Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и значение инвестиционной политики




Важным рычагом воздействия на предпринимательскую дея­тельность субъектов хозяйствования и экономику страны являет­ся инвестиционная политика государства. С ее помощью госу­дарство непосредственно может воздействовать на темпы и объе­мы производства, уровень инфляции, ускорение НТП, измене­ние структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

С момента перехода эконо­мики России на рыночные отношения государство до сих пор так и не выработало инвестиционной политики, адекватной этому периоду. Она отсутствует и в большинстве субъектов Российской Федерации, а также на уровне отдельных фирм, предприятий, ор­ганизаций. Все это отрицательно отразилось на инвестиционной деятельности и экономике страны.

В зависимости от масштабности следует различать:

инвестиционную политику на макроуровне;

инвестиционную политику на региональном уровне;

инвестиционную политику на уровне предприятия.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государ­ством для создания благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельно­сти и подъема национальной экономики, повышения эффектив­ности инвестиций и решения социальных задач.

Конечной целью инвестиционной политики государства яв­ляется подъем экономики, повышение эффективности произ­водства и решение социальных проблем.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики, предоставлением самых раз­личных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвес­тиции на реконструкцию и техническое перевооружение произ­водства; амортизационной политики; путем создания благопри­ятных условий для привлечения иностранных инвестиций; науч­но-технической политики и др.

Инвестиционная политика является составной частью эконо­мической и социальной политики государства, поэтому она должна способствовать их реализации.

Инвестиционная политика государства должна быть тесно связана и с научно-технической политикой. Если нет этой взаи­мосвязи, то нет и эффективной инвестиционной политики.

В современных условиях, когда Россия теряет свои позиции в научно-технической области, еще раз следует напомнить, что ус­корение НТП является важнейшим фактором подъема нацио­нальной экономики и превращения страны в мощное индустри­альное государство. Так, например, выход Японии на самые пе­редовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обуслов­лен в первую очередь тем, что страна в послевоенный период со­риентировалась и стала целенаправленно проводить инвестици­онную политику, направленную на ускорение НТП.

Инвестиционная политика на макроуровне

Инвестиционная политика на макроуровне состоит из следующих блоков (Сергеев, Веретенникова, Яновский. Организация и финансирование инвестиций, Москва, 2003г.).

Блок 1. Создание необходимых условий для инвестиционной деятельности в стране. Он включает в себя:

разработку и утверждение необходимых нормативных доку­ментов и законов в области инвестиционной деятельности;

совершенствование системы налогообложения;

создание необходимых условий для привлечения иностран­ных инвестиций;

создание необходимой инфраструктуры для инвестиционной деятельности (банков, страховых компаний, информационное обеспечение и др.);

создание инвестиционного рынка, в том числе рынка ценных бумаг.

Блок 2. Выбор приоритетных направлений в использовании капитальных вложений по отраслям народного хозяйства. Этот выбор основывается исходя из необходимости реализации Программы социально-экономического развития страны, а также значимости развития отдельных отраслей народного хозяйства для экономики.

Блок 3. Выбор и обоснование инвестиционных проектов на конкурсной основе. Обоснование инвестиционных проектов осуществляется на основе общепринятой методологии, т. е. на основе сопоставления их бизнес-планов.

Блок 4. Расчет необходимого объема инвестиций, источников их покрытия и порядок финансирования. Он включает в себя:

источники финансирования инвестиций из федерального бюджета;

источники финансирования инвестиций из региональных бюджетов;

кредиты Центрального банка РФ; эмиссия государственных ценных бумаг; средства юридических и физических лиц, участвующих в реа­лизации государственной инвестиционной политики; иностранные инвестиции.

Блок 5. Эмиссия государственных ценных бумаг. Этот блок тесно связан с предыдущим и включает в себя эмиссию государ­ственных ценных бумаг с целью получения дополнительных фи­нансовых источников для реализации инвестиционной политики на макроуровне.

