей в исправлении речи детей. Родители присутствуют при зачислении детей в логопедическую группу, следят за посещаемостью и выполнением заданий. В отдельных случаях родители присутствуют на занятиях. Связь логопеда с родителями осуществляется также путем проведения родительских собраний, консультаций.

1.1. Статистика: предмет, методы, цели и задачи дисциплины

Слово “статистика” происходит от латинского «status» – состояние, положение вещей. В научный обиход слово “статистика” вошло в 17-18 веках и первоначально употреблялось в значении “государствоведение”.

Статистика имеет многовековую историю. Статистический учёт существовал в глубокой древности. Установлено, что ещё за 5 тыс. лет до н.э. проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала разных стран, вёлся учёт имущества граждан в Древнем Риме. В средние века учитывалось население, домашнее имущество, земли.

У истоков статистической науки стояли две школы – немецкая описательная и английская школа политических арифметиков.

Представители описательной школы считали, что задачей статистики является описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, вероисповедания, ведения хозяйства и т.п. Описание проводилось в словесной форме только на момент наблюдения, без цифр и вне динамики, без отражения особенностей развития государств в различные периоды. Видными представителями описательной школы были Г. Конринг (1606–1661), Г. Ахенваль (1719–1772), А. Бюшинг (1724–1793) и др.

Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик – меры веса и числа. Это был принципиально новый этап развития статистической науки по сравнению со школой государствоведения, так как от описания явлений и процессов статистика перешла к их измерению и исследованию, к выработке вероятных гипотез будущего развития. Политические арифметики видели основное назначение статистики в изучении массовых общественных явлений, осознавали необходимость учета в статистическом исследовании требований закона больших чисел, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объеме анализируемой совокупности. Виднейшим представителем и основателем этого направления был В. Петти (1623–1687). История показала, что последнее слово в статистической науке осталось именно за школой политических арифметиков.

В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения о средних величинах. Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822–1911 гг.) и К. Пирсона (1857–1936 гг.), В. Госсета (1876–1937 гг.) более известного под псевдонимом Стьюдента, Р. Фишера (1890–1962 гг.) и др. Для координации развития статистики по инициативе А. Кетле проводились международные статистические конгрессы, а в 1885 г. Был основан Международный статистический институт, существующий и сейчас.

В развитии статистики видное место принадлежит представителям отечественной науки и практики. В эпоху Петра I статистика трактовалась преимущественно как описательная наука. Но уже со второй половины XIX века выдвигается познавательное значение статистики. Профессор петербургского университета Ю.Э. Янсон (1835-1893) назвал статистику общественной наукой. Видный экономист А.И. Чупров (1842-1908) отмечал необходимость массового статистического исследования при помощи метода количественного наблюдения большого числа факторов для того, чтобы описать общественные явления, выявить закономерности и определить причины их возникновения. Развитие статистики в России тесным образом связано с созданной после отмены крепостного права земской статистикой, которая пользовалась заслуженным авторитетом за объективность и профессионализм.

История развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством передового опыта учетно - статистических работ, обусловленных, прежде всего, потребностями управления жизни общества.

В настоящее время термин “статистика” употребляется в самых разных значениях. Насчитывается около тысячи определений статистики, однако наиболее часто встречаются следующие:

ü под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о различных явлениях общественной жизни (в этом смысле “статистика” выступает как синоним словосочетания “статистический учёт”);

ü статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-либо показателя;

ü статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина в учебных заведениях.

Предметом статистики является количественное описание массовых общественных явлений и аналитическое выражение закономерностей общественного развития.

Объект статистического исследования (в каждом конкретном случае) – это статистическая совокупность, единицы которой обладают массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации.

Основной целью статистического исследования является получение обобщающих характеристик и выявление закономерностей в общественной жизни в конкретных условиях места и времени, которые проявляются лишь в большой массе явлений через преодоление свойственной ее единичным элементам случайности.

Достижение цели статистического исследования, обеспечивается решением следующих задач:

ü дать цифровое и содержательное освещение изучаемых явлений и процессов, как надёжного способа оценки действительности;

ü обосновать экономические выводы, подтвердить различные теоретические положения и утверждения;

ü объяснить взаимосвязь между явлениями, показать их конкретную форму и силу;

ü охарактеризовать новые явления, процессы и закономерности, представить их количественную и качественную характеристики.

Статистика как наука выработала приемы и способы изучения массовых общественных явлений, зависящие от особенностей ее предмета и задач, которые ставятся при его изучении. Приемы и способы, с помощью которых статистика изучает свой предмет, образуют статистическую методологию. Статистическое исследование состоит из трех стадий:

1) статистическое наблюдение, заключающееся в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех фактов, относящихся к рассматриваемому объекту;

2) сводка и группировка результатов наблюдения, позволяют все собранные факты в результате статистического наблюдения, подвергать систематизации и классификации;

3) анализ полученных обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин – абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи явлений, определяются закономерности их развития, делаются прогнозные оценки.

Все три стадии связаны между собой, и на каждой из них используются специальные методы исследований. Можно выделить следующие группы методов, используемые на соответствующей стадии статистического исследования, объясняемых содержанием выполняемой работы:

ü метод массового наблюдения;

ü метод статистических группировок и таблиц;

ü методы анализа статистических показателей (абсолютных, относительных, средних величин, индексных систем);

ü методы обработки и моделирования рядов динамики;

ü корреляционно - регрессионный анализ (рассматривает закономерности причинно – следственных связей общественных явлений) и другие методы.

Учитывая выше сказанное, сформулируем определение статистики как науки. Статистика - это планомерный и систематический учет массовых общественных явлений, который осуществляется государственными статистическими органами и дает числовое выражение проявляющимся закономерностям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.