Блок 6. Распределение государственных инвестиций по ос­новным отраслям народного хозяйства и субъектам Российской Федерации. Это распределение осуществляется на основе вы­бранных для реализации инвестиционных проектов и имеющих­ся у государства средств на их реализацию.

Блок 7. Взаимосвязь инвестиционной политики с научно-тех­нической и амортизационной. Эта взаимосвязь должна осуще­ствляться так, чтобы амортизационная политика способствовала реализации инвестиционной и научно-технической политики, а инвестиционная политика способствовала реализации научно-технической и прежде всего тех инвестиционных проектов, кото­рые направлены на ускорение НТП.

Блок 8. Влияние инвестиционной политики на важнейшие макроэкономические показатели развития страны. В этом блоке должно быть отражено влияние реализации инвестиционной по­литики на прирост ВВП, национального дохода, инфляцию, при­рост выпуска важнейших видов промышленной продукции, уро­вень жизни и безработицы и др.

Инвестиционная политика должна иметь цель, задачи и меха­низм их реализации.

Целью инвестиционной политики является реализация страте­гического плана экономического и социального развития страны, но в любом случае конечной целью инвестиционной политики яв­ляется оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективнос­ти общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стра­не; к ним относятся:

выбор и поддержка в развитии отдельных отраслей экономики;

реализация программы по конверсии военно-промышленно­го комплекса;

обеспечение конкурентоспособности отечественной продук­ции;

поддержка в развитии малого и среднего бизнеса;

поддержка в развитии экспортных производств;

обеспечение сбалансированности в развитии народнохозяй­ственного комплекса России;

реструктуризация угольной промышленности;

реализация программы жилищного строительства в стране, и в частности для военных, и др.

Разработанная и принятая инвестиционная политика не мо­жет быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализа­ции. Он, как правило, должен включать:

выбор надежных источников и методов финансирования ин­вестиций;

определение сроков и выбор органов, ответственных за реа­лизацию инвестиционной политики;

создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;

создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Кроме государственной инвестиционной политики, различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвя­зи между собой, но определяющей является государственная инве­стиционная политика, так как она должна создавать цивилизован­ные правила игры в области инвестиций и способствовать активи­зации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

 

Инвестиционная политика на региональном уровне

Инвестиционная политика на региональном уровне – система мер, проводимых на уровне региона по мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов. Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

- экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;

- величиной имеющегося производственного потенциала;

- географическим положением;

- природно-климатическими условиями;

- привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Основной целью региональной инвестиционной политики является подъем экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и стратегическое развитие региона. Задачами инвестиционной политики на уровне региона являются: создание инфраструктуры инвестиционного рынка; формирование спроса на продукцию предприятий региона и на инвестиционные ресурсы; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций; обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиций.

 

Инвестиционная политика на микроуровне

Инвестиционная политика на микроуровне – комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной финансовой устойчивости организации в ближайшей и дальнейшей перспективе.

Инвестиционная политика является частью плана экономического и социального развития предприятия и связана с другими его частями (научно-технической, ценовой, амортизационной, ценовой политикой и др.).

Задачи инвестиционной политики на микроуровне:

- выбор и обоснование приоритетных направлений вложения инвестиций;

- определение источников финансирования инвестиций;

- формирование оптимального инвестиционного портфеля предприятия;

- недопущение чрезмерного морального и физического износа ОПФ;

- совершенствование структуры ОПФ;

- рациональное использование амортизационных отчислений и прибыли на предприятии;

- увеличение и улучшение использования производственных мощностей;

- оценка влияния инвестиционной политики на финансовые результаты работы предприятия.

Инвестиционная политика на предприятии должна вытекать из его стратегических целей, т. е. из перспективного плана экономического и социального развития.

При разработке инвестиционной политики на предприятии необходимо придерживаться следующих принципов:

- инвестиционная политика должна быть нацелена на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;

- должны быть учтены инфляция и факторы риска;

- инвестиции должны быть экономически обоснованы;

- должна быть сформирована оптимальная структура портфельных и реальных инвестиций;

- должны быть выбраны надежные и более дешевые источники и методы финансирования инвестиций;

- инвестиционные проекты должны быть ранжированы по их важности и последовательности реализации исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников.

Инвестиционная политика на предприятии разрабатывается работниками экономических и технических служб. Ответственными за разработку и реализацию инвестиционной политики являются руководители предприятий.

 

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ

 

В условиях рынка управлять инвестиционной деятельностью - это значит созда­вать цивилизованные правила игры для всех инвесторов, а также благоприятные условия для оживления инвестиционной деятель­ности и повышения эффективности инвестиций. Государство может воздействовать на инвестиционную деятельность при помощи самых различных рычагов: экономических, административных, правовых и др.

В условиях рыночных отношений приоритет должен быть от­дан в первую очередь экономическим рычагам, так как они по сво­ей сущности в наибольшей степени отвечают рыночной экономи­ке. Административные рычаги необходимо использовать только в том случае, если для достижения определенной цели, имеющей важное экономическое и социальное значение для страны, эконо­мические рычаги недостаточны или малоэффективны.

Государство на основе совершенствования налоговой систе­мы, проведения разумной финансово-кредитной политики и дру­гих рычагов должно обеспечить стабильность экономики и низ­кий темп инфляции, что является условием для оживления инве­стиционной деятельности. Очень важно, чтобы инвестиционная деятельность в стране регулировалась на основе определенных за­конодательных актов, имеющих долговременный характер.

За годы перехода на рыночные отношения была создана оп­ределенная нормативная база в области инвестиционной дея­тельности, которая сыграла и играет определенную позитивную роль в инвестиционной деятельности. Основные ее недостатки заключаются в том, что она затронула далеко не все стороны ин­вестиционной деятельности, часто изменяется, поэтому еще да­лека от совершенства. Все это является одной из причин слабого притока иностранных инвестиций в экономику России. Хорошая нормативная база является фундаментом в управлении инвести­ционным процессом.

Важное значение для решения этой проблемы имеет Феде­ральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г., в котором достаточно подробно (глава III, ст. 11) перечислены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (см. приложение 1). Их сущность заключается в следующем: 1) создание благоприятных условий для развития инвестици­онной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вло­жений, путем:

§ совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

§ установления субъектам инвестиционной деятельности спе­циальных налоговых режимов, не носящих индивидуального ха­рактера;

§ защиты интересов инвесторов;

§ предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

§ расширения использования средств населения и иных внебю­джетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

§ создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной де­ятельности;

§ принятия антимонопольных мер;

§ расширения возможностей использования залогов при осу­ществлении кредитования;

§ развития финансового лизинга в Российской Федерации; проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

§ создания возможностей формирования субъектами инвести­ционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельнос­ти, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

-разработки, утверждения и финансирования инвестицион­ных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совме­стно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

-формирования перечня строек и объектов технического пере­вооружения для федеральных государственных нужд и финансиро­вания их за счет средств федерального бюджета. Порядок формиро­вания указанного перечня определяется Правительством РФ;

-предоставления на конкурсной основе государственных га­рантий по инвестиционным проектам за счет средств федерально­го бюджета (бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. По­рядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федера­ции) определяется Правительством РФ, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

-размещения на конкурсной основе средств федерального бю­джета (бюджета развития Российской Федерации) и средств бюд­жетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осу­ществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процен­тов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на ус­ловиях закрепления в государственной собственности соответст­вующей части акций создаваемого акционерного общества, кото­рые реализуются через определенный срок на рынке ценных бу­маг с направлением выручки от реализации в доходы соответст­вующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством РФ, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

-проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации;

-защиты российских организаций от поставок морально уста­ревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких техно­логий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации бюджета развития Российской Федерации);

-разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осу­ществления контроля за их соблюдением;

-выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

-вовлечения в инвестиционный процесс временно приоста­новленных и законсервированных строек и объектов, находя­щихся в государственной собственности;

-предоставления концессий российским и иностранным инве­сторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